<<
>>

Ночница Брандта (Myotis brandti Eversmann)

На территории равнинной части Западной Сибири обитают 6 видов летучих мышей, из которых наиболее обычна, а в некоторых местах и многочисленна ночница Брандта. Остальные (двухцветный кожан, северный кожанок, рыжая вечерница, водяная и прудовая ночницы) встречаются значительно реже.

В прилежащих горных районах Саян и Алтая (в частности, в Кузнецком Алатау) обитают ушан и большой трубконос. Распределение рукокрылых по территории весьма спорадично. Их нет в степных и многих лесостепных районах, в северных таежных массивах и на болотах. Они тяготеют к пойменным водоемам, окруженным лесами. Для большинства видов южная часть Томской области - крайний предел их распространения на север.

Большинство летучих мышей на зиму мигрируют с равнин Западной Сибири далеко к югу. Ближайшими местами зимовок этих зверьков в Западной Сибири являются пещеры Кузнецкого Алатау, Горной Шории, Абаканского хребта и других гор. В указанных местах в различные сезоны 1968-1969 гг. нами осмотрены 4 штольни и 6 пещер. Наиболее крупные колонии летучих мышей обнаруживаются в обширных и труднодоступных пещерах, где температура воздуха даже в суровые зимы не опускается ниже 2-4 °С, а в легко доступных пещерах из-за частого посещения людьми в настоящее время зимуют лишь одиночные особи. На зимовках обнаружены 7 видов летучих мышей, из которых наиболее многочисленными были ночницы Брандта [Шубин, Овчинников, 1970]. На месте остаются зимовать единичные особи. Так,

Таблица 15 окрестностей

Видовой состав

рукокрылых из с. Киреевского

1967 г.

1968 г.

Вид

Ночница Брандта Рыжая вечерница Северный кожанок Двухцветный кожан

86,4

2,1

9,4

2,1

83

2

9

2

14

7

3

5

48.2

  1. 10,4

17.2

  1. г. в Томске ночница Брандта обнаружена на чердаке в обкладке труб отопления, а 21.03 этого же года с чердака другого дома вылетел потревоженный северный кожанок.
    11.05 в котельной добыта водяная ночница, а
  1. г. в подвале дома - северный кожанок.

Ночница Брандта проникает далеко на север и многочисленна в пойме р. Кети по ее крупным притокам, где за вечер мы встречали по нескольку десятков зверьков. Однако в бассейнах рек Васю- гана, Тыма, Ларь-Егана и севернее нами отмечались лишь единичные особи. Особенно много ночниц Брандта обнаружено в пойме Оби у с. Киреевского, где за один вечер удавалось сбивать до 20-30 зверьков, а на двух километрах поймы реки насчитывалось не менее 500 особей. Кроме ночниц Брандта здесь держатся еще три вида: рыжая вечерница, северный кожанок и двухцветный кожан (табл. 15).

Появление рукокрылых весной на равнине (у Анжеро-Судженска и Томска) замечено в конце мая - начале июня. Это вылетают, вероятно, те особи, которые оставались здесь зимовать. В массе летучие мыши начинают встречаться лишь в конце июня. В 1984 г. из-за холодной весны прилет прошел позднее и рукокрылые начали встречаться в конце июля - начале августа. Зверьки вылетают на кормежку с заходом солнца и кормятся до рассвета. Однако пик активности падает на очень короткий промежуток времени (24.00-01.00 ч). В июне и июле летучие мыши активны с 22.30 до 04.00 ч, а к концу летнего сезона происходит смещение активно» сти на более ранние сроки (20.00 ч), что отмечалось Г.А. Новиковым [1959] для европейской части страны.

В холодную погоду ночницы Брандта концентрируются у самого уреза воды и летают очень низко над берегом, а в теплые ночи рассредоточены по прилегающим лесным массивам и держатся обычно высоко (до 15-25 м). На дневку они залетают в дупла и под кору деревьев, на чердаки и другие постройки человека, в пещеры и штольни.

Детеныши у ночницы Брандта рождаются в первой половине июля. В конце июня большинство особей имеют крупные эмбрионы (до 18 мм в длину) с пигментированными ушами и перепонками. Первая лактирующая самка добыта 02.07.1967 г. В выводке бывает всего один детеныш.

Большая часть особей (вероятно, молодых) не принимает участия в размножении. Так, из 49 самок, просмотренных в 1967 г., 25 были с эмбрионами, 1 лактировала и 23 оказались холостыми. В 1968 г. с 16 по 27.06 из 11 ночниц из-под с. Киреевского только 1 была беременной, а из трех особей у

пос. Орловка (бассейн р. Кети) 2 вынашивали детенышей и 1 была холостой.

У самцов, пойманных в июне и июле, размеры семенников очень малы. Увеличение гонад (до 10 мм) происходит в августе. К этому периоду приурочено, вероятно, спаривание. В ноябре семенники сильно уменьшаются и едва заметны. В таком состоянии они находятся и зимой.

Анализ возрастного состава по слоистым структурам костей 50 ночниц Брандта из-под с. Киреевского (юг Томской области) показал, что одну зиму переживают 40 %, две - 32, три - 22, четыре - 4 и пять-шесть -2 % особей. Таким образом, полная смена населения протекает за 6-7 лет. Среди отловленных ночниц Брандта преобладают самки. Из 83 зверьков в 1967 г. их было 49 (59 %), а из 14 в 1968 г.-11 (78,6%).

Рукокрылые сильно заражены эктопаразитами. На равнинной части на них нами отмечены многочисленные кровососки (Basilia nattereri), гамазовые клещи (Spintumix vespertilionis) и блохи (Ischnopsyllus hexactenus, I. elongatus, Myodopsylla trisellis).

Алтайская пищуха (Ochotona alpina Pall.)

Этот грызун широко распространен в горных районах Сибири и Дальнего Востока, но размещается он по территории спорадично. В исследуемом регионе зверек встречается в горах Кузнецкого Алатау и Алтая. Колонии пищух располагаются в крупнокаменистых россыпях и вблизи их среди хвойного и смешанного лесов. Самая высокая плотность популяции грызунов наблюдалась на гольцах (на 1 га летом регистрировалось до 20-25 особей). По предгорьям Кузнецкого Алатау они встречаются в долинах рек Тель- беса, Мундыбаша, Кии и других, где имеются пригодные места для обитания зверьков. Колонии их здесь сильно разобщены и часто отстоят на десятки километров друг от друга. Кроме того, попадается много россыпей, которые когда-то были населены пищухами, о чем свидетельствуют остатки стожков сена и старый помет этих грызунов. Исчезновение их могло произойти по ряду причин: истребление хищниками, что нами наблюдалось в некоторых колониях, вымирание от болезней или каких-то других факторов.

Нами в юго-западной части Кузнецкого Алатау добыты 172 пищухи. Анализ питания грызунов проводился путем учета по- едей растений, оставляемых около нор, погрызов кустарников и деревьев. Наряду с этим просматривались запасы сена.

Питание пищух изменяется по сезонам года. Так, в весенний период с появлением эфемероидов (середина мая) в желудках грызунов вместе с остатками сена обнаруживалась свежая зелень. В это время зверьки поедали кандык, хохлатку желтую, ветреницу лесную (Anemone sylvestris) и незабудку (Myosotis palustris). К концу мая они перешли полностью на питание вегетирующими растениями. В 1962 г. пищухи начали запасать корм с 15 июня. Основная масса стожков появилась в августе и первой половине сентября, когда у растений созрели семена, а некоторые из них вегетировали. Такие крупные или сочные растения, как чемерица обыкновенная, осот разнолистный, борщевик, малина и другие разгрызаются по частям, а затем укладываются в стожок. В запасах зверьков встречаются исключительно наземные части растений. Трава складывается преимущественно около стволов пихт с хорошо развитой кроной, которая защищает корм от дождя. Реже запасы обнаруживались под крупными камнями, плитами и под пнями деревьев. Они находятся всегда поблизости от убежищ и сообщаются между собой протоптанными тропинками. Около одного крупного стожка отмечается не менее четырех-пяти нор зверьков, некоторые из них соединены подземными ходами.

В одном стожке встречались обычно от 4 до 19 видов растений, но преобладающими были три - шесть (табл. 16).

Стожки часто достигают значительных размеров (более 2 м высоты и 1,5 м в диаметре). Это связано с тем, что зверьки, располагаясь отдельной семьей, совместно стаскивают сено ежегодно в одно место. Вследствие же гибели отдельных пищух все запасы, заготовленные с осени, за зиму не поедаются. Таким образом, часть сена сохраняется до следующей осени, а затем на эти прошлогодние остатки корма натаскиваются свежие растения, что повторяется на протяжении ряда лет. В таких стожках внутри и снаружи грызунами проложены ходы, которые пронизывают весь стожок и служат для передвижений к месту кормежки на его вершину и дополнительным укрытием.

Прекращение запасания корма пищухами наблюдалось в 1961 г. в конце сентября - начале октября. К этому времени в горах Кузнецкого Алатау выпал неглубокий снег (15-20 см), по которому зверьки, выбегая кормиться, протаптывали тропинки от убежищ к стожкам. С образованием более глубокого снежного покрова связан переход их к подснежному образу жизни. В зимнее время они питаются не только запасами сена, но и корой деревьев и кустарников: пихты, рябины и черемухи. Наиболее сильно повреждается этими грызунами рябина, у всех кустарников около поселений пищух кора обгрызала от основания до 1,5-2 м высоты (до уровня поверхности снегового покрова). Не далее 7-10 м от своих стожков зверьки устраивают в толще снега шарообразные гнезда из сена диаметром 25-30 см. От гнезд в разные стороны проложены подснежные ходы, по которым пищухи передвигаются на занимаемых участках до исчезновения снега.

В исследуемом районе, как и в других местах [О. Зверев, М. Зверев, 1930; Юргенсон, 1939; Капитонов, 1961; Хмелевская, 1961; Ким, 1962; и др.], алтайские пищухи питаются многими растениями, произрастающими около их поселений. Всего нами было зарегистрировано 62 вида растений, поедаемых этими грызунами. Совершенно не кормятся они здесь таволгой, караганой, кизильником, лабазником и некоторыми другими.

Размножение пищух в Кузнецком Алатау приурочено к весеннелетнему периоду. Начало его нам проследить не удалось. Все 11

Состав стожков сена пищух на окрестностей пос. Теба, %

Вид

Масса стожков, кг

0,6 5 7 10
Осот разнолистный (Cirsium heterophyllum) 1,6 3,2 33,6 10,0
Черемша (Allium victorialis) 23,5 0,7 0,4
Хвощ лесной (Eqisetum sylvaticum) 23,5 1.1 1,4
Герань лесная (Geranium sylvaticum) 3,7 - 23,1
Подмаренник северный (Galium boreale) 18,9 6,3 8,6 2,3
Борец высокий (Aconitum excelsum) 1,1 - 4,8 15,8
Борщевик (Heradeum dissectum, H. barbatum) 4,2 15,6
Скерда сибирская (Crepis sibirica) 10,8 - 8.6 7,0
Злаки (Millium effusum, Poa pratensis, P. sibirica, Agropirum repens, A. caninum, Asperula paniculate, Calamogrostis
obtusata, C. Landsdorffii) 0,7 35,3 3.8 5.1
Синюха (Polemonium coeruleum) 8,1 5,3 3,9 9,2
Купальница азиатская (Trollius asiaticus) 3,2 4,8 5.1
Папоротники (Matteuccia struthiopteris, Dryopteris phegop-
teris, D. Filix mas, Athyrium Filix femina) 3,4 4,8 1,5 0,9
Крапива обыкновенная (Urtica dioika) 0,2 7,0 1,5 -
Калужница (Caltha palustris) 0,2 - 6,6
Живокость высокая (Delphinium elatum) 2,1 0.9
Медуница лекарственная (Pulmonaria molissima) - 1.1 - 0.7
Реброплодник уральский (Pleurospermum uralense) - 1,1 - -
Крапива глухая (Lamium album) 0,4 1.1 -
Золотарник обыкновенный (Solidago virga aurea) 0.7
Звездчатка Бунге (Stellaria Bungeana) - - 0,7 -
Кислица заячья (Oxalis acetosella) 0,7
Чемерица обыкновенная (Veratrum Lobelianum) - 7,4 3,9 4,9
Лишайники 0,2 0,2
Пион (Peonia anomala) 0.4 - - -
Смородина красная (Ribes hispidulum) 0,2 - - -
Бубенчик лилиелистный (Adenophora liliefolia) - - 0,2

Примечание. Список приведен в порядке уменьшения частоты встречаемости растений.

отловленных самок 10-12.05.1962 г. вынашивали первый выводок. У10 особей размеры эмбрионов колебались от 11 до 15 мм в длину, и лишь у одной достигали 26 мм. Судя по их размерам, гон проходил здесь у большинства пищух в конце апреля. Однако у отдельных зверьков он начался значительно раньше, так как 19 мая наряду с двумя впервые разродившимися самками удалось добыть и уже вышедшего на поверхность детеныша пищухи массой 76 г и длиной тела 151 мм. Второй молодой массой 77 г отловлен 24 мая, а массовый выход их наблюдался лишь в середине июня. У большинства особей рождение детенышей первого выводка протекало в начале 111 декады (табл. 17). Последняя самка, вынашивающая первый выводок, с крупными эмбрионами (48 мм длины) добыта 29 мая. В последней декаде мая отлавливались лактирующие и повторно беременные зверьки с эмбрионами от б до 36 мм длины. Следовательно, вторичное спаривание у пищух происходило

Дата

п

Беременные

Разродившиеся

Повторно беременные

экз. % экз. % экз. %
10-20.05 27 25 92,5 2 7,5
21-31.05 14 4 28,4 7 50,0 3 27,6
01-10.06
13-20.06 9 - - 4 44,5 5 55,5
21-30.06 8 - 4 50,0 4 50,0
01-06.07 1 - - 1 100 - -

Таблица 18

Изменение размеров семенников взрослых пищух в весенне-летний период 1962 г. у пос. Теба, мм

Дата п Длина Ширина
12-20.05 22 16,6±0,2 10,2±0,06
21-31.05 17 16,4±0,1 10,0 ±0,2
01-14.06 - -
15-20.06 4 16,3 ±0,7 10,3 ±0,4
21-30.06 5 14,9 ±1,0 9,4±0,8
• 01-06.07 3 10,0±1,0 6,0 ±0,7

Таблица 19

Плодовитость пищухи у пос. Теба (1962 г.)

Выводок

Число эмбрионов

п

М± т

2 3 4 5
Первый 1 5 12 11 29 4,1 ±0,06
Второй 1 1 8 2 12 3,9 ±0,2

вскоре после рождения детенышей. Повторно беременные самки добывались с 24 мая по 29 июня. Частая встречаемость их в течение этого времени дает основание утверждать, что большинство самок приносит по два выводка [Шубин, 1963]. Во второй половине июня у 7 отловленных пищух эмбрионы были очень большие - от 38 до 61 мм длины и только у одной самки, отловленной в том же поселении 26 июня, они оказались мелкими (5x4,5 мм). На основании этого можно предполагать, что некоторые особи приносят три выводка. Не исключена возможность, что повторное спаривание у нее произошло позднее, чем у большинства других зверьков, и она, так же как и другие, вынашивала лишь второй выводок. Судя по довольно резкому уменьшению семенников у взрослых самцов в начале июля (табл. 18), размножение у большинства зверьков окончилось к концу июня. Следовательно, основная масса пищух

Возрастная

группа

п

Самцы

Самки

экз. % экз. %
Эмбрионы 61 33 54,1 28 45,9
Молодые 42 18 42,9 24 57,1
Взрослые 117 57 48,7 60 51,3

за сезон размножения успевает принести не более двух выводков.

Молодые текущего года рождения достигают размера взрослых к августу - сентябрю, а половозрелыми становятся лишь на следующий год.

Судя по количеству эмбрионов, в выводке у пищух в Кузнецком Алатау бывает от 2 до 5 детенышей, чаще 4-5 (табл. 19). В Западном Саяне, по данным Ф.Р. Штильмарка [1962], плодовитость этого грызуна значительно ниже и зверьки приносят чаще всего трех детенышей. Эмбриональная смертность невелика. Из всех просмотренных нами эмбрионов лишь 3 резорбировались (у одной самки рассасывалось 2 зародыша из 4 имеющихся, а у другой 1 из 5).

Соотношение полов у пищух близко к 1:1 (табл. 20).

Линька у пищух в Кузнецком Алатау начинается одновременно у самок и самцов в конце апреля - начале мая. Прежде всего у них вылинивает огузок. Подросшие волосы на этом участке сильно отличаются темным цветом. Вслед за огузком начинает линять передняя часть тела. Постепенно волосяной покров сменяется на голове, шее, груди, боках, верхней части спины. Первые перелинявшие пищухи в 1962 г. начали встречаться с 22 июня. Осенняя линька наблюдалась в первых числах сентября. Потемнение мездры у зверьков в это время обычно затрагивало верх тела, а затем брюшную сторону и бока. Смена волосяного покрова заканчивается в начале октября. У молодых ювенильная линька происходит при достижении размера взрослых. Протекает она диффузно.

Врагов у пищухи в исследуемом регионе сравнительно много. Наиболее серьезными из них являются хищные млекопитающие (соболь, норка, горностай, колонок) и птицы (канюк обыкновенный, ястреб-тетеревятник, совы и др.). Экскременты соболя, содержащие остатки пищух, постоянно встречались (зимой и летом) среди поселений грызунов.

На пищухах нами обнаружено 5 видов блох. Самыми многочисленными оказались характерные для этих грызунов Amphalius Tunatus и Ctenophyllus subarmatus. Очень редко отмечались Frontop- sylla elata, Ceratophyllus penicilliger, С. rectangulatus. Из оводов на зверьках найдены Oestromyia leporina, Portschinskia lowii и Ostroder- та potanini. Четвертый вид оказался для науки новым и как ТеЪа schubini описан К.Я. Груниным [Грунин, Шубин, 1965]. Зараженность паразитами взрослых пищух очень высокая. На одном гры-

зуне регистрировалось до 30-40 личинок подкожных оводов, 10-15 блох, личинки и нимфы клещей Ixodes persulcatus.

Нахождение специфичных паразитов пищухи - подкожных оводов Oestromyia Іеротіпа - за пределами Кузнецкого Алатау [Н.Г. Шубин, 1960; Грунин, 1962], где они приспособились к другим хозяевам, свидетельствует о том, что в прошлом этот грызун населял, очевидно, более обширное пространство, захватывая в своем распространении и территорию Западно-Сибирской равнины.

<< | >>
Источник: Шубин Н. Г.. Экология млекопитающих юго-востока Западной Сибири / Шубин Н. Г. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние,1991.-263 с.. 1991

Еще по теме Ночница Брандта (Myotis brandti Eversmann):

  1. Большая ночница Myotis myotis Borkhausen, 1797 (И, 71)
  2. РОД НОЧНИЦЫ GENUS MYOTIS
  3. НОЧНИЦА НАТТЕРЕРА Myotis nattereri Kiihl
  4. Длиннохвостая ночница Myotis frater G. Allen, 1923 (II, 68)
  5. Длинноухая ночница Myotis bechsteini Kuhl, 1818 (II, 66)
  6. Трехцветная ночница Myotis emarginatus Е. Geoffroy, 1806 (II, 67)
  7. Серая ночница Myotis grisescens Howell, 1909 (1, 69)
  8. Ночница Иконникова Myotis ikonnikovi Ognev, 1911 (II, 70)
  9. Индианская ночница Myotis sodalis Miller et Allen, 1928 (I, 72)
  10. Семейство обыкновенные летучие мыши Familia Vespertilioniaae
  11. АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ИСЧЕЗНУВШИХ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ И РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ КРЫМА
  12. ТРЕХЦВЕТНАЯ НОЧНИЦАMyotis emarginatus Geoffroy
  13. Рукокрылые
  14. ВИДОВОЙ СОСТАВ, ЧИСЛЕННОСТЬ И БИОЦЕНОТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
  15. КРЫЛАТЫЕ ОХОТНИКИ