<<
>>

5.3. Подготовительные работы на карьерах и строительство землевозных путей

Строительные карьеры располагают обычно вблизи возводимых со-оружений, чтобы транспортные коммуникации от карьера к стройпло-щадке требовали минимального объема работ для их устройства и обе-спечивали наиболее удобную с необходимой интенсивностью и мини-мальной стоимостью доставку материалов на сооружения.

Желательно такое расположение карьера, чтобы груженый ход происходил под ук-лон. При расположении карьера со стороны верхнего или нижнего бье-фа гидроузла карьер должен находиться на таком расстоянии от основ-ных сооружений гидроузла, чтобы не была нарушена их устойчивость и не были ухудшены условия фильтрации в их основании. При распо-ложении карьера в зоне затопления следует учитывать сроки наполне-ния водохранилища и организовывать разработку карьера поочередно по отдельным участкам, расположенным на разной высоте, работа на которых должна быть завершена к моменту наполнения водохранили-ща до соответствующей отметки.

Работы на карьерах начинают с удаления покрывающих (вскрыш-ных), непригодных к использованию пород (грунтов). Вскрышные работы выполняют заранее или параллельно с добычными работами в минимально возможном объеме. Вскрышные породы складируют, как правило, в специальные отвалы, которые могут быть использованы в последующем, в том числе и для рекультивации карьеров.

Показатель рентабельности открытой разработки – коэффициент вскрыши – соотношение объемов вскрышных пород и извлекаемого полезного грунта:

Как правило, коэффициент вскрыши на карьерах нерудных строи-тельных материалов редко превышает единицу и в среднем составляет 0,3.

Разработку вскрыши мощностью до 2 м обычно ведут землеройно-транспортными машинами (при дальности до 100 м – бульдозерами, 100–900 м – прицепными скреперами, более 900 м – самоходными). При необходимости перемещения грунта бульдозером на расстояние свыше 30 м целесообразно укладывать грунт в промежуточные отва-лы, располагая их на расстоянии около 25 м друг от друга.

Это позво-ляет уменьшить потери грунта при перемещении и таким образом спо-собствует повышению производительности бульдозера.

При вскрыше карьеров скреперами целесообразно использовать шахматно-гребенчатую схему, при которой обеспечивается наилучшая наполняемость ковша (см. ниже п. 5.4.3). В редких случаях при боль-шой мощности разработку ведут с погрузкой в транспортное средство.

Отвалы обычно располагают за пределами карьера. При больших размерах карьера вскрышные породы можно перемещать в выработан-ное пространство. Одновременно устраивают нагорные и водоотвод-ные каналы для защиты карьера от затопления.

Землевозные пути имеют следующие участки: забойный, магист-ральный и отвальный. Кроме того, выделяют выезды из карьера и въезды на насыпь.

Забойный участок (в пределах карьера) представляет собой грун-товую дорогу, периодически выравниваемую бульдозером или грейде-ром.

Магистральный участок отличается обычно высокой интенсивно-стью движения транспорта, его состояние в значительной мере влияет на производительность транспортных средств. В связи с этим следует периодически выравнивать, уплотнять и улучшать добавками или об-рабатывать вяжущими. Целесообразно применение инвентарных по-крытий (деревянное колейного типа, железобетонные плиты и т. д.).

Уклоны пути не должны быть круче 0,08. Выезды из карьера могут иметь уклоны до 0,15. Размещают их по периметру карьера: для скреперов – не реже чем через 100 м, для автотранспорта – 250 м.

На болотах с мощностью торфа до 2 м дороги и дамбы также целее-сообразно отсыпать из резервов минерального грунта, подстилающего торф, чем исключается транспортировка грунта. При этом вдоль трас-сы экскаватор разрабатывает резерв, укладывая торф (вскрыша) в от-вал на противоположную от дороги сторону резерва, а минеральный грунт – в насыпь. В резерве через 30–60 м целесообразно оставлять перемычки для уменьшения объема работ при черпании из-под воды. В последующем, после профилирования земляного полотна, резерв засыпается вынутым торфом, а оставшаяся часть выемки после прида-ния ей соответствующего профиля используется как кюветный канал.

<< | >>
Источник: М. А. Шух. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ. 2014

Еще по теме 5.3. Подготовительные работы на карьерах и строительство землевозных путей:

  1. Как сделать карьеру в стаде обезьян
  2. СТРОИТЕЛЬСТВО СОТОВ
  3. 8.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ УЧАСТКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО
  4. 8.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ УЧАСТКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО
  5. ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  6. БОЛЕЗНИ МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ
  7. БОЛЕЗНИ ПОЧЕК И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ
  8. БОЛЕЗНИ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНЫХ ПУТЕЙ
  9. СИНДРОМЫ ПРИ БОЛЕЗНЯХ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНЫХ ПУТЕЙ
  10.   БОЛЕЗНИ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНЫХ ПУТЕЙ  
  11. АНАТОМО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЛОДА И РОДОВЫХ ПУТЕЙ
  12.   БОЛЕЗНИ              „ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ  РИНИТ - ШМГПЗ