Создание Красной книги исчезающих, эталонных и редких почв
Известно, что Красная книга — это документ исключительной важности, в который заносят объекты, под* лежащие особой охране в связи с реальной угрозой их исчезновения или сильной деградации. Сама идея Красной книги предполагает, что в нее включаются различные исчезающие ценные природные образования: редкие виды растений и животных, типичные экосистемы, уникальные геологические, палеонтологические и другие объекты.
О видах почв также должна быть бережная забота, в связи с чем необходимо сохранить разнообразие естественных почвенных разностей (табл. 2 и 3) и включить в Красную книгу те, которые находятся под угрозой исчезновения. Это нужно сделать по многим причинам и прежде всего для сохранения биосферы и успешного решения многих практических задач. Последнее объясняется в первую очередь потребностью в эталонных почвах для проведения сравнительного анализа процессов, происходящих в целинных и освоенных землях, так как и после окультуривания почвы продолжают оставаться под воздействием естественных факторов почвообразования. Знать, какие изменения в пахотных землях вызьн ваются человеком, а какие природой, необходимо для выработки оптимальных систем земледелия и максимального использования почвенного плодородия, не только созданного трудом людей, но и постоянно возобновляемого естественным почвообразовательным процессом.
Таблица 2
Виды почвенных объектов первоочередной особой охраны
№ пп |
Виды объекта |
Возможные основные формы охраны |
1 |
Целинные эталонные почвы |
Комплексные и почвенные заповедники и заказники |
2 |
Редкие целинные и освоенные почвы |
Почвенные заповедники, заказники и памятники природы |
3 |
Почвы мемориального значения |
Памятники истории, почвенные заказники |
4 |
Почвы опорных пунктов исследовательских учреждений |
Почвенные заказники |
5 |
Почвы ключевых учебных полигонов |
Почвенные заказники |
6 |
Сильноокультуренные почвы — модели высокого плодородия |
Агропочвенные заказники, опытные станции, Г СУ |
7 |
Почвы — среды обитания растений и животных, включенных в Красную книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов |
Комплексные заповедники и заказники |
Естественное же плодородие почвы при правильном обращении с ней может сохраняться на достаточно высоком уровне в течение очень длительного времени. Это было доказано всемирно известными опытами на Ротам стедской станции, где, по данным Дж. Кука, без внесения удобрений средний урожай пшеницы примерно за 100 лет составил около 14 ц/га на почвах, на которых соблюдалась лишь правильная обработка. Однако изначальное плодородие почв во многих случаях используется неэффективно, а нередко почти полностью блокируется. Примером может служить внесение избыточных доз извести, полностью нейтрализующих почвенную кислотность, что резко снижает поступление элементов питания из минералов почвы.
Недооценка возможностей естественного почвенного
плодородия во многом объясняется малочисленностью соответствующих исследований, которые в освоенных районах трудно проводить из-за ограниченности эталонных целинных почв, особенно в степных и лесостепных районах, почти сплошь распаханных и застроенных.
Несомненная практическая польза от заповедных почв и в том, что благодаря им реализуется во многом оптимальное чередование обрабатываемых земель с целинными и залежными с тем, чтобы последние выполняли роль поставщиков полезных микроорганизмов и беспозвоночных животных, которые постоянно гибнут на нолях в связи с повышенной антропогенной нагрузкой на них.
Можно привести много и других убедительных доводов в пользу создания Красной книги почв, но люди с критическим складом ума могут возразить: а зачем это делать — ведь в уже существующих ныне заповедниках есть и почвы. Да, есть, но далеко не все, которые необходимо непременно сохранить. И причина здесь прежде всего в том, что подавляющая часть заповедных территорий выделялась для защиты растений и животных, а почвы в них попадали постольку поскольку. В результате многие исчезающие почвенные разности не попали в ныне существующую сеть заповедников, заказников, памятников природы, биосферных резерватов и не могут в нее попасть, так как не внесены в Красную книгу — документ, обязывающий оберегать все занесенные в нее детища природы.
А какие же прикладные выводы следуют из только что сказанного? Их несколько. Во-первых, необходимо составить список почв, попавших в уже существующие особо охраняемые территории. Далее, установить, какие исчезающие почвы, не оказавшиеся в заказно-заповедной сети, нуждаются в экстренной защите, затем занести их в Красную книгу, выделить наиболее представительные участки исчезающих почв и добиваться для них особого режима охраны.
Необходимо также оговориться, что в особом обращении и охране нуждаются не только эталонные и редкие целинные почвы, но и высокобонитентные освоенные земли и опытные почвы, плодородие которых, созданное руками человека, является, по выражению И. А. Крупе- никова (1985), моделью высокого плодородия.
Для целинных и слабо измененных человеком почв, попавших в Красную книгу, главными формами охраны будет соблюдение режима заповедников, специализированных заказников, памятников природы и почвеннобиосферных резерватов. И в случае организации заповедника всякая хозяйственная деятельность прекращается, в остальных разрешаются только те виды деятельности, которые не связаны со сколько-нибудь заметными воздействиями на почву (охота, умеренный сбор ягод и грибов, заготовка кормов и лекарственных растений).
В отношении освоенных почв, занесенных в Красную книгу, наиболее широко распространенной формой охраны на первом этапе должна стать организация агро- почвенных заказников общего режима. На территории таких заказников исключается строительство промышленных и жилищно-бытовых объектов, мероприятия по защите среды от загрязнения проводятся в полном объеме Обработка земель и возделывание сельскохозяйственных культур допускается только при условии действительного соблюдения всех мероприятий, предотвращающих эрозию и различные виды деградации почв.
Что же конкретно делается у нас сейчас по Красной книге и особой охране почв и чем могут помочь специалисты и общественность в решении этой благородной задачи, важность которой была отмечена VIII Всесоюзным съездом почвоведов, где отмечено, что работы по особой охране почв должны быть тесно увязаны с работами по оценке и учету почв в целом и, кромё того, мыслится создание нескольких Красных книг почв — областных, республиканских, общесоюзной?
К настоящему времени получены уже первые ощутимые результаты по подготовке Красных книг и выявлению особо ценных почв, подлежащих сохранению. Так, в Молдавии И. А. Крупениковым и работающими с ним специалистами выделены редкие почвы (почвы-раритеты), нуждающиеся в заповедовании. Это ксероофитно- лесные черноземы в гырнецовых дубравах, описанные только в Молдавской ССР, уникальные бурые лесные почвы под буком и дубом в Высоких Кодрах, слитые черноземы, лесолуговые почвы в поймах. Еще реально спасти эти редкие почвы, поскольку их можно найти в сохранившихся участках леса, где они еще не испытали заметного воздействия человека Нужно лишь выделить подходящие участки этих почв и включить в сеть особо охраняемых территорий.
И в любой другой республике, в любой области и районе есть свои редкие уникальные и особо ценные почвы, сохраняющиеся на малых ограниченных участках, представленных зачастую в виде отдельных пятен. Застроить и распахать их ничего не стоит — в любой момент они могут быть уничтожены стройкой или искажены плугом. Как важно помнить о таких почвах почвоведам, составляющим крупномасштабные карты для землеустроительных целей, выделить участки редких почв и рекомендовать сохранить их! Как важно руководителям хозяйств с должным вниманием отнестись к этим рекомендациям и сделать все возможное, чтобы почвенный мир не лишался своих малочисленных собратьев! А опасность их подстерегает со всех сторон, и прежде всего со стороны плуга с предплужником и расширяющихся строений и предприятий. Редкие целинные почвы очень часто оказываются высокоплодородными. В этом случае уцелеть им без специальной помощи практически невозможно. Царь почв — целинный чернозем— как зональное образование приказал долго жить; каштановые, серые лесные, равнинные субтропические почвы — тоже; очередь настала за бурыми лесными, дерново-подзолистыми и др. В результате карта естественноисторических почвенных зон, которую показывают на занятиях студентам, превратилась в страницу дней минувших. Но критически настроенный ум может возразить: «Да что вы панику-то сеете? Если всю степную зону распахивали, это не значит, что она исчезла, — па- хотные-то земли остались». Остаться-то остались, но в каком виде! Пахотные почвы — это уже другие почвы, и все большее число почвоведов относят их к особым типам, очень часто уступающим по своему плодородию естественным аналогам. Яркий пример — все тот же целинный чернозем, чемпион по плодородию. Освоенным его собратьям ох как далеко до своего исходного состояния.
И затем нельзя ни на минуту забывать, что назначение матушки-земли не только кормить человека. У почвы есть масса важнейших других экологических функций (табл. 1), без успешного осуществления которых благополучие биосферы немыслимо. А целинные почвы эти функции, как правило, выполняют более успешно, и что самое главное, целый ряд биосферных функций почва может выполнять, только оставаясь в естественном состоянии. Так что, сберегая почвы, созданные природ- ным почвообразовательным процессом, мы не только сохраняем эталоны сравнения для решения различных научных и практических задач, но и оставляем для биосферы ее важнейший, ничем не заменимый компонент— ее фундамент и опору. Но чтобы осуществить ее реальную особую охрану, в ряде случаев придется добиваться изъятия небольшой части площади из прямого сельскохозяйственного использования с целью возрождения зональных почв. По такому пути уже идут в отдельных регионах страны.
Так, в Молдове поставлен вопрос об организации эталонных заповедников широко распространенных почв, ценных в агрономическом отношении. Но сложность оказалась в том, что земли эти почти сплошь в республике распаханы. Поэтому под такие заповедники, которые в Молдове должны охватить все основные подтипы черноземов — типичные, выщелоченные, обыкновенные, карбонатные, намечено изъять небольшие площади пахотных земель с целью возрождения черноземов. Это позволит проводить сопоставление используемых почв с целинным стандартом, прогнозировать позитивные и негативные изменения в плодородии и отдельных экологических функциях черноземов. В результате выиграет и сельское хозяйство, и окружающая среда, поскольку будут даны не только более обоснованные рекомендации по рациональному использованию земель, но и получит поддержку природа в лице возрожденных естественных ландшафтов, так необходимых ей.
Важным этапом создания Красной книги и реализации особой охраны почв является выделение почвенных объектов повышенной значимости, претендентов на включение в сеть заповедников, заказников, памятников природы, национальных и природных парков, биосферных резерватов. Такая работа начата почвоведами Москвы для Московской агломерации, присоединившимися к биологам и геологам МГУ, подготовившими карты ценных биологических, геологических и комплексных объектов Москвы и Московской области.
Благодаря этому при составлении генерального плана развития столицы и прилегающих g не_й районов он# были исключены из территорий предстоящей застройки н освоения.
У почвоведов и у всех, кому дорога земля, есть все
основания, в том числе юридические, гораздо более широко и действенно выступить в защиту почв. Этому благоприятствует и то, что при Всесоюзном обществе почвоведов в конце 1989 г. организована рабочая группа по созданию Красной книги почв, одна из задач которой — оказание методической и консультативной помощи по особой охране почвенных объектов. Группой разосланы обращения к различным подразделениям ВОП с призывом включиться в работу по созданию Красной книги почв и выделению особо ценных почвенных объектов с составлением на них специальных паспортов, которые высылаются в Почвенный институт им. В. В. Докучаева (Москва, 109017, Пыжевский пр., 7, Скворцовой Е. Б.).
Вернуть долги Земле в виде очищения рек и озер, з виде очищения почвы от химического и радиоактивного загрязнения, защиты ее от эрозии и др. — это задача номер один. Пока биосфера в состоянии восстановить с помощью человека свои утраченные по его же вине позиции. Дальше оттягивать настоящую помощь природе — экологическое преступление перед живущими и будущими поколениями.
Надежды на то, что люди сумеют искусственно получать необходимые им пищевые продукты и условия жизни, беспочвенны. По подсчетам В. Г. Горшкова (1987), если человек разрушит естественную окружающую среду, то он будет вынужден тратить более 90% всей получаемой им энергии на воспроизводство условий свое-* ю существования. Биосфера же все дает ему бесплатно.
Сохранение, восстановление и бережное использование природы должно стать главной целью и нормой деятельности всего хозяйственного механизма цивилизации и каждого человека в отдельности. Без этого с задачей не справиться. Однако, как было отмечено на VIII съезде почвоведов, «пока отсутствует единая общегосударственная почвенная служба, отсутствуют специалисты-почвоведы в главном звене землепользования, т. е. в колхозах, совхозах и других предприятиях-землепользовате- лях, продолжает существовать межведомственная разобщенность землеустроительных, мелиоративных, агрохимических, почвенно-изыскательских организаций. Ученые-почвоведы слабо привлекаются к разработке важнейших документов по урегулированию земельных отношений в стране, что, несомненно, отрицательно сказывается на их качестве».
Особенно большое значение имеет создание единой общегосударственной почвенной службы, обеспечивающей своевременную выдачу рекомендаций по рациональной эксплуатации почв, защите от эрозии, загрязнения и особой охране.
Люди надеются и верят, что, несмотря на все последствия войн и экологического кризиса и все трудности его преодоления, земляне сумеют спасти мать, породившую их. Эта надежда ярко и взволнованно выражена Владимиром Высоцким в «Песне о Земле»:
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы Земли Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет,
Не записывай Землю в калеки.
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит Она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля — это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
И мы не можем, не имеем права, не оправдать эти надежды людей. Сбережем же Землю, сбережем биосферу и ее незаменимое детище — почву!
Литература
Воронин А. Д. Основы физики почв. — М.: Изд-во МГУ,
1986.
Добровольский Г. В., Гришина Л. А. Охрана почв. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
Зайдельман Ф. Р. Мелиорация почв. — М.: Изд-во МГУ,
1987.
Карпачевский Л. О. Жизнь почвы. — М.: Знание, 1989. Ков да В. А. Проблема защиты почвенного покрова и биосферы планеты. — Пущино, 1989.
Никитин Е. Д. Роль почв в жизни природы. — М.: Знание, 1982.
Сдобников С. С. Расширенное воспроизводство плодородия почв. — М.: Знание, 1989.
Фокин А. Д. Почва, биосфера и жизнь на Земле. — М.: Наука, 1986.
Источник: Никитин Е. Д.. Берегите почву. 1990
Еще по теме Создание Красной книги исчезающих, эталонных и редких почв :
- АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ИСЧЕЗНУВШИХ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ И РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ КРЫМА
- Значение книги А. И. Опарина (1924)
- РОЛЬ ЗООПАРКОВ В СОХРАНЕНИИ РЕДКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
- РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
- Соколов В. Е.. Редкие и исчезающие животные. Млекопитающие: Справ, пособие. — М.: Высш. шк.,1986.—519 с. [24] л. ил.: ил., 1986
- Предисловие, которое, как обычно, можно читать после всей книги, или — не читать вовсе
- Бузина красная
- 4.6. Методики, разработанные А. В. Крушинским для изучения способности животных к поиску приманки, исчезающей из поля зрения
- СМОРОДИНА КРАСНАЯ
- Красный и черный кораллы
- Лисица красная
- Наперстянка красная (пурпурная)
- Создание газона
- Создание малинников
- Разведение белой и красной смородины
- 4.5. Эффект «красного смещения»
- РОД КРАСНЫЕ ВОЛКИ GENUS CUON