Хищные
На численность самих хищников влияет не только наличие кормов, но также конкуренция со стороны близких видов, болезни, хозяйственная деятельность человека, интенсивность промысла и некоторые другие причины.
В юго-западной части Новосибирской области, где много бывает водяной крысы и ондатры, а также хорошо развито сельское хозяйство, продукті которого часто служат лисице кормом, один охотник за сезон добывает до 100 зверей и более. В подтаежных районах, где кормов меньше, в лучшие для промысла годы на одного охотника приходится не более 30 этих хищников [Абашкин, 1969]. В таежных частях Западной Сибири (кроме поймы Оби) добыча лисицы является редкостью и здесь на 100 къА обычно держится не более 1-2 зверей.
Численность волка определяется наличием кормов, возможностью их добывания и интенсивностью промысла. Наши наблюдения и литературные сведения [Лаптев, 1958; Крючков, 1969] свидетельствуют о том, что в местах обитания зверя на 100 км2 в настоящее время приходится в среднем не более одной особи. Лишь в отдельных особенно благоприятных угодьях, где ослаблен промысел, отмечается его значительная концентрация, а также существенный вред животноводству и охотничьему хозяйству. Такая ситуация сложилась в Алтайском государственном заповеднике в 1970-1980-е гг. (устные сообщения Э. А. Ирисова и Г. Г. Со- банского). Стаи этих хищников после длительного отсутствия стали появляться в верховьях Васюгана, Чулыма, в лесостепной части левобережья Оби, центральных районах Кузбасса. Регуляция плотности населения крупных хищников, в том числе и волков, со стороны человека диктуется необходимостью использования биомассы копытных для своих нужд, а также для профилактики природно-очаговых заболеваний.
В связи с бурным освоением края происходит постепенное истребление самого крупного хищника - бурого медведя. Еще 20-30 лет назад он встречался во всех крупных лесных массивах и часто в большом количестве. В настоящее время зверь исчез или стал редок во многих местах [И. Г. Шубин, Н. Г. Шубин, 1972]. Резервами для него служат отдаленные глухие и труднодоступные таежные районы. Так, в верховьях р. Чижагіки (правый приток Васюгана), где сосредоточены огромные массивы елово-пихтовых густых лесов, осенью в 1974-1977 гг. на 100 км2 мы встречали от 1 до 3 медведей. Высокая плотность их населения регистрировалась также в бассейнах рек Кети, Чулыма и Тыма, в горах Кузнецкого Алатау, Горной Шории и Салаира (до 1-2 хищников на 100 км2). По южной окраине равнинной тайги одиночные звери отмечаются лишь в отдельных местах.
Среди куницеобразных мелкие виды: ласка, горностай, колонок и светлый хорь - наряду с глубокой специализацией питания, высокой плодовитостью и сравнительно короткой продолжительностью жизни обладают способностью резко менять плотность населения. Кроме того, между близкими видами конкурентные, антагонистические отношения приводят к доминированию по численности наиболее сильного. Напримеір, там, где многочислен горностай, ласка встречается в меньшем количестве. Наиболее благоприятные места для существования горностая, с обильной кормовой базой и большой емкостью угодий, расположены в Барабинской лесостепи, где на 10 км2 добывается до 50-70, а на одного охотника в некоторые годы приходится до 400 зверьков и более. Увеличение его запасов хорошо коррелирует с массовым размножением водяной крысы и обыкновенного хомяка - основных его кормовых жертв [Терновский, Данилов, 1965]. Высокая плотность населения этого вида отмечена также и в пойме Оби (особенно в ее нижней части), где за сезон охоты тоже отлавливают до 400 хищников на одного человека. Здесь ее колебания (20-30-кратные) обусловлены не только состоянием кормов, но и особенностями весенних паводков, так как в период высокого половодья, длящегося около двух месяцев, вся пойма, до 60 км шириной, бывает затопленной. Другими факторами, ограничивающими численность горностая, служат промысел, весенние палы и действие более сильных хищников [Кукарцев, 1972, 1976; Войлочников, 1974]. В таежной части Западной Сибири на 10 км2 нами обычно регистрировалось лишь до 3-5 ласок и 1-2 горностая.
Плотность населения колонка бывает высокой в южной тайге, где малочислен соболь. Здесь, по нашим наблюдениям, на 10 км2 обитают до 10 зверьков и более. Оптимальные условия для своего существования этот хищник находит также в северной части Барабинской лесостепи, причем в указанных местах на 10 км2 добывается до 12 колонков, и они более тесно связаны по линии питания с ондатрой, чем те, которые живут в лесной зоне [Тернов- ский, Давыдова, 1966]. Необходимо отметить, что на питание ондатрой переключились после ее акклиматизации многие звери: лисица, американская норка, светлый хорь и другие, найдя в ее лице новый и благодатный пищевой объект [Руковский, 1976].
Основные промысловые запасы колонка сосредоточены по югу Томской области и по самой пойме Оби, в Кемеровской и Новосибирской областях, а также в Алтайском крае. Численность зверька неустойчива и зависит главным образом от динамики населения мелких грызунов, при этом разные виды оказывают на нее неодинаковое влияние. Наиболее резкие изменения ее наблюдаются в районах, подверженных вспышкам массовых размножений водяной крысы. В Барабе и пойме Оби поголовье хищника временами сокращается в 16-40 раз. В тех местах, где размножение водяной крысы редко принимает массовый характер и где основу питания колонка составляют мышевидные грызуны, его численность более стабильна. Не выдерживая натиска соболя и американской норки, колонок успешно конкурирует с горностаем, и в ряде участков Томского Приобья плотность населения первого в 10-30 раз выше, чем второго [Поляков, 1977].
Светлый хорь, приспособившись кормиться грызунами средних размеров (сусликами, обыкновенным хомяком, водяной полевкой), обилен только там, где многочисленны названные жертвы. В Кузнецкой лесостепи летом 1968 г. на площади в 100 км2, занятой поселениями краснощекого суслика, мы насчитывали до 20 этих хищников. До 10—14 зверьков на 10 км2 добывают в Новосибирской области. По северу Кемеровской и югу Томской областей светлый хорь редок и отлавливается единичными особями.
Фоновым пушным видом тайги среди хищников рассматриваемого региона в настоящее время является соболь. При высокой экологической пластичности он относительно устойчив к неблагоприятным воздействиям факторов среды, что определяет сравнительно небольшие, 2-3-кратные, колебания его численности [Бакеев, 1976], зависящие в основном от степени опромышления. Размещение запасов зверя обусловлено особенностями распределения кормов. При равномерном и обильном их распределении
выравнивается и размещение хищников по территории, составляя, по нашим подсчетам, обычно не более 5-10 экз. на 10 км2 угодий. Средний выход шкурок при добыче соболей на 100 км2 в Свердловской области равен 48, в западной части Ханты-Мансийского национального округа - 40, в Тюменской - 48 и Омской области - 41, а в бассейнах рек Пура и Назыма - 11-12. Численность соболя в урало-приобской части ареала снижается значительно как за счет опромышления, так и в связи с сокращением площади угодий [Полузадов, 1971, 1973]. Очень сильно он истребляется вблизи населенных пунктов, особенно в радиусе 30-40 км.
Кроме интенсивности промысла и состояния кормовой базы на плотность популяции соболя серьезное влияние могут оказывать инвазии. Как показали исследования А. Д. Сулимова и В. В. Шуры- гина [1976], в Туве зверьки бывают поражены тениозом, капил- ляриозом и филяроидозом, причем иногда все поголовно. Возможно это явилось наряду с промыслом одной из причин вымирания соболя на большей части Западной Сибири в недалеком прошлом. К временному, локальному сокращению численности хищника приводят вырубки лесов, повреждения их пожарами и непарным шелкопрядом.
У лесной куницы, как и у соболя, происходит, начиная с 1947 г., рост численности и объема заготовок. Л. И. Красовский [1972] связывает это с уменьшением числа охотников и усиления вырубок в тайге. Однако общеизвестно, что сплошные рубки на больших площадях оказывают отрицательное влияние на состояние популяции не только этого хищника, но и многих других лесных животных. Кроме того, определенное значение в регуляции численности зверька имеет скрябингилез, причем в случае неблагоприятных кормовых условий в эпизоотию вовлекаются до 72,4 % особей [Ю. Н. Бакеев, Н. Н. Бакеев, 1973]. На Урале наблюдается прямая связь между численностью этого хищника и распространением липы как наиболее дуплистой и медоносной породы, условия для произрастания которой к северу ухудшаются. Липа не только обеспечивает куницу убежищами, но и способствует улучшению ее кормовой базы, привлекая пчел, ос, птиц дуплогнезд- ников и др. На 10 км2 оптимальных угодий добывают до 15-20 зверьков [ Ю. Н. Бакеев, Н. Н. Бакеев, 1973]. Чем дальше к востоку от Урала, тем ниже численность лесной куницы, которая становится совсем редкой в левобережье Оби.
Крупные куницеобразные: росомаха, выдра и барсук - обладают не только низкой численностью, но и небольшой амплитудой ее колебаний. Росомаха почти всюду редка и на многие десятки километров встречаются единичные звери. Лишь в бассейне р. Ягыл-Яха (левый приток Васюгана), где много северных оленей и лосей, в 1969 г. нами отмечались следы 2-3 хищников за одну экскурсию. Выдра также малочисленна, особенно по мелким ручьям и речкам шириной до 5-8 м. По более крупным рекам она обнаруживается чаще, но и в них на 10-20 км береговой линии обычно обитает не более 1 зверя. Барсук, отличаясь всеядностью, имеет местами сравнительно высокую плотность населения. Например, у г. Томска, по нашим наблюдениям, на 10 км2 живут до 3-5 животных. На юге Барабинской лесостепи, в Кулунде и в предгорьях Салаира на 100 км2 добывается более 15 барсуков. На приобских увалах мы встречали следы деятельности и самих зверей изредка и не каждый год.
Американская норка, интродуцированная на территории Западной Сибири около 40 лет назад, хорошо прижилась и прочно вошла в состав местной фауны. Хотя у нее еще не закончился процесс расселения и продолжается рост численности, уже сейчас по плотности своего населения она не уступает во многих местах другим мелким куньим.
Рысь во многих странах Западной Европы полностью истреблена в результате промысла. Довольно сильно сократился ее ареал и на территории СССР даже в течение текущего столетия [Гептнер, Слудский, 1972; Матюшкин, 1974]. Общие ее запасы невелики и сосредоточены по югу Западной Сибири и на Урале.
При изучении численности хищников и факторов, ее обусловливающих, обращает на себя внимание тесная связь их с жертвами. Сюда относятся различные морфологические коадаптации, зависимость плотности популяции одного от другого, наличие общих паразитов. Хищники не только выполняют санитарную функцию, изреживая население жертвы, но часто способствуют поддержанию и распространению многих заболеваний. Так, исследования Н. И. Овсюковой [1975] свидетельствуют о том, что заражение псовых тениями от павших или затравленных хищниками оленей достигает у песцов 25,8 % и происходит на Чукотке во все сезоны года. Огромное значение имеют звери и в распространении эктопаразитов. Как считают Д. В. Терновский и М. С. Давыдова [1966], роль мелких хищников в обмене эктопаразитами между грызунами даже ббльшая, чем ее выполняют сами грызуны.
Значительную роль в жизни животных, в их выживаемости при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды играют резервации. За счет труднодоступных мест, а также отдаленных угодий, которые слабо опромышляются или совсем не посещаются людьми, происходит существенное поддерживание численности промысловых животных, отсюда в первую очередь идет заселение близлежащих пространств. Можно считать правилом, что чем больше площадь мест резервации вида, тем выше уровень его минимальной численности в период депрессии. При большой площади оптимальных мест резервации достаточно непродолжительного улучшения условий существования, чтобы возникло массовое размножение [Поляков, 1977]. Хотя это правило сформулировано для полевок, оно справедливо для всех млекопитающих. Крупные звери с высоким уровнем психической деятельности активно разыскивают свои резервации. Хорошо известны многочисленные примеры концентрации хищных и копытных в заповедниках (при этом поражает их удивительная доверчивость к людям), а также в других местах, где их мало беспокоят.
Таким образом, можно сказать, что численность млекопитающих определяется, с одной стороны, емкостью угодий (запасы корма, убежища, ремизность), а с другой - адаптивными возможностями вида, популяции и отдельных особей. Она зависит от плодовитости, продолжительности жизни и смертности особей в популяции, а также той среды, тех условий, в которых реализуются эти процессы. Виды млекопитающих* не обладающие совершенными эколого-морфологическими приспособлениями, поддерживают свою численность благодаря огромной плодовитости. Плотность населения у них сильно колеблется не только по годам, но и по сезонам. Стабильнее она у тех животных, которые обладают более совершенными адаптациями и сложной возрастной структурой популяции. Отдельные виды зверей Западной Сибири существуют при очень низкой численности, подвергая себя опасности полного исчезновения.
Еще по теме Хищные:
- ОТРЯД ХИЩНЫЕ
- Отряд хищные Ordo Carnivora
- Отряд хищные Ordo Carnivora
- ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОСИСТЕМАХ
- Семейство хищные сумчатые Familia Dasyuridae
- РВУЩИЕ ЖИВУЮ ПЛОТЬ
- СелевинияSelevinia betpakdalensis Belosludov et Bazhanov, 1938 (II, 222)
- Литература
- Клоп хищный
- Нутрия (болотный бобр)
- РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- Полосатый кенгуру Lagostrophus fasciatus Рёгоп, 1807 (IV, 31)
- Разнообразные задачи водяного сада
- БАКТЕРИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ Лептоспироз (Leptospirosis
- ГРИБКОВЫЕ БОЛЕЗНИ (ДЕРМАТОФИТОЗЫ) (Dermatophytoses canum, feline)