Борьба материализма и идеализма в физиологии
Физиологические исследования целостного организма и механизмов регуляции и саморегуляции, изучение видового и индивидуального развития функций и в особенности создание физиологии высшей нервной деятель ности — все это вместе и каждая из этих проблем в отдельности — поставили исследователей перед необходимостью философского осмысливания богатого фактического материала.
В XX столетии большинство физиологов стояло на материалистических позициях. Многие из них стихийно или сознательно пришли к диалектико-материалистическому мировоззрению. Об этом прямо говорят- некоторые передовые западные ученые. Так, К. X. Уоддингтон, упоминая об итогах рассмотрения некоторых принципиальных вопросов теоретической биологии, заявил: «... Общая система представлений, которая начинает вырисовываться... в определенной степени близка к марксистской диалектической философии»
Наряду с широким признанием правильности материалистического мировоззрения в физиологии, особенно в начале столетия, имелись попытки утвердить идеалистическое понимание жизненных явлений. Часть физиологов стала на путь признания существования нематериального’ фактора, обусловливающего процессы жизнедеятельности, который, по выражению немецкого ботаника И. Рейнке, «...глумится над всеми попытками объяснить жизнь физическими и химическими процессами» 7.
Наиболее активно эксплуатировалась виталистами проблема целостности организма, включайщая вопросы роста и развития, дифференциации частей и их регенерации после повреждения. Откровенно идеалистический характер носили взгляды Я. Икскюля, Э. Риньяно и Р. Лилли.. Последний, будучи автором многих экспериментальных исследований,, разработал упрощенную модель нервного проведения в виде пассивированной железной проволоки. Лилли утверждал, что целостность организма, его развитие и вся совокупность основных жизненных явлении обусловлены наличием в организме нематериального управляющего импульса психической природы, или «направляющей тенденции», или «творческого интегрирующего фактора».
Действие этого фактора, импульса или тенденции, согласно мнению Лилли, ивдетерминировано.Среди различных трактовок проблемы целостности организма внимание биологов и физиологов привлекли концепции, получившие название8 органицизма9, или иначе, организмические концепции. В различных их вариантах выявились идеалистические, позитивистские и механистические- тенденции. Лишь медленно пробивало себе дорогу последовательное диа- лектико-материалистическое рассмотрение проблемы целостности организма как в специально физиологическом, так и, в общебиологическом плане.
Виталистическим концепциям и идеалистическим толкованиям целостности и развития организма противостояли выступления ряда физиологов и биохимиков, которые стремились материалистически (хотя и не -всегда последовательно) объяснить наиболее сложные проблемы биологии и общей физиологии. В этом отношении важную роль сыграли работы Дж. Г. Паркера, Ч. Херрика, Г. Дженингса, И. Й. Павлова, А. А. Ухтомского, Н. Е. Введенского. Они доказывали принципиальную познаваемость биологических явлений и их детерминированность материальными процессами, происходящими как в самом организме, так и во внешней среде. Ори- гималыюе решение проблемы предложил Э. С. Бауэр (1935), считавший, что своеобразие жизненных явлений может быть объяснено принципом устойчивого неравновесия, которое поддерживается процессами обмена веществ и требует постоянной затраты энергии живым организмом.
Выступая против витализма, некоторые физиологи резко критиковали и механистические концепции. Например, Дж. С. Холдейн в 1924 г. писал: «Механистическая теория жизни теперь отброшена и должна занять место в истории как пройденная фаза развития биологии. Но физиология не возвращается назад к витализму, который тормозил ее развитие и от которого она избавилась в последнее столетие» Холдейн (1934) возражал против возможности объяснения всех явлений жизни физическими законами, утверждая, что «биология является отраслью знаний, отличной от физических наук», что в организмах действуют свои специфические закономерности.
Среди физиологов первой половины XX в.
были и приверженцы ма- хистской философии и физиологического идеализма, которых подверг уничтожающей критике В. И. Ленин10. Так, в начале столетия немецкий физиолог М. Ферворн пропагандировал разновидность берклеанской философии, названную им психомонизмом. Отрицая объективную реальность внешнего мира, он утверждал, что «телесный мир — это только содержание души» 11. Он же отстаивал неправомерность причинного объяснения явлений действительности, подменяя его кондиционализмом.Для обоснования идеализма Ферворн и некоторые другие физиологи продолжали использовать сформулированный И. Мюллером «закон специфической энергии органов чувств», в котором видели, по словам физиолога Г. Бунге, «точную основу всякой идеалистической философии» 12.
Размежевание приверженцев материалистического и идеалистического мировоззрений особенно четко выявилось в понимании проблем физиологии высшей нервной деятельности и поведения животных и человека. Здесь на одном полюсе находились И. П. Павлов, его ученики и последователи в СССР и его сторонники в странах Западной Европы и США, развивавшие последовательно материалистические взгляды. На другом полюсе находились физиологи-идеалисты. Многие из них были сторонниками дуализма, отрицавшего материальное единство мира, отрывавшего психическое от физиологического, сознание от мозга.
И. П. Павлов рассматривал мысль как функцию мозга и признавал единство физиологического и психического. «...Сознание,— отмечал он в 1913 г.,— представляется мне нервной деятельностью определенного участка больших полушарий...»13. Он подчеркивал, что объясняет процессы, происходящие в мозгу, «чисто физиологически, чисто материально, чисто пространственно» 14. Павлов с удовлетворением указывал, что его «работа все время держится на прочном, материально-фактическом фундаменте, как во всем остальном естествознании, благодаря чему поистине пеудержимым образом накопляется точный материал и чрезвычайно ширится горизонт исследования» 15.
Еще в 1906 г. Павлов предвидел, что развитие и распространение материалистического понимания центральной философской проблемы «сознание и мозг», встретит противодействие со стороны нейрофизиологов, стоявших на идеалистических позициях. Это предвидение оправдалось.
Ч. Шеррингтон, внесший большой вклад в нейрофизиологию, в конце своей жизни опубликовал книгу, насыщенную теологией и мистицизмом *. Игнорируя данные физиологии, психологии и психиатрии, он пытался доказать отсутствие связи между физиологической деятельностью мозга, с одной стороны, сознанием и мышлением — с другой. Шеррингтон писал: «Могут ли быть найдены в головном мозгу какие-нибудь нервные процессы, радикально отличные от таковых в других отделах нервной системы?». И отвечал, что «в тех областях мозга, которые коррелятивно связаны с сознанием, невозможно ни микроскопически, ни физически, ни химически обнаружить каких-либо существенных отличий от областей, где такая связь существует» 16, Это утверждение Шерринг- тона противоречит современным ему методически безупречным наблюдениям нейроморфологов (О. Фогта и др.), установивших наличие в коре мозга человека цитоархитектонических полей, отсутствующих у антропоидов. По мнению Шеррингтона, человек «неодолимо раздвоен» на телесное и бестелесное; мозг как часть тела не может быть органом сознания; сознание независимо от мозга. Душа (сознание), заявляет Шеррингтон, возникает ex nihilo (из ничего).
Взгляды Шеррингтона и его последователей подверглись резкой критике со стороны И. П. Павлова, JI. А. Орбели и многих других ученых, справедливо отмечавших, что мировоззрение физиологов-идеалистов идет вразрез с их научными поисками. Идеалистическим заблуждениям и примитивной ограниченности механистического мировоззрения противостоит методология диалектического материализма. К признанию основных ее положений приходит все большее число естествоиспытателей.
Еще по теме Борьба материализма и идеализма в физиологии:
- Сравнительная и эволюционная физиология j
- Глава 5. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
- Под ред. Е. М. Крепса.. Физиология животных. Приспособление и среда, Книга I, 1982
- Под ред. Е. М. Крепса. Физиология животных: Приспособление и среда, Книга 2, 1982
- Физиология человека
- Техническое перевооружение физиологии
- Физиология органов чувств
- Физиология субклеточных структур
- Физиология питания и пищеварения
- Физиология кровообращения
- 11. Борьба как взаимопомощь. Дарвинизм по Кропоткину