<<
>>

Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Отделение тверди от воды.

Бывало, рисовали творца а виде двух лиц сразу — молодого и пожилого или всей троицы вместе. Тут издавна существовала путаница, приводившая к бесконечным спорам.

Подавляюш,им большинством теологов, тщательно изучавшим библейский текст, был сделан вывод, что сотворение мира произошло за 4 тысячи лет до рождества Христова.

В XVH веке Джон Лайтфут, вице-президент Кембриджского университета, «вычислил», что «небо и земля, центр и периферия были созданы все вместе в один и тот же момент, и вместе с ними облака, полные воды» и что «произошло это, равно как и сотворение человека,— 23 октября, за 4004 года до рождества Христова, в 9 часов утра».

Через 200 лет после утверждения Лайтфута было установлено, что именно в вычисленный им момент тво-

е рения l Египте и в Азии давно уже существовали высокоразвитые цивилизации-

Множество сомнений другого рода одолевали тех, кто задумывался над происхождением жизни на Земле. В первых печатных книгах и старинных рукописях встречается изображение всемогущего творца, занятого сотворением живых существ. Они выходят из божественных рук в готовом виде, например, слон в полном боевом снаряжении. Библейский рассказ о сотворении много веков понимали буквально. Августин Блаженный в своих «Комментариях к книге Бытие» высказал знаменитый афоризм: «Ничто не может равняться по силе убедительности с силой священного писания, ибо последнее убедительнее, чем все проявления человеческого ума». На буквальном понимании текста Библии настаивал Лютер, а Кальвин был убежден в том, что все виды животных и растений были сотворены в шесть дней и что с тех пор не возникло ни одного нового вида. Тот самый Лайт- фут, который «не очень удачно» вычислил дату сотворения мира, утверждал, что чистых пород животных было создано по семь каждого вида, из них три пары для размножения, а седьмое — для жертвоприношения Адама после его грехопадения, которое бог предвидел.

Когда были открыты ископаемые формы животных, теологи ничтоже сумняшеся объявили их «образцами божьих творений, которые великий творец отверг», «набросками будущих творений», «предметами, помещенными в недрах земли, чтобы поразить воображение человека».

Остатки и отпечатки животных и растений, существовавших на Земле миллионы лет назад,— неоспоримое свидетельство естественного происхождения видов. Они рассказывают о форме и строении организмов, являющихся предками тех, что живут теперь, или о вымерших боковых линиях, некогда отделившихся от общего предка.

Природа этих «медалей творения» была понята более чем за 500 лет до н. э. греческим философом Ксенофаном Колофонским, утверждавшим, что ископаемые остатки животных и растений есть остатки организмов, некогда живших на Земле. Эту точку зрения разделял Аристотель, но в средние века и даже в XVIII веке среди многих естествоиспытателей господствовало мнение, что ископаемые остатки — результат деятельности неизвестной силы. Существовали курьезные представления, будто бы некая сила делала множество попыток создать организмы различной формы. Попытки были иногда удачными, но в большинстве не удавались. Неудачные опыты и есть окаменелости. Считали также, что создатель делал предварительные модели, прежде чем сотворить что-нибудь живое. Потом в удавшиеся модели он вдохнул жизнь, а неудавшиеся остались окаменелостями.

В XV веке Леонардо да Винчи утверждал, что ил, постоянно отлагающийся на дне водоемов,— действительная причина образования окаменелостей. Он обволакивает раковины и кости, лежащие на дне, и те постепенно становятся твердыми как камень. Так же в XVI веке рассуждал знаменитый французский художник-керамист и естествоиспытатель Палисси, но ученые средневековья не принимали во внимание эти здравые рассуждения. Только тогда, когда палеонтологи открыли множество остатков давно вымерших животных, существовавших задолго до появления человека, наука одержала победу над богословием.

Почему творец создал не только полезных, но и вредных животных? Зачем он создал сорные и ядовитые травы? И тут теологи нашли ответ: оказывается, все дело заключалось в грехе.

Вредные и опасные животные были созданы богом для устрашения впавшего в грех человека. Ни одно творение бомие не было бы вредным, если бы человек не согрешил, утверждал в XII веке Петр Ломбардский в своей книге «Сентенции», ставшей катехизисом средневековой церкви.

И все же факт существования на Земле ненужных (с точки зрения церкви) животных сильно смущал отцов церкви. Августин Блаженный писал: «Сознаюсь, я не знаю, зачем были созданы мыши и лягушки или мухи и черви... Все создания или полезны, или вредны, или излишни для нас... Что касается вредных созданий, то они служат или для нашего наказания, или для дисциплини- рования, или для устрашения, дабы мы не дорожили земной жизнью и не любили ее... Что же касается излишних животных, они хотя и не необходимы для нас, но они дополняют и завершают всю картину вселенной».

Для Лютера мухи были существами, ниспосланными дьяволом, чтобы мешать ему при чтении. Подавляющее большинство отцов церкви единодушно считало, что все виды животных и растений были созданы при сотворении мира, получили свои названия от Адама, сохранились в Ноевом ковчеге во время потопа и с тех пор не менялись.

За три века до появления христианства Аристотель пытался проникнуть в природу живых организмов, понять сущность жизни, ее происхождение и развитие. Позднее стремление к познанию явлений природы встретило резкий отпор со стороны раннего христианства: зачем изучать природу, если близок конец мира. Поэтому изучение природы в древности и в средневековье не было в почете, более того, оно считалось опасным. Труды Аристотеля были забыты, вместо научного изучения природы в средневековье господствовало воззрение на нее в духе «священного» писания, усматривающее во всем мудрую целесообразность. Эти представления продержались до XIX века.

Средневековое «естествознание» пренебрегало опытом, В Библии упоминаются драконы и единороги, значит, они существуют. Существует и василиск, убивающий своим взглядом людей, В XV веке английский монах-францисканец Бартоломей в своей книге «Свойства вещей» писал о библейском василиске:              «От              его

<< | >>
Источник: Астахова В. Г.. Сотворение или эволюция? — М.: Политиздат,1981.— 95 с., ил.— (Беседы о мире и человеке).. 1981

Еще по теме Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Отделение тверди от воды.:

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
  3. ОТДЕЛЕНИЕ КРУПНЫХ ЧАСТИЦ
  4. Хранение и внесение твердой фракции
  5. Твердая фаза почвы
  6. I. Твердые части
  7. Разделение навоза на твердую и жидкую фракции
  8. Твердые тела и жидкости
  9. 9.3.11. Удобрение жидкой и твердой фракциями навоза
  10. Физика твердой фазы почв
  11. Фильтраторы эпифауны твёрдых грунтов
  12. СПОСОБЫ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ТВЕРДЫХ ОТБРОСОВ