<<
>>

Линия вторичноротых

Эволюция поведения позвоночных животных в соответствии с морфофизиологическими изменениями их центральной нервной системы пошла в основном по линии все большего развития и усложпепия надстройки ненаследственных реакций.

Об этом писал А. Н. Северцов [1922], отмечая, что у хордат эволюция пошла в направлении прогрессивного развития психики «разумного типа», т. е. наследственно нефиксированных действий. Именно этот тип — временные связи («обучение») животных — можно считать основной линией прогресса поведения, ведущей в конце концов к разуму человека. Эта линия, базируясь на совершенствовании поведения в онтогенезе животного, прошла длительный путь развития до высших форм условнорефлекторной деятельности.

Ю. Б. Мантейфель [19776], подводя итог литературным данным, заключает, что «простые условные рефлексы образуются почти у всех позвоночных с одной и той же скоростью, но птицы и млекопитающие отличаются возможностью выработки условных рефлексов на комплексные раздражители и на сложные цепи раздражителей, выработкой сложных двигательных стереотипов, более выраженным внутренним торможением, более быстрой переделкой условных рефлексов, способностью к ассоциированию индифферентных раздражителей. Обнаружены также соответствующие различия в способности к выработке навыков, а у позвоночных с наиболее высоко развитой психикой — способность к сложным действиям в необычной обстановке» (с. 815).

Как уже говорилось, эта линия бихевиор-прогресса связана со всей организацией животных, их активностью, а также с централизацией первпой системы, ее цефализациен и формированием структуры и образованием мозга позвоночных с развитием в нем специальных ассоциативных зон, особенно широко обособленных в мозге человека.

В связи с усложнением и бурным нарастанием поведенческих адаптаций у позвоночных животных, начиная с класса рыб, в дополнение к индивидуальному образованию временных связей по принципу проб и ошибок все в большей степени развивается новый — групповой тип обучения.

Речь идет об описанном выше опосредованном обучении животных друг от друга, о передаче опыта от более опытпых животных популяции к менее опытным, В основе этого чрезвычайно важного для популяции свойства лежит всевозрастающая у ветви вторичноротых способность к подражанию и запоминанию. Способность к опосредованному обучению мы рассматриваем как весьма важный в прогрессе поведения ароморфоз, значительно увеличивший устойчивость популяции. Групповое обучение имеет особенно большое значение в классах рыб, птиц и млекопитающих. Можно также предполагать, что его зачатки конвергентно возникли у некоторых представителей членистоногих и у головоногих моллюсков. У птиц и млекопитающих необычайно широко развито еще более прогрессивное направление опосредованного обучения — сигнальная преемственность, подробно разобранная нами в предыдущих главах.

Появившись в филогенезе (причем, видимо, неоднократно и конвергентно), сигнальная преемственность в ветви первичпоро- тых не сыграла заметной роли. Ее можно предполагать лишь у некоторых членистопогих. У высших же позвоночных животных она стала иметь огромное значение, значительно обогатив и усовершенствовав поведенческий комплекс животных, лабильно объединив опыт многих поколений и способствуя образованию у животных сложной сигнализации, столь необходимой для развития сигнальной преемственности. В классе рыб, как мы видели, элементы сигнальной преемственности появились конвергентно и лишь у некоторых эволюциопно молодых групп тропических рыб.

У амфибий как групповое обучение, так и сигнальная преемственность не отмечепы. Возможно, что с этим связано и общее относительно слабое развитие психических возможностей пмфи- бий. Как отмечает Ю. Б. Мантейфель [1977], врожденное поведение у амфибий имеет существенно большее значение по сравнению с индивидуально приобретаемым; однако многие формы врожденного поведения бесхвостых амфибий могут модифицироваться под влиянием индивидуального обучения. Имеются примеры четкого обучения лягушек и жаб с длительным запоминанием адекватных стимулов.

Нам также неоднократно приходилось вырабатывать у травяной лягушки (Rana temporaria) в естественных условиях, путем подкормки положительный условный рефлекс на человека и его голос. У класса рептилий также не отмечено группового обучения и сигнальной преемственности. Возможно что-либо подобное лишь у некоторых видов, держащихся группами (например, у некоторых крокодилов). У птиц и млекопитающих сигнальная преемственность развита необычайно сильно. Это обучение охватывает широкие области жизни: питание и добывание пищи, защита от врагов, ориентация, некоторые сигналы, полет и много др.

Следует заметить, что среди класса птиц существуют виды, у которых трудно предположить существенное значение сигнальной преемственности. Мы говорим о птицах — гнездовых паразитах, типа кукушек и других, подкладывающих свои яйца в гнезда птиц других видов. Последние в силу известпой «слепоты» родительского инстинкта выкармливают подкидышей в ущерб собственным птенцам. У этих птиц — гнездовых паразитов можно предполагать запечатлевание видовых особенностей своих приемных родителей, чем предположительно можно объяснить существование определенных «линий», кукушек, кладущих свои яйца с соответствующей окраской в гнезда определенных видов воробьиных птиц. На это указывают А. С. Мальчевский в статье о биологических расах обыкновенной кукушки [1958], а также Доппельмайер и др. [1966]. Однако сигнальная преемственность по линии своего вида у нее несомненно отсутствует. Можно думать, что в данном случае мы имеем дело с регрессом поведенческого комплекса, что обычно характерно для паразитических животных. Было бы чрезвычайно интересно проследить за особенностями поведения этих гнездовых паразитов.

Все сказанное выше показывает, что в эволюции животного мира намечается определенная линия бихевиор-прогресса, которая проходит по ветви вторичноротых. В этой линии все больше усложняются и совершенствуются адаптивные особенности поведения животных, их способы отражения внешнего мира. Они идут от простой раздражимости простейших животных, через установленное П.

К. Анохиным [1963] качество живой протоплазмы — опережающее отражение действительности — к врожденным реакциям и их усложненным, инстинктивным формам; далее возникает способность к индивидуальному образованию временных связей (обучение). П. К. Анохин [1968] пишет в отношении образования условных рефлексов, что именно потому, что животные имеют возможность подготовиться по сигналу к еще только предстоящим звеньям последовательно развивающихся событий, условный рефлекс стал узловым пунктом прогрессивной эволюции. Далее возникает способность к групповому обучению животных, п, наконец,— к сигнальной преемственности. При этом указанные ступени не просто переходят одни в другие, а надстраиваются одни над другими, усложняя комплекс поведения и тем самым достигая все большей устойчивости популяции и независимости ее от воздействий факторов внешпей среды.

Все сказанное схематически показано в табл. 3 и на рис. 59.

Опосредованное обучение несомненно имеет очень большое значение в бихевиор-прогрессе, создавая возможность популяционного накопления информации и передачи ее от поколения к поколению. Именно в человеческом обществе групповое обучение и сигнальная преемственность скачком перешли на новый уровень — культурной или социальной преемственности.

Культурная или социальная преемственность базируется на передаче от поколения к поколению накопленного многовекового, но изменяющегося социального опыта. Вторая сигнальная система, письменность, наука, традиции, культура, цивилизация, трудовые навыки и многие другие особенности человека — всему этому дети обучаются от старших и друг от друга. Как образно писал И. М. Сеченов [1961], особенности поведения человека в целом на 0,001 предопределены его врожденными чертами и па 0,999 — воспитанием в обширном смысле слова. Решающее значение обучения, воспитания для человека подчеркивается во многих работах и статьях. Еще Т. Г. Морган [1936] подчеркивал огромное значение для человека передачи опыта от одного поколения к следующему поколению, говоря о влиянии социальной среды на эволюцию человека.

Э. Майр [1968, 1973] также неоднократно высказывал эти положения. Нередко в результате неправильного воспитания и отсутствия нужного примера старших в семье человека возникает отрицательная, антиобщественная личность. Часто люди в этом случае пытаются найти генетическое объяснение такому явлению, перебирая недостатки в поведении предков, якобы передавшиеся по наследству, и не понимая, что такая «новая» личность в огромной степени создана ими самихми — их воспитанием, их сигнальной преемственностью.

В этом отношении весьма большой интерес представляет статья М. Вартаняна [1970], в которой из опыта работы с так называемыми «Маугли» автор делает вывод, что если ребенок в течение 13—14 лет живет среди животных, в отрыве от человеческого общества (а такие случаи науке известны), его уже очень трудно и даже невозможно обучить нормальной речи, не говоря уже о культуре и цивилизации. JI. А. Фирсов [1972], разбирая подобные случаи, устанавливает, что детям, выращенным различными животными, были свойственны элементарность, ограниченность и узкая специализация поведения, что является доказательством того, что только в среде себе подобных ребенок приобретает речь, разум и другие истинно человеческие качества. Н. П. Дубинин [1970] утверждает, что генетический базис, который образовался при появлении человека, в общем сохранился неизменным у человечества вплоть до наших дней. Чему же обязаны, пишет он, поразительная эволюция человека, прогресс социального устройства общества, культуры и цивилизации? Очевидно, не изменениям генетических особенностей людей, а чему-то другому — социальному наследованию. Академик А. Петровский [1973] в своей полемической статье также утверждает, что человек Homo sapiens остается неизменным уже несколько сотен тысяч лет — со времеп кроманьонцев. От поколения к поколению не меняется намять, мышление, эмоции, анализаторы. Человек изменяется в другом: неизмеримо возрастают его информированность, образовательный уровень, возможности изменения природы и общества.

Примерно об этом же пишет и академик А. И. Опарин [1977].

На высших ступенях бихевиор-прогресса у позвоночных животных на базе их общения, коллективных действий, постоян-

Таблица 3

Схематическая характеристика особенностей поведения животных, относящихся к ветвям первично- и вторичноротых

Первичноротые

Простейшие одноклеточные и многоклеточные

Высшие

перепон

чато

крылые

Прочие

насеко

мые

Рако

образные

о

р

Прочие

моллюски

Черви
Разум. Сознание ? Нпп Нет Нет Нет Нет Нет
Сигнальная преемственность Нет? Нет Нет Пет Нет Нет Нет
Стайное (групповое) обуче Разви Нет Нет Нет? Нет Нет Нет
ние то
Условные рефлексы Разви Разви Разви Силь Слабо Слабо Нет
то то то но раз
вито
Инстинкты Очень Силь Разви Разви Слабо Слабо Нет
сильно но раз то то
разви вито
то
Безусловные рефлексы так Силь Силь Силь Силъ- Силъ- Силь- Разви
сисы но раз но раз

но рае-но раз-но раз-но раз-

то
вито вито то вито вито вито
Цлительность существова- 150 370 550 550 600 700 1000-

чия таксона на земле,              1500

млн. лет

Таблица 3 (окончание)

Вторичноротыв

ф § ? * *
11 і

?

3 ф а-

° ? Ой

* 9 в в Р. С ? «

ч в ч 5 з 1=1 Є St І 3

Человек
Равум. Сознание Нет

Нет? Нет

Нет"} Эле-

Слабо Очень сильно
мен развито
ты
Сигнальная преем Нет Слабо Нет Нет Очень Очень Очень сильно
ственность разви

то

сильно разе и - то сильно

разви

то

(культурная

преемствен

ность)

Стайное (групповое) Нет Очень Нет Нет Разви Разви Группово?
обучение сильно

равви-

то

то то очень сильно
Условные рефлексы Слабо Силь Разви- Силь Очень Очень Очень сильно

но раз- то

но раз сильно сильно развито
вито вито разви

то

разви

то

Инстинкты Равви- Силь Разви- Разви Силь

Сильно Развито

то но развито то то но развито разви

то

Безусловные рефлексы Разви Силь Очень Силъ- Силь

Сильно Сильно раз-

таксисы то но раз

сильно но раз-

но раз разви вито
вито разви

то

вито вито то
Длительность суще 570 450- 350 320 130 115— gt;2-3
ствования таксона на 500 125
земле, млн. лет

ного контакта поколений, усложнения временных связей и опосредованного обучения (с соответствующими изменениями головного мозга) возникают элементы рассудочной деятельности, способность к обобщениям ситуаций, абстрагированию, предугадыванию событий, экстраполяции. Этот вывод уже около 100 лет назад сделал Ч. Дарвин [1896], указывая на то, что высшие животные, так же как и человек, обладают памятью, воображением, ассоциацией представлений и разумом. При этом Дарвин рассматривал поведение и психику животных как предысторию человеческого разума. На наличие у высших животных элементов разума, рассудочной деятельности указывали некоторые исследователи. В частности, Детьер и Стеллар [1967] писали о «рудиментарных возможностях мышления» у высших млекопитающих. JI. В. Крушинский [1977] считает, что «наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности

ЩН Иь/шление, разум

Социальная лриемстденность j Сигнальная лриемстЗеннооть | ГрунпоЗое оЗу venue

УслоЗный рерлекс Е^чgt;$| Инстинкт У////\ ВезуслоЗныа рерленс

Protozoa

z-lt;
1 I
1 І

+-1000 ;              -1500

? РазЗито

і—і СлаЗо 1—1 раэдито

  Следы

1—1 (элементы)

OveHb сильно раэдито

? Сильно рюВетг

Рис. 59. Филогенез поведения первично- и вторичноротых

животных — их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды и возможность оперировать этими законами при построении программ доведения в новых ситуациях» (с. 27). Считая, что важнейшими тестами элементарной рассудочной деятельности животных является способность к экстраполяции движения и к определению объемности предметов, Л. В. Крушинский [1958, 1967, 1968, 1977] с сотрудниками провел очень большое количество экспериментов над животными, относящимися к разным таксонам. Результаты этих опытов весьма интересны и требуют длительного и тщательного обдумывания. Они указывают, по мнению Крушинского, на наличие элементов рассудочной деятельности у млекопитающих, птиц и рептилий. Все это требует дальнейших исследований и доказательств. Можно думать, что элементарная рассудочная деятельность животных вряд ли тестируется только указанными выше показателями, тем более в искусственных, лабораторных условиях. В частности, способность к экстраполяции движения представляется скорее экологическим показателем, а он требует для своего проявления определенных экологических условий. Можно думать, что при образовании элементарной рассудочной деятельности, кроме перечисленных выше особенностей поведения и жизни животных, играют определенную роль и некоторые другие моменты. В частности, многие исследователи обращали свое внимание на активность животных, их ориентировочно-исследовательские рефлексы.

Как пишет Р. Хайнд [1975], все высшие животные при неожиданном внешнем воздействии обычно поворачиваются в сторону источника раздражения («ориентировочная реакция»). Животное приближается к незнакомому предмету и исследует его, используя все возможности своего рецепторного аппарата.

Р. Шовен [1972] включает в исследовательскую активность животных и явление манипуляторно-исследовательского поведения, когда животное не только перемещается, но и воздействует каким-то образом на окружающую обстановку, например манипулирует предметами. К. Э. Фабри [1976] обращает особое внимание на манипуляционную деятельность приматов, считая, что эта деятельность, пройдя через стадию, названную им «компенсаторным манипулированием» (с. 269), могла служить основой зарождения трудовой деятельности человека. JI. В. Крушинский [1977] приводит примеры «орудийной» деятельности у птиц и млекопитающих, и в частности у калифорнийских морских выдр, или каланов (Enhydra lutris). Выдры находят в воде плоский камень, о который разбивают добытых со дна моллюсков мидий [Kenyon, 1969, цит. по: Крушинский, 1977]. При этом Крушинский пишет, что «изучение любых форм «орудийной» и «конструктивной» деятельности также поможет составить представление об уровне развития элементарной рассудочной деятельности животных, хотя сам по себе факт наличия или отсутствия этих форм поведения у того или другого вида животных еще ничего не говорит об их интеллекте» (с. 166). В частности, он считает, что в совокупности с большой пластичностью поведения каланов «наличие у них и «орудийной деятельности» дает основание предполагать, что эти животные обладают достаточно высокоразвитой рассудочной деятельностью» (с. 174). Исследовательскую деятельность животных (птиц и млекопитающих) можно наблюдать неоднократно. Приводу лишь несколько примеров. Нам пришлось наблюдать, как два деревенских воробья (Passeres montanus) увидели лежащий в траве блестящий кусок каменного угля. Они начали рассматривать его, тревожно чирикая. На эти сигналы собралось десятка полтора воробьев, которые примерно около 30 мин рассматривали кусок каменного угля и лишь после этого разлетелись (рис. 60). Второй пример связан тоже с воробьями, но с городскими (P. domesticus). В Московском парке культуры на газон была выпущена сухопутная черепаха (Testudo), что привлекло внимание воробьев. Собравшись большой стаей, они долго летали с чириканьем над ползающей черепахой.

Приведу еще один факт исследовательской деятельности животных: па побережьях Мурмапа экспериментатор подействовал на поведение стада домашних северных оленей тем, что прошел неподалеку от стада некоторое расстояние па руках. Олени немедленно собрались вокруг экспериментатора и затем долго следовали за ним, хотя он шел уже в нормальном положении. Все эти примеры подтверждают, что «исследовательская» активность животных направлена на увеличение количества получаемой животными информации. Можно думать, что эти свойства животных также направлены па повышение их интеллекта и тем самым также представляют собой определенные элементы бнхе- виор-прогресса.

Итак, в пределах животного царства существует две линии прогресса поведения. Одна линия, идущая по ветви вторичноротых, направлена на увеличение значения и сложности временных связей, с соответствующими изменениями строения и функции центральной нервной системы. Именно эта линия, насчитывающая возраст около 500 млн. лет, привела к образованию у животных повышенного интеллекта, элементов разума и, наконец, к разуму человека и к образованию человеческого общества.

Другая липня, идущая по ветви первичпоротых, паправлена в основном на увеличение значения и сложности врожденных элементов поведепия, хотя и с некоторым развитием (соответственно возможностям нервной системы) временных связей. Эта линия прогресса поведения — примерно за 1,5 млрд. лет дошла в своем развитии до состояния высших перепончатокрылых насекомых (пчелы, муравьи). Г. А. Мазохин-Поршняков [1969, 1970] после интереснейших экспериментов пришел к заключению о наличии у пчел элементарной рассудочной деятельности, т. е. способности к сложным отвлеченным операциям типа обобщения (и экстраполяции как частному случаю обобщения) и к нестандартному использованию личного навыка в качестве выражения элементарной рассудочной деятельности [Мазохин- Поршняков, 1970]. Следует заметить, что этот автор пишет: «Пчелы, как высокоорганизованные общественные насекомые, резко отличаются от других, ведущих одиночный образ жизни. Поэтому целиком переносить результаты опытов с пчелами на всех других насекомых, исключая шмелей, ос, муравьев, рискованно. Интеллект большинства их, конечно, уступает пчелиному» (с. 62). В этом Мазохин-Порпшяков безусловно прав. В каждом типе или классе животных есть свои линии бихевиор-прогрссса, идущие от низших групп к высшим. Так, например, в типе моллюсков, вероятно, можно провести такую линию от классов двустворчатых и брюхоногих к классу головоногих моллюсков, представляющих собой несомненный «всплеск» бихевиор-прогресса. То же можно сказать и о типе членистоногих, где линия определенно идет от низших раков (Entomostraca) к высшим рако- образпым (Malacostraca) и далее — к паукообразным и насекомым. При этом, как мы видели, у насекомых вершиной этой линии бихевиор-прогресса являются высшие перепончатокрылые. Поскольку некоторые исследователи считают одним из показа-

Рис. 60. Воробьи обнаружили кусок блестящего каменного угля и на их сигналы собралась вся стая

телей прогресса поведения животных их инстинкт агрессивности, кратко остановимся и на этом вопросе. Агрессия — враждебное отношение к другим индивидуумам своего вида — вовсе не обязательное, постоянное качество животных. Мы не относим к агрессивности случаи борьбы между хищником и жертвой или защиты родителями своего потомства. Мы не считаем также правильным говорить, к примеру, об агрессивности по отношению к человеку комаров или слепней. Агрессивность к особям своего вида, как правило, у большинства животных то появляется, то исчезает. У высших животных она обычно развивается в репродуктивный период их жизни и имеет определенное значение в отношении полового отбора. Она имеет обычно также значение во время выкорма и воспитания молодняка у птиц и млекопитающих, определяя их территориальность при защите кормовой территории, необходимой для обеспечения выкорма молодой генерации. Агрессивность обычно слабо развита у животных, ведущих групповой образ жизни, а если и имеет место при со- здапии и поддержании иерархических взаимоотношений в группе, то в этом случае она ограничивается определенной сигнализацией, определяющей иерархию и предупреждающей прямые столкновения, ведущие к повреждению организмов. Увеличение концентрации животных на ограниченном участке или уменьшение количества пищи в условиях эксперимента действительно нередко ведет к увеличению агрессии, а иногда и к каннибализму. Поэтому экспериментаторы, часто встречаясь в лабораторных условиях с увеличением агрессивности, нередко былп склонны к преувеличению се биологического значения. В частности, К. Лоренц [Lorenz, 1966] обратил на инстинкт агрессии особое внимание, считая его качеством, характеризующим высших животных. Этот момент вызвал в свое время большую критику. Особенно сильно критиковали стремление перенести инстинкт агрессии, якобы свойственный всем высшим животным, на человека и человеческое общество. Весьма убедительно и критично разбирает вопрос об агрессивности у человека В. Холличер

  1. . В полемической статье П. В. Симонов [1970] пишет: «В последние годы убедительно доказано, что агрессивпость ради агрессивности у животных, по-видимому, вообще не существует. При анализе агрессивность оказалась производной от пных первичных потребностей: самозащиты, брачных отношений, территориального распределения, внутристадной иерархии. Борьба животпых одного вида пе имеет целью смерть противника. Как правило, она прекращается при отступлении одного из конкурентов». В основном с приведенными высказываниями вполне можно согласиться. Можно считать также справедливым и замечание Гамбурга [Hamburg, 1971] о том, что у человекообразных обезьян навыки агрессивного поведения приобретаются в раннем возрасте путем подражания действиям взрослых особей.

<< | >>
Источник: Б. П. М АНТЕИФЕЛЬ. Экология поведения животных. М.: Наука, 1980г. 220 с.. 1980

Еще по теме Линия вторичноротых:

  1. Линия первичноротых
  2. Линия племенная
  3. 5-17. Жоффруизм и давление нормы
  4. ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ХОРДОВЫЕ
  5. ПЛОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  6. КИНОРИНХИ, КОЛОВРАТКИ И ПРОЧИЕ
  7. ПРАРОДИТЕЛИ ПОЗВОНОЧНЫХ?
  8. ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  9. Атерйновые (Atherinidae)
  10. СЛОВАРИК ЗООЛОГА
  11. Косоглазие (Strabismus).
  12. Бурма
  13. УДАЧНАЯ НАХОДКА
  14. Малайская белка Lariscus hosei Thomas, 1892 (III, 193)
  15. Горчак (Rhodeus cericeus)
  16. Меланотёниевые (меlanotaeniidae)