Линия вторичноротых
Эволюция поведения позвоночных животных в соответствии с морфофизиологическими изменениями их центральной нервной системы пошла в основном по линии все большего развития и усложпепия надстройки ненаследственных реакций.
Об этом писал А. Н. Северцов [1922], отмечая, что у хордат эволюция пошла в направлении прогрессивного развития психики «разумного типа», т. е. наследственно нефиксированных действий. Именно этот тип — временные связи («обучение») животных — можно считать основной линией прогресса поведения, ведущей в конце концов к разуму человека. Эта линия, базируясь на совершенствовании поведения в онтогенезе животного, прошла длительный путь развития до высших форм условнорефлекторной деятельности.Ю. Б. Мантейфель [19776], подводя итог литературным данным, заключает, что «простые условные рефлексы образуются почти у всех позвоночных с одной и той же скоростью, но птицы и млекопитающие отличаются возможностью выработки условных рефлексов на комплексные раздражители и на сложные цепи раздражителей, выработкой сложных двигательных стереотипов, более выраженным внутренним торможением, более быстрой переделкой условных рефлексов, способностью к ассоциированию индифферентных раздражителей. Обнаружены также соответствующие различия в способности к выработке навыков, а у позвоночных с наиболее высоко развитой психикой — способность к сложным действиям в необычной обстановке» (с. 815).
Как уже говорилось, эта линия бихевиор-прогресса связана со всей организацией животных, их активностью, а также с централизацией первпой системы, ее цефализациен и формированием структуры и образованием мозга позвоночных с развитием в нем специальных ассоциативных зон, особенно широко обособленных в мозге человека.
В связи с усложнением и бурным нарастанием поведенческих адаптаций у позвоночных животных, начиная с класса рыб, в дополнение к индивидуальному образованию временных связей по принципу проб и ошибок все в большей степени развивается новый — групповой тип обучения.
Речь идет об описанном выше опосредованном обучении животных друг от друга, о передаче опыта от более опытпых животных популяции к менее опытным, В основе этого чрезвычайно важного для популяции свойства лежит всевозрастающая у ветви вторичноротых способность к подражанию и запоминанию. Способность к опосредованному обучению мы рассматриваем как весьма важный в прогрессе поведения ароморфоз, значительно увеличивший устойчивость популяции. Групповое обучение имеет особенно большое значение в классах рыб, птиц и млекопитающих. Можно также предполагать, что его зачатки конвергентно возникли у некоторых представителей членистоногих и у головоногих моллюсков. У птиц и млекопитающих необычайно широко развито еще более прогрессивное направление опосредованного обучения — сигнальная преемственность, подробно разобранная нами в предыдущих главах.Появившись в филогенезе (причем, видимо, неоднократно и конвергентно), сигнальная преемственность в ветви первичпоро- тых не сыграла заметной роли. Ее можно предполагать лишь у некоторых членистопогих. У высших же позвоночных животных она стала иметь огромное значение, значительно обогатив и усовершенствовав поведенческий комплекс животных, лабильно объединив опыт многих поколений и способствуя образованию у животных сложной сигнализации, столь необходимой для развития сигнальной преемственности. В классе рыб, как мы видели, элементы сигнальной преемственности появились конвергентно и лишь у некоторых эволюциопно молодых групп тропических рыб.
У амфибий как групповое обучение, так и сигнальная преемственность не отмечепы. Возможно, что с этим связано и общее относительно слабое развитие психических возможностей пмфи- бий. Как отмечает Ю. Б. Мантейфель [1977], врожденное поведение у амфибий имеет существенно большее значение по сравнению с индивидуально приобретаемым; однако многие формы врожденного поведения бесхвостых амфибий могут модифицироваться под влиянием индивидуального обучения. Имеются примеры четкого обучения лягушек и жаб с длительным запоминанием адекватных стимулов.
Нам также неоднократно приходилось вырабатывать у травяной лягушки (Rana temporaria) в естественных условиях, путем подкормки положительный условный рефлекс на человека и его голос. У класса рептилий также не отмечено группового обучения и сигнальной преемственности. Возможно что-либо подобное лишь у некоторых видов, держащихся группами (например, у некоторых крокодилов). У птиц и млекопитающих сигнальная преемственность развита необычайно сильно. Это обучение охватывает широкие области жизни: питание и добывание пищи, защита от врагов, ориентация, некоторые сигналы, полет и много др.Следует заметить, что среди класса птиц существуют виды, у которых трудно предположить существенное значение сигнальной преемственности. Мы говорим о птицах — гнездовых паразитах, типа кукушек и других, подкладывающих свои яйца в гнезда птиц других видов. Последние в силу известпой «слепоты» родительского инстинкта выкармливают подкидышей в ущерб собственным птенцам. У этих птиц — гнездовых паразитов можно предполагать запечатлевание видовых особенностей своих приемных родителей, чем предположительно можно объяснить существование определенных «линий», кукушек, кладущих свои яйца с соответствующей окраской в гнезда определенных видов воробьиных птиц. На это указывают А. С. Мальчевский в статье о биологических расах обыкновенной кукушки [1958], а также Доппельмайер и др. [1966]. Однако сигнальная преемственность по линии своего вида у нее несомненно отсутствует. Можно думать, что в данном случае мы имеем дело с регрессом поведенческого комплекса, что обычно характерно для паразитических животных. Было бы чрезвычайно интересно проследить за особенностями поведения этих гнездовых паразитов.
Все сказанное выше показывает, что в эволюции животного мира намечается определенная линия бихевиор-прогресса, которая проходит по ветви вторичноротых. В этой линии все больше усложняются и совершенствуются адаптивные особенности поведения животных, их способы отражения внешнего мира. Они идут от простой раздражимости простейших животных, через установленное П.
К. Анохиным [1963] качество живой протоплазмы — опережающее отражение действительности — к врожденным реакциям и их усложненным, инстинктивным формам; далее возникает способность к индивидуальному образованию временных связей (обучение). П. К. Анохин [1968] пишет в отношении образования условных рефлексов, что именно потому, что животные имеют возможность подготовиться по сигналу к еще только предстоящим звеньям последовательно развивающихся событий, условный рефлекс стал узловым пунктом прогрессивной эволюции. Далее возникает способность к групповому обучению животных, п, наконец,— к сигнальной преемственности. При этом указанные ступени не просто переходят одни в другие, а надстраиваются одни над другими, усложняя комплекс поведения и тем самым достигая все большей устойчивости популяции и независимости ее от воздействий факторов внешпей среды.Все сказанное схематически показано в табл. 3 и на рис. 59.
Опосредованное обучение несомненно имеет очень большое значение в бихевиор-прогрессе, создавая возможность популяционного накопления информации и передачи ее от поколения к поколению. Именно в человеческом обществе групповое обучение и сигнальная преемственность скачком перешли на новый уровень — культурной или социальной преемственности.
Культурная или социальная преемственность базируется на передаче от поколения к поколению накопленного многовекового, но изменяющегося социального опыта. Вторая сигнальная система, письменность, наука, традиции, культура, цивилизация, трудовые навыки и многие другие особенности человека — всему этому дети обучаются от старших и друг от друга. Как образно писал И. М. Сеченов [1961], особенности поведения человека в целом на 0,001 предопределены его врожденными чертами и па 0,999 — воспитанием в обширном смысле слова. Решающее значение обучения, воспитания для человека подчеркивается во многих работах и статьях. Еще Т. Г. Морган [1936] подчеркивал огромное значение для человека передачи опыта от одного поколения к следующему поколению, говоря о влиянии социальной среды на эволюцию человека.
Э. Майр [1968, 1973] также неоднократно высказывал эти положения. Нередко в результате неправильного воспитания и отсутствия нужного примера старших в семье человека возникает отрицательная, антиобщественная личность. Часто люди в этом случае пытаются найти генетическое объяснение такому явлению, перебирая недостатки в поведении предков, якобы передавшиеся по наследству, и не понимая, что такая «новая» личность в огромной степени создана ими самихми — их воспитанием, их сигнальной преемственностью.В этом отношении весьма большой интерес представляет статья М. Вартаняна [1970], в которой из опыта работы с так называемыми «Маугли» автор делает вывод, что если ребенок в течение 13—14 лет живет среди животных, в отрыве от человеческого общества (а такие случаи науке известны), его уже очень трудно и даже невозможно обучить нормальной речи, не говоря уже о культуре и цивилизации. JI. А. Фирсов [1972], разбирая подобные случаи, устанавливает, что детям, выращенным различными животными, были свойственны элементарность, ограниченность и узкая специализация поведения, что является доказательством того, что только в среде себе подобных ребенок приобретает речь, разум и другие истинно человеческие качества. Н. П. Дубинин [1970] утверждает, что генетический базис, который образовался при появлении человека, в общем сохранился неизменным у человечества вплоть до наших дней. Чему же обязаны, пишет он, поразительная эволюция человека, прогресс социального устройства общества, культуры и цивилизации? Очевидно, не изменениям генетических особенностей людей, а чему-то другому — социальному наследованию. Академик А. Петровский [1973] в своей полемической статье также утверждает, что человек Homo sapiens остается неизменным уже несколько сотен тысяч лет — со времеп кроманьонцев. От поколения к поколению не меняется намять, мышление, эмоции, анализаторы. Человек изменяется в другом: неизмеримо возрастают его информированность, образовательный уровень, возможности изменения природы и общества.
Примерно об этом же пишет и академик А. И. Опарин [1977].На высших ступенях бихевиор-прогресса у позвоночных животных на базе их общения, коллективных действий, постоян-
Таблица 3
Схематическая характеристика особенностей поведения животных, относящихся к ветвям первично- и вторичноротых
Первичноротые |
Простейшие одноклеточные и многоклеточные |
||||||
Высшие
перепон чато крылые |
Прочие
насеко мые |
Рако
образные |
о
р |
Прочие
моллюски |
Черви | ||
Разум. Сознание | ? | Нпп | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Сигнальная преемственность | Нет? | Нет | Нет | Пет | Нет | Нет | Нет |
Стайное (групповое) обуче | Разви | Нет | Нет | Нет? | Нет | Нет | Нет |
ние | то | ||||||
Условные рефлексы | Разви | Разви | Разви | Силь | Слабо | Слабо | Нет |
то | то | то | но раз | ||||
вито | |||||||
Инстинкты | Очень | Силь | Разви | Разви | Слабо | Слабо | Нет |
сильно | но раз | то | то | ||||
разви | вито | ||||||
то | |||||||
Безусловные рефлексы так | Силь | Силь | Силь | Силъ- | Силъ- | Силь- | Разви |
сисы | но раз | но раз |
но рае-но раз-но раз-но раз- |
то | |||
вито | вито | то | вито | вито | вито | ||
Цлительность существова- | 150 | 370 | 550 | 550 | 600 | 700 | 1000- |
чия таксона на земле, 1500
млн. лет
Таблица 3 (окончание)
Вторичноротыв |
|||||||
ф | § | ? | * * | ||||
11 |
і
? |
3 |
ф а-
° ? Ой |
* 9 в в Р. С ? «
ч в ч 5 з 1=1 Є St І 3 |
Человек | ||
Равум. Сознание | Нет |
Нет? Нет |
Нет"} Эле- |
Слабо | Очень сильно | ||
мен | развито | ||||||
ты | |||||||
Сигнальная преем | Нет | Слабо | Нет | Нет | Очень | Очень | Очень сильно |
ственность |
разви
то |
сильно разе и - то |
сильно
разви то |
(культурная
преемствен ность) |
|||
Стайное (групповое) | Нет | Очень | Нет | Нет | Разви | Разви | Группово? |
обучение |
сильно
равви- то |
то | то | очень сильно | |||
Условные рефлексы | Слабо | Силь | Разви- | Силь | Очень | Очень | Очень сильно |
но раз- то |
но раз | сильно | сильно | развито | |||
вито | вито |
разви
то |
разви
то |
||||
Инстинкты | Равви- | Силь | Разви- | Разви | Силь |
Сильно Развито |
|
то | но развито | то | то | но развито |
разви
то |
||
Безусловные рефлексы | Разви | Силь | Очень | Силъ- | Силь |
Сильно Сильно раз- |
|
таксисы | то | но раз |
сильно но раз- |
но раз | разви | вито | |
вито |
разви
то |
вито | вито | то | |||
Длительность суще | 570 | 450- | 350 | 320 | 130 | 115— | gt;2-3 |
ствования таксона на | 500 | 125 | |||||
земле, млн. лет |
ного контакта поколений, усложнения временных связей и опосредованного обучения (с соответствующими изменениями головного мозга) возникают элементы рассудочной деятельности, способность к обобщениям ситуаций, абстрагированию, предугадыванию событий, экстраполяции. Этот вывод уже около 100 лет назад сделал Ч. Дарвин [1896], указывая на то, что высшие животные, так же как и человек, обладают памятью, воображением, ассоциацией представлений и разумом. При этом Дарвин рассматривал поведение и психику животных как предысторию человеческого разума. На наличие у высших животных элементов разума, рассудочной деятельности указывали некоторые исследователи. В частности, Детьер и Стеллар [1967] писали о «рудиментарных возможностях мышления» у высших млекопитающих. JI. В. Крушинский [1977] считает, что «наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности
ЩН Иь/шление, разум
Социальная лриемстденность j Сигнальная лриемстЗеннооть | ГрунпоЗое оЗу venue
УслоЗный рерлекс Е^чgt;$| Инстинкт У////\ ВезуслоЗныа рерленс
Protozoa
z-lt; | |
1 | I |
1 | І |
+-1000 ; -1500
? РазЗито
і—і СлаЗо 1—1 раэдито
Следы
1—1 (элементы)
OveHb сильно раэдито
? Сильно рюВетг
Рис. 59. Филогенез поведения первично- и вторичноротых
животных — их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды и возможность оперировать этими законами при построении программ доведения в новых ситуациях» (с. 27). Считая, что важнейшими тестами элементарной рассудочной деятельности животных является способность к экстраполяции движения и к определению объемности предметов, Л. В. Крушинский [1958, 1967, 1968, 1977] с сотрудниками провел очень большое количество экспериментов над животными, относящимися к разным таксонам. Результаты этих опытов весьма интересны и требуют длительного и тщательного обдумывания. Они указывают, по мнению Крушинского, на наличие элементов рассудочной деятельности у млекопитающих, птиц и рептилий. Все это требует дальнейших исследований и доказательств. Можно думать, что элементарная рассудочная деятельность животных вряд ли тестируется только указанными выше показателями, тем более в искусственных, лабораторных условиях. В частности, способность к экстраполяции движения представляется скорее экологическим показателем, а он требует для своего проявления определенных экологических условий. Можно думать, что при образовании элементарной рассудочной деятельности, кроме перечисленных выше особенностей поведения и жизни животных, играют определенную роль и некоторые другие моменты. В частности, многие исследователи обращали свое внимание на активность животных, их ориентировочно-исследовательские рефлексы.
Как пишет Р. Хайнд [1975], все высшие животные при неожиданном внешнем воздействии обычно поворачиваются в сторону источника раздражения («ориентировочная реакция»). Животное приближается к незнакомому предмету и исследует его, используя все возможности своего рецепторного аппарата.
Р. Шовен [1972] включает в исследовательскую активность животных и явление манипуляторно-исследовательского поведения, когда животное не только перемещается, но и воздействует каким-то образом на окружающую обстановку, например манипулирует предметами. К. Э. Фабри [1976] обращает особое внимание на манипуляционную деятельность приматов, считая, что эта деятельность, пройдя через стадию, названную им «компенсаторным манипулированием» (с. 269), могла служить основой зарождения трудовой деятельности человека. JI. В. Крушинский [1977] приводит примеры «орудийной» деятельности у птиц и млекопитающих, и в частности у калифорнийских морских выдр, или каланов (Enhydra lutris). Выдры находят в воде плоский камень, о который разбивают добытых со дна моллюсков мидий [Kenyon, 1969, цит. по: Крушинский, 1977]. При этом Крушинский пишет, что «изучение любых форм «орудийной» и «конструктивной» деятельности также поможет составить представление об уровне развития элементарной рассудочной деятельности животных, хотя сам по себе факт наличия или отсутствия этих форм поведения у того или другого вида животных еще ничего не говорит об их интеллекте» (с. 166). В частности, он считает, что в совокупности с большой пластичностью поведения каланов «наличие у них и «орудийной деятельности» дает основание предполагать, что эти животные обладают достаточно высокоразвитой рассудочной деятельностью» (с. 174). Исследовательскую деятельность животных (птиц и млекопитающих) можно наблюдать неоднократно. Приводу лишь несколько примеров. Нам пришлось наблюдать, как два деревенских воробья (Passeres montanus) увидели лежащий в траве блестящий кусок каменного угля. Они начали рассматривать его, тревожно чирикая. На эти сигналы собралось десятка полтора воробьев, которые примерно около 30 мин рассматривали кусок каменного угля и лишь после этого разлетелись (рис. 60). Второй пример связан тоже с воробьями, но с городскими (P. domesticus). В Московском парке культуры на газон была выпущена сухопутная черепаха (Testudo), что привлекло внимание воробьев. Собравшись большой стаей, они долго летали с чириканьем над ползающей черепахой.
Приведу еще один факт исследовательской деятельности животных: па побережьях Мурмапа экспериментатор подействовал на поведение стада домашних северных оленей тем, что прошел неподалеку от стада некоторое расстояние па руках. Олени немедленно собрались вокруг экспериментатора и затем долго следовали за ним, хотя он шел уже в нормальном положении. Все эти примеры подтверждают, что «исследовательская» активность животных направлена на увеличение количества получаемой животными информации. Можно думать, что эти свойства животных также направлены па повышение их интеллекта и тем самым также представляют собой определенные элементы бнхе- виор-прогресса.
Итак, в пределах животного царства существует две линии прогресса поведения. Одна линия, идущая по ветви вторичноротых, направлена на увеличение значения и сложности временных связей, с соответствующими изменениями строения и функции центральной нервной системы. Именно эта линия, насчитывающая возраст около 500 млн. лет, привела к образованию у животных повышенного интеллекта, элементов разума и, наконец, к разуму человека и к образованию человеческого общества.
Другая липня, идущая по ветви первичпоротых, паправлена в основном на увеличение значения и сложности врожденных элементов поведепия, хотя и с некоторым развитием (соответственно возможностям нервной системы) временных связей. Эта линия прогресса поведения — примерно за 1,5 млрд. лет дошла в своем развитии до состояния высших перепончатокрылых насекомых (пчелы, муравьи). Г. А. Мазохин-Поршняков [1969, 1970] после интереснейших экспериментов пришел к заключению о наличии у пчел элементарной рассудочной деятельности, т. е. способности к сложным отвлеченным операциям типа обобщения (и экстраполяции как частному случаю обобщения) и к нестандартному использованию личного навыка в качестве выражения элементарной рассудочной деятельности [Мазохин- Поршняков, 1970]. Следует заметить, что этот автор пишет: «Пчелы, как высокоорганизованные общественные насекомые, резко отличаются от других, ведущих одиночный образ жизни. Поэтому целиком переносить результаты опытов с пчелами на всех других насекомых, исключая шмелей, ос, муравьев, рискованно. Интеллект большинства их, конечно, уступает пчелиному» (с. 62). В этом Мазохин-Порпшяков безусловно прав. В каждом типе или классе животных есть свои линии бихевиор-прогрссса, идущие от низших групп к высшим. Так, например, в типе моллюсков, вероятно, можно провести такую линию от классов двустворчатых и брюхоногих к классу головоногих моллюсков, представляющих собой несомненный «всплеск» бихевиор-прогресса. То же можно сказать и о типе членистоногих, где линия определенно идет от низших раков (Entomostraca) к высшим рако- образпым (Malacostraca) и далее — к паукообразным и насекомым. При этом, как мы видели, у насекомых вершиной этой линии бихевиор-прогресса являются высшие перепончатокрылые. Поскольку некоторые исследователи считают одним из показа-
Рис. 60. Воробьи обнаружили кусок блестящего каменного угля и на их сигналы собралась вся стая
телей прогресса поведения животных их инстинкт агрессивности, кратко остановимся и на этом вопросе. Агрессия — враждебное отношение к другим индивидуумам своего вида — вовсе не обязательное, постоянное качество животных. Мы не относим к агрессивности случаи борьбы между хищником и жертвой или защиты родителями своего потомства. Мы не считаем также правильным говорить, к примеру, об агрессивности по отношению к человеку комаров или слепней. Агрессивность к особям своего вида, как правило, у большинства животных то появляется, то исчезает. У высших животных она обычно развивается в репродуктивный период их жизни и имеет определенное значение в отношении полового отбора. Она имеет обычно также значение во время выкорма и воспитания молодняка у птиц и млекопитающих, определяя их территориальность при защите кормовой территории, необходимой для обеспечения выкорма молодой генерации. Агрессивность обычно слабо развита у животных, ведущих групповой образ жизни, а если и имеет место при со- здапии и поддержании иерархических взаимоотношений в группе, то в этом случае она ограничивается определенной сигнализацией, определяющей иерархию и предупреждающей прямые столкновения, ведущие к повреждению организмов. Увеличение концентрации животных на ограниченном участке или уменьшение количества пищи в условиях эксперимента действительно нередко ведет к увеличению агрессии, а иногда и к каннибализму. Поэтому экспериментаторы, часто встречаясь в лабораторных условиях с увеличением агрессивности, нередко былп склонны к преувеличению се биологического значения. В частности, К. Лоренц [Lorenz, 1966] обратил на инстинкт агрессии особое внимание, считая его качеством, характеризующим высших животных. Этот момент вызвал в свое время большую критику. Особенно сильно критиковали стремление перенести инстинкт агрессии, якобы свойственный всем высшим животным, на человека и человеческое общество. Весьма убедительно и критично разбирает вопрос об агрессивности у человека В. Холличер
- . В полемической статье П. В. Симонов [1970] пишет: «В последние годы убедительно доказано, что агрессивпость ради агрессивности у животных, по-видимому, вообще не существует. При анализе агрессивность оказалась производной от пных первичных потребностей: самозащиты, брачных отношений, территориального распределения, внутристадной иерархии. Борьба животпых одного вида пе имеет целью смерть противника. Как правило, она прекращается при отступлении одного из конкурентов». В основном с приведенными высказываниями вполне можно согласиться. Можно считать также справедливым и замечание Гамбурга [Hamburg, 1971] о том, что у человекообразных обезьян навыки агрессивного поведения приобретаются в раннем возрасте путем подражания действиям взрослых особей.
Еще по теме Линия вторичноротых:
- Линия первичноротых
- Линия племенная
- 5-17. Жоффруизм и давление нормы
- ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ХОРДОВЫЕ
- ПЛОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
- КИНОРИНХИ, КОЛОВРАТКИ И ПРОЧИЕ
- ПРАРОДИТЕЛИ ПОЗВОНОЧНЫХ?
- ПРЕДМЕТНО-ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
- Атерйновые (Atherinidae)
- СЛОВАРИК ЗООЛОГА
- Косоглазие (Strabismus).
- Бурма
- УДАЧНАЯ НАХОДКА
- Малайская белка Lariscus hosei Thomas, 1892 (III, 193)
- Горчак (Rhodeus cericeus)
- Меланотёниевые (меlanotaeniidae)