<<
>>

Вопросы генезиса почв

  На территории Кольского полуострова преобладают подзолистый и болотный типы почвообразования (Белов, Барановская, 1969).

В соответствии с этим во всех природных зонах наиболее распространены иллювиально-гумусовые подзолистые почвы, развитые на песчаных и супесчаных моренных отложениях, подзолисто-болотные и торфяно-болотные почвы.

Генезис иллювиально-гумусовых подзолов Кольского полуострова и других районов Фенноскандии достаточно хорошо изучен (Pros- terus, 1913; Аарнио, 1915; Aaltonen, 1935; Иванова, По- лынцева, 1936; Мазыро, 1936; Полынцева, Иванова, 1936;. Пономарева, 1951, 1964; Полынцева, 1958; Марченко, 1961; Белов, Барановская, 1969; Таргульян, 1971, и др.). В зарубежной литературе также можно найти сведения о генезисе и составе подзолистых почв Севера, главным образом Аляски и Канады (Tedrow et al., 1958; Stobbe, Wright, 1959; Wright et al., 1959;

Douglas, Tedrow, 1960; Kubota, Writtig, 1960; Allias, 1961; Hill, Tedrow, 1961; Tedrow, Brown, 1962; Stevens, 1963; Morr, 1978). Иллювиально-гумусовые подзолистые почвы на лэгких почвообразующих породах встречаются и в других районах Севера европейской и азиатской частей Советского Союза (Иванова, 1945; Завалишин, 1954; Рожнова, 1954, 1963; Марченко, 1962; Соколова, Соколов, 1963; Наумов, Градусов, 1964; Ногина, 1964; Беляев и др., 1965; Таргульян* 1966, 1971; За- боева, 1967, 1975; Игнатенко, 1967, 1979; Арчегова, 1968; Тонконогов, 1969, 1970; Игнатенко, Друзин, Г970, 1972; Тар- гульян и др., 1970; Наумов, Градусов, 1974; Подзолистые почвы..., 1981). Однако на Кольском полуострове наиболее ярко проявляется иллювиально-гумусовый процесс, приводящий к резкой дифференциации почвенного профиля (Завалишин, Хантулев, 1961).

Специфика почвообразования на песчаных грубозернистых породах северо-востока Феиноекандии наиболее полно освещена в работах В.В. Пономаревой (1940, 1951, 1964).

Как показано выше, "формирование гумусово^-иллювиальных почв Севера на породах легкого механического состава происходит в условиях высокого атмосферного увлажнения, сравнительно низких температур в течение вегетационного периода. Этими факторами обеспечивается ярко выраженный промывной водный режим почв и интенсивный вынос продуктов гумификации растительных остатков, накапливающихся на поверхности почвы и отличающихся низким содержанием азота и зольных элементов. Такие условия почвообразования способствуют формированию: профиля гумусово-иллювиальных подзолистых почв, характеризующегося резкими морфологическими и химическими различиями отдельных генетических горизонтов. В основе такой дифференциации лежит интенсивное разложение первичных минералов в верхней части минеральной толщи под воздействием кислых продуктов гумификации растительного опада (главным образом фульвокис- лот). В результате взаимодействия фульвокислот с минералами образуются металлоорганические комплексы, главным образом -фуль- ваты алюминия и железа. По мере продвижения растворов фульвокислот вниз по профилю почвы их агрессивное действие на минеральную часть почв ослабевает в результате их усреднения. По достижении определенной насыщенности фульвокислот полуторными окислами органо-минеральные комплексы выпадают в осадок, образуя иллювиальный горизонт (Пономарева, 1964).

Степень иллювиирования фульватов железа и алюминия зависит в основном от условий увлажнения, определяющих размеры фитомассы и интенсивность фильтрации растворов фульвокислот через минеральную толщу почвы. В относительно сухих местоположениях, где количество фульвокислот, образующихся при гумификации маломощных подстилок, сравнительно невелико, из элювиального горизонта вьюосится преимущественно железо, которое в виде фульватов осаждается в горизонте В. Накопление здесь алюминия происходит в значительно меньшем количестве. В таких условиях формируются иллювиально-железистые подзолы.

В более увлажненных местах в связи с увеличением количества фульвокислот, образующихся в подстилке и фильтрующихся в виде растворов через элювиальный горизонт, интенсивность разрушения минералов возрастает.

Это приводит к значительному выносу алюминия наряду с железом; степень накопления фульватов алюминия и железа в иллювиальном горизонте таких почв выше, чем в иллювиально-железистых подзолах. Такие почвы относят к иллювиально- гумусово-железистым подзолам. В еще более увлажненных местоположениях формируются иллювиально-гумусовые подзолы, которые характеризуются интенсивным элювиированием полуторных окислов, причем в верхней части иллювиального горизонта накапливаются преимущественно гуматы алюминия, а железо мигрирует в более глубокие горизонты с избытком гумусовых веществ и может накапливаться в нижней части иллювиального горизонта.

Важной характерной особенностью автоморфных подзолистых почв, сформировавшихся на песчаной морене, является отсутствие морфологически выраженных признаков оглеения.

В полугидроморфных условиях развиваются торфянисто-подзолистые иллювиально-гумусовые почвы, которые благодаря избыточному увлажнению отличаются от автоморфных почв интенсивным накоплением органического материала на поверхности в виде растительного опада, в значительной степени оторфованного. Для этих почв характерно максимальное проявление иллювиально-гумусового процесса, который выражается в формировании достаточно мощного подзолист того горизонта, обогащенного грубым гумусом, и в накоплении в большом количестве иллювиированного органического вещества в горизонте В^. В нижней части профиля этих почв возможно наличие признаков оглеения.

Согласно современным классификациям почв СССР (Указания..., 1967; Иванова, 1976; Классификация..., 1977), .иллювиально-гумусовые и иллювиально-железистые подзолистые почвы на песчаных и супесчаных породах выделяются на уровне рода в типе глеево- подзолистых почв. Однако некоторыми исследователями отмечаются глубокие генетические различия подзолистых почв, сформировавшихся на песчаных и суглинисто-глинистых почвообразующих породах^

В связи с этим в ряде работ указывается на необходимость разграничения этих почв на более высоком таксономическом уровне - подтиповом или типовом (Роде, 1937; Завалишин, 1954; Пономарева, 1964; Караваева и др., 1965, Таргульян, 1966).

В.О# Таргульян (1971), проведя глубокие исследования генезиса почв на массивнокристаллических и песчаных полимиктовых породах холодных гумид- ных областей, обосновал необходимость разделения таких почв на два самостоятельных типа: 1) подзолистых А1-F€-гумусовых почв с ясно выраженным подзолистым горизонтом; 2) под буров - с бурым морфологически неоподзоле иным профилем. Эти типы почв сформируются при одинаковом качественном сочетании элементарных процессов, но различном соотношении интенсивности или разной длительности их в каждом из типов* (с. 224). Подразделение подбуров на подтипы и роды для разных районов их распространения еще находится в стадии разработки (Таргульян и др., 1970; Тар- гульян, 1971; Игнатенко, 1979).

По мнению В.О. Таргульяна (1971), в тундровой зоне Кольского полуострова почвы с неоподзоленным профилем (подбуры) преобладают над подзолистыми At-F 6 -гумусовыми почвами и занимают выпуклые водораздельные пространства, покрытые песчаными валунными моренными отложениями. В лесотундре и в северной тайге подбуры занимают подчиненное положение и приурочены главным образом к местам выходов более молодых почвообразующих пород. Столь широкое распространение на Кольском полуострове почв с бурым неоподзоленным профилем пока еще не подтверждено достаточно большим фактическим материалом. Результаты почвенных исследований, обобщенные в сводке Н.П# Белова и А#В. Барановской (1969), не свидетельствуют о широком распространении в тундровой зоне почв с неоподзоленным профилем.

В связи со значительными колебаниями высот на территории Мурманской области широко развита вертикальная поясность, которая характерна как для северотаежной, так и лесотундровой подзон. Горные почвы еще недостаточно изучены; в литературе имеется достаточно большое количество данных только для Хибинского массива (Мазыро, 1936; Иванова, Колосов, 1937; Пономарева, 1940; Манаков, Никонов, 1979а). Другие горные системы (Мончетундры, Сальные тундры, Ловозерские и Кандалакшские горы и др.) в почвенном отношении совсем не изучены.

Нет в литературе также данных о влиянии вертикальной поясности на генезис почв в лесотундровой подзоне.

Почвы болотного типа формируются в условиях избыточного увлажнения в пониженных равнинных и слабопокатых местах, где создаются условия для заболачивания и торфообразования. В десяти- километрвой полосе, прилегающей к железной дороге Кандалакша- Мурманск, заболоченность колеблется от 15 до 50%. Восточная часть полуострова еще более заболочена. Мощность торфяных отложений колеблется от 1 до 4 м, но чаще не превышает 1.5 м (Ануфриев, 1922; Доктуровский, 1934; Варлыгин, 1936). По вопросам генезиса и возраста торфяников и развития растительности в послеледниковое время на территории Кольского полуострова можно найти сведения в работах М.В. Докукина (1929), Ю.Д. Цинзерлинга (1929), В.С. Доктуровского (1935), К.И. Солоневич (1940), Н.И. Пьявр- ченко (1955), М.А. Лавровой (1960). На полуострове наиболее широко распространены комплексные болота, особенно в его северной и центральной частях. По ботаническому составу торфы подразделяются на осоково-топяные, гипново-топяные, сфагновые верховые, переходные и топяные, а также осоковые переходные (Лаврова, 1960). Для центральной части Кольского полуострова О .А. Полын-*- цева (1958) выделяет следующие группы торфов: 1) травяно-осо- ково-пушицево-сфагновые верховых болот; 2) травяные (лесные) осоково-сфагновые переходных болот и 3) травяные (лесные) осо«lt; ковые низинных болот. Она отмечает, что нижние слои торфяников, как правило, сложены лесным или древесно—осоковым торфом, который ближе к поверхности сменяется сфагновым торфом.

В современной классификации (Иванова, 1976). болотные почвы делятся на верховые и низинные. Среди болотных верховых почв на территории лесной зоны Кольского полуострова распространены главным образом болотные верховые торфяные, в частности, род — переходные (остаточно-низинные). Болотные низинные почвы имеют сравнительно ограниченное распространение, среди подтипов этих почв преобладают болотные низинные обедненные на слабоми— нерализованных водах.

В целом для Кольского полуострова характерны бедные минеральными веществами торфяные почвы, что обусловлено преобладанием здесь мягких слабоминерализованных грунтовых вод (Немчинов, 1957).

Евтрофные болота под травянистой растительностью с наземным покровом из гипновых мхов развиваются в пониженных прирусловых частях речных долин и на приозерных террасах (Белов, Барановская, 1969). Обширные плоские впадины обычно заняты переходными (остаточно-низинными) болотами, близкими по стратиграфии и растительному покрову к типу „аапа*. Они характеризуются чередованием мочажин, сложенных низинными торфами, и вытянутых невысоких (до 1 м) гряд, верхняя часть которых представлена верховыми олиготрофными торфами. Типичные верховые болота, сложенные на большую мощность сфагновыми торфами, на территории Мурманской области встречаются редко, занимая небольшие возвышенные участки среди переходных болот.

Состав и свойства торфяных почв Мурманской области изучены недостаточно полно. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют об относительно невысокой зольности большинства видов торфов, благодаря их олиготрофности, большой обводненности торфяных залежей и, как правило, высокой кислотности (Переверзев, 1962, 1963; Белов и др., 1963; Белов, Барановская, 1969). Своеобразие химического состава торфяных почв Кольского полуострова связано с особенностями гидротермических условий, при которых происходит торфонакопление. Низкие температуры и короткий период с положительными температурами способствуют незначительной интенсивности минерализации органического вещества торфяных почв (Скрынникова, 1969), в результате чего в почве накапливается сравнительно небольшое количество зольных элементов, в том числе и кальция, а почвенный поглощающий комплекс остается не насыщенным основаниями. Большое значение, как указывалось выше, имеет низкая минерализация почвенно-грунтовых вод.

Таковы основные особенности почвообразования на Кольском полуострове и генезиса наиболее распространенных здесь почв.

История освоения почв Кольского полуострова для сельскохозяйственного использования сравнительно непродолжительна и насчитывает 4-5 десятилетий. Рост площадей окультуренных почв в течение этого времени происходил за счет освоения как минеральных подзолистых, так и торфяных почв. Генетические последствия при освоении этих двух групп почв различны. Освоение минеральных почв приводит к коренной перестройке профиля, изменению его морфологического облика и существенной трансформации компонентов почвенной массы. Вопросы генезиса окультуренных минеральных почв в своеобразных климатических условиях Кольского Севера и современные процессы, протекающие в них, изучены еще недостаточно полно. Данные по составу и свойствам этих почв можно найти в ряде работ (Полынцева, 1958; Белов и др., 1963; Белов, Барановская, 1969; Левина, 1969; Манаков, 1969; Барановская и др., 1969). Результаты исследований этих ученых свидетельств вуют о том, что применение высоких доз органических и минеральных удобрений, внесение извести и выращивание многолетних трав, способствующих накоплению в почвах органического вещества, приводят к созданию высокоплодородного пахотного слоя, который обладает хорошими водно-физическими свойствами и способен при благоприятных температурных условиях и достаточном увлажнении обеспечить растения необходимыми питательными веществами.

Освоение торфяных почв не способствует столь резкому изменению профиля, как это имеет место при окультуривании подзолов, однако направление и интенсивность почвообразовательных процессов при этом резко изменяются. Если в естественных торфяных почвах преобладают процессы консервации растительных остатков в анаэробных условиях и накопления торфа, то в осушенных почвах - минерализация органических веществ торфа и мобилизация содержащихся в них питательных веществ (Скрынникова, 1969). Многочисленные данные, характеризующие изменение свойств торфяных почв под влиянием окультуривания, в том числе и в Мурманской области (Турнас, Каретникова, 1945; Турнас, 1947, 1953; Гар- куша, 1956; Лупинович, Голуб, 1958; Скрынникова, 1961; Переверзев, 1962, 1963, 1977; Бухман, 1971; Скрынникова и др., 1974), свидетельствуют о значительном возрастании объемной массы, аэрации, зольности, биологической активности мелиорированных почв по сравнению с целинными. На Крайнем Севере, несмотря на замедленность биохимических процессов даже в хорошо окультуренных торфяных почвах, освоенные торфяники при интенсивном применении минеральных удобрений превращаются в весьма продуктивные пахотные угодья. 

<< | >>
Источник: В. Н. Переверзев. Биохимия гумуса и азота почв Кольского полуострова. 1987

Еще по теме Вопросы генезиса почв:

  1. С. БОУЛ, Ф. ХОУЛ, Р. МАК-КРЕКЕН. ГЕНЕЗИС И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЧВ, 1977
  2. Глава 1. ГЕНЕЗИС И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ
  3. Ф. Р. Зайдельман, А. С. Никифорова. Генезис и диагностическое значение новообразований почв лесной и лесостепной зон, 2001
  4. ОСОБЕННОСТИ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЯ НА ВЫРАБОТАННЫХТОРФЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ ОЗЕРНОГО ГЕНЕЗИСА
  5. ГЕНЕЗИС И ФИТОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИЧЕРНООЛЬХОВОГО КОМПЛЕКСА
  6. П. ГЕНЕЗИС, ДИНАМИКА БОЛОТООБРАЗОВАНИЯ(В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ)
  7. Влияние литологического состава подстилающих пород на генезис торфяных отложений
  8. Растительный покров болот как индикатор генезиса, строения и глубины торфяных отложений
  9. Генетические признаки почв Антропогенно-естественные признаки почв
  10. М.И. Герасимова, М.Н. Строганова, Н.В. Можарова, Т.В. Прокофьева. Антропогенные почвы: генезис, география, рекультивация. Учебное пособие., 2003
  11. К ИСТОРИИ ВОПРОСА