6-3*** Грамматика биологии


Диатропика изучает любые разнообразия, и исходный материал дала Мейену грамматика. Самые ясные примеры рефренов она дает в виде правил спряжения и склонения. Очевидно, что слова «бал» и «пол» преобразуются по общему правилу (все падежные окончания совпадают), так что нужно запоминать не каждую падежную форму данного слова, а лишь тот рефрен (тип склонения), к которому оно относится. В книге [Чайковский, 1990] в главе 2 приведены грамматический рефрен (русские падежные окончания), фонетический (совпадение окончаний морфологически далеких русских слов) и два зоологических (параллелизм внешних обликов воробьиных и повторность форм конечностей, о которой сказано ниже).
К сожалению, в биологии ничего похожего на грамматику пока нет, и каждую видовую форму и форму каждого органа приходится описывать и заучивать отдельно. А ведь материал явно проявляет регулярность, и Мейен искал аналогии ботаники с грамматикой.
Его примеры требуют более сложного языка, чем принят в данной книге, и я предпочту более простые. Такова таблица форм листовой пластинки, где рефрен «типы расчленения листа» очевиден (рис. 35А).
Аналогичен у низших растений рефрен, в который выстроены формы талломов водорослей (рис. 35Б), где «вместо филогенетического дерева возникает сеть наподобие периодической системы Менделеева» (из книги: Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию. М., МГУ, 2000, с. 10). В этом же учебнике на с. 12 дана таблица рефрена форм для актиномицетов и грибов). Об этих рефренах см. также пп. 8-6,10-8.
А вот пример из зоологии. Возьмем те же конечности позвоночных: все знают, что плавники есть у рыбы и у кита, что плавники, лапы и крылья могут быть слабо развиты (зачаточны), но мало кто догадывается, насколько глубоки тут параллели. В действительности, во всех пяти главных классах

(костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, звери) виден один и тот же рефрен - от полного отсутствия одной или обеих пар конечностей, через зачаток или слабо развитую пару, через полноценный плавник или ласт, лапу и планирующую поверхность - к органу активного полета, крылу. Правда, некоторых вариантов не бывает: нет и никогда не было амфибий с крыльями и птиц без задних конечностей - но в остальном параллелизм удивительно полон (рис. 36).
Рис. 36. Рефрен мерона «парные конечности позвоночных». Усложнение общей организации наблюдается сверху вниз, а конечностей - слева направо

класс

I
отсутствие или невидимый снаружи зачаток

развита только слабая передняя пара

значения
многофаланговые плавники или ласты

мерона I орган для

ползания

планирую
щего
полёта

активного
полёта

костные
рыбы

мурена

китовидка,
угорь

кистепёрые

морской
нетопырь

летучие
рыбы

клинобрю-
шка

амфибии

червяга

сирен

некоторые
ископаемые

саламанд
ры

яванская ля гушка

не бывает

рептилии

змеи и безно гие ящерицы

хирот

морские
черепахи

черепахи,
крокодилы

ногокрыл
(ископае
мое)

летающие
ящеры
(ископае
мые)

гтгицы

киви (нет передней па- ры)

не бывает

пингвины

поползень,
стрижи

совиный
попугай

большинство видов

звери

киты, ламан тин (нет зад ней пары)

киты

ламантин
(передние)
калан
(задние)

кроты,
тюлени

шерсто
крыл

летучие
мыши


Он дан упрощенно: все признаки выражены в полной мере. На самом Деле каждую клетку можно заменить целым рядом - от полного выражения До почти полного “размывания” признака. Если таблицу рефрена представить лежащей на столе, то ряд степеней выражения будет выглядеть вертикальным столбиком, стоящим на каждой клетке таблицы.
Такой столбик для листьев был дан на рис. 17 (там два последних вида помещены рядом с первыми тремя). Он показывает “размывание” пальчато-лопастного листового контура; подробнее см. Чайковский Ю.В. Il MC1 61.
Для пяти основных классов позвоночных получаем 5 параллельных ря
дов, в которых видно сходство не только отдельных свойств, но их комплексов. Например, киты не имеют брюшных плавников, и не имеет их маленькая глубоководная рыбка китовидка (Cetomimus) - черная, с голой кожей, огромными головой и ртом, с малюсенькими глазками - ну прямо крохотная копия гренландского кита, бороздящего поверхность вод. Назвать это независимыми приспособлениями - значит не сказать ничего, ибо условия жизни тут различны предельно. И придумать пользу от «ручонок» сирена и хирота никто даже не пробовал - слишком очевидно было бы «упражнение красноречия». Cm. Дополнение 6.
Тенденции, выявленные Мейеном на ботаническом материале, побудили его ввести понятие рефрена: вместо того, чтобы давать каждой различимой стадии преобразования (например, стадии размывания контура листа
или редукции лапы^) видовое имя, он предлагал давать единое описание преобразования мерона как характеристику таксона. Этим он продолжал мысль Вавилова:
“в законе Вавилова... обращается внимание на повторность отдельных признаков от таксона к таксону, но опущена повторность в правилах преобразования варьирующих признаков”, причем “запомнить порознь все разновидности и относящиеся к ним самостоятельные термины невозможно (это все равно, что запоминать все склонения каждого существительного, не познакомившись с правилами склонения” [Мейен, 1978, с. 500-501].
Уточню: вместо «все склонения» здесь надо читать «все падежные формы». О падежах надо еще иметь в виду, что в языках, где их много, они
не просто перечисляются, но и упорядочиваются в таблицы47. В биологической грамматике нередко нужно как раз упорядочение. Зоологический пример “падежей” см.: Дополнение 6.
Диасеть фактически давно использовалась в определителях, составленных по схеме Балковского (БалковскиО Б.Е. Цифровой политомический ключ для определения растений // БЖ, 1960, № 1; он же. Теза, антитеза и и ряд признаков в диагностике растений // БЖ, 1960, № 11). Первым по этой схеме был построен полевой определитель: Н.А. Бородина и др. Деревья и кустарники СССР. М., 1966. Пользоваться им просто и удобно: вместо утомительного выбора антитез “по ключу” (когда каждый ваш неверный выбор исключает возможность правильного определения, но вы не узнаёте этого)
Замечу для систематиков: в описанном выше случае с лапами перечень стадий их редукции у разных родов характеризует структуру семейства.
^ Например, сериальные локативы дагестанских языков: каждая серия из трех падежей сооответствует вопросам откуда, где, куда (сверху, наверху, наверх; сбоку, на боку, набок и т.д.) - всего до восьми серий. Кроме них, падежная система этих языков включает обычные индо-европейские падежи — именительный, родительный, эргативный и т.д., полагаемые в один ряд (Магометов А. А. Табасаранский язык. Тбилиси, 1965).

здесь надо просто найти у растения нужные признаки (состояния меронов) и записать их цифровые значения, указанные в таблице признаков, а затем найти по полученному шифру нужный вид. Отсутствие или неверный выбор одного признака мало что меняет, поскольку по таблице легко сравнивать близкие шифры. Вот пример из Введения к данному определителю:
“Обнаружив, что листья и веточки расположены супротивно, а на ветвях отсутствуют колючки, запишите число 3; светло-бурой глубокопродольноморщинистой коре соответствует число 3, а молодые побеги, зелено- чернеющие от железистых бородавочек, обозначены числом 8. Добавив двойку, так как листья определяемого кустарника простые, яйцевидные, голые или снизу по жилкам опущенные, получаем набор цифр 3382. Определить, какие были соцветия или цветки, осенью довольно трудно, поэтому переходим к рассмотрению плодов, поставив 2 прочерка вместо цифр, соответствующих цветкам. Плоды определяемого кустарника — 4-лопастные коробочки с семенами, окруженными оранжево-красными мясистыми присемянниками (кровельками); это соответствует индексу 16. Окончательный шифр 3382-16 соответствует в таблице бересклету бородавчатому”.
Причину удобства поясняет приведенный выше тезис: «У разных таксонов общие мероны», в силу которого большая часть ходов в обычном определителе являет собой повторы. Мы вернемся к этому в п. 10-3. 
<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 6-3*** Грамматика биологии:

  1. В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень, 2013
  2. Кемп П., Арме К.. Введение в биологию, 1988
  3. Борис Михайлович Медников. Аксиомы биологии, 1982
  4. Глава 23. МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ
  5. Возникновение космической биологии
  6. Биофизические исследования в биологии
  7. Тернистые пути к новой философии биологии
  8. Эволюционное учение — теоретическая основа развития биологии
  9. Биология
  10. 1.1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ
  11. 11-1* Специфика биологии
  12. Глава 26. ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
  13. 2.1 Распространение и биология оводов лошадей
  14. ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ РАБОТЫ КАФЕДРЫ БИОЛОГИИ почв Н. А. Красильников