СОВМЕСТИМОСТЬ И НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ТКАНЕЙ ПРИ ПЕРЕСАДКАХ
Эти идеи возникли в связи с явлениями несовместимости тканей при трансплантации. Лоскут кожи, перемещенный из одной области тела в другую у одного и того же человека (млекопитающего или птицы), обычно приживляется. Если же трансплантировать лоскут кожи от одного индивидуума другому, то он приживляется лишь временно, не более чем на неделю. Вскоре после трансплантации мобилизуются иммунологические силы организма для отторжения инородного лоскута кожи: начинается воспаление, нормального кровоснабжения не создается, трансплантат омертвевает и в конце концов отторгается. Организм в силу своих иммунологических свойств «рассматривает» белки трансплантата как антигены и вырабатывает против них антитела. Люди разделены по типу крови на четыре группы. При переливании крови от одного индивидуума другому, принадлежащему к той же группе по крови, не происходит выработки антител. Но всегда опасно переливание крови от индивидуума с одной группой индивидууму с другой группой. Эти известные явления также имеют в основе антигенную реактивность. Организм принимает за «свое» только то, что в отношении белковых субстанций генетически идентично заменяемой части.
Идеи П. Б. Медавара и Ф. М. Бернета были продолжены М. Гашеком. Толерантность к тому или иному антигену можно создать, если ввести его в ткани эмбриона. Возьмем две чистые высокоинбредные линии мышей А и Б. Внутри каждой группы возможны пересадки кожи, закапчивающиеся приживлением, но пересадки между А и Б не дают положительного результата вследствие антигенной реактивности. Можно, согласно идее Бернета, ввести в эмбрионы беременных самок А порцию живых клеток, например из селезенки или почек, взятых от эмбрионов того же возраста линии Б. Эмбриональное развитие продолжается, и роды оказываются нормальными. Пересадим таким б—8-недель-
ным мышатам А кожу от мышат Б. Трансплантат приживляется, кожа оказывается химерной: если мыши Б имели черную шерсть, а мыши А белую, то белая мышь будет иметь белую кожу с прижившимся черным лоскутом. Толерантность'к чужой коже может сохраниться месяца четыре, а то и в течение всей жизни.
М. Гашек в 1953 г. существенно развил теорию толерантности. Он установил, в частности, для эмбрионов птиц период, в течение которого можно вызвать адаптацию к чужеродному антигену путем инъекции в этот адаптивный период соответствующих антигенов. Это тот период, когда зародыш или новорожденный организм еще не способен к выработке антител, когда иммунологическая система эмбриона или очень молодого организма еще не развилась, когда встреча с чужеродным антигеном может вести к изменению его дальнейшей иммунологической реактивности.
Согласно клонально-селекционной теории иммунокомпетентные клетки становятся неспособными осуществлять синтез определенных антител. Возникшая толерантность может быть полной и неполной. В последнем случае антигенная реактивность, т. е. специфический ответ на влияние антигена, может полностью восстановиться.
Автор провел серию экспериментов по иммунологическому сближению для выработки толерантности к тем или иным антигенам. Это особенно успешно достигалось в опытах парабиоза птичьих эмбрионов: на тех или иных стадиях развития у двух яиц (индейки и цесарки или утки и курицы и в других сочетаниях) удаляются участки скорлупы и сближаются хорио-аллантоисные мембраны (рис. 137,А). При помощи зародышевого диска третьего эмбриона (взятого у 20—40-часового эмбриона) два зародыша сращиваются.
Рис. 137. Иммунологическое сближение эмбрионов птиц. Пояснения см. в тексте (по М. Гашеку, 1957)
кровью (рис. 137,5). После такого иммунологического сближения создавалась иммунологическая толерантность: пересадка кожи от одного вида птицы другому виду (осуществленные после рождения) давала положительный результат. На почве этих и многих других экспериментов возникли, вероятно, излишне оптимистические надежды хирургов. Почему бы, думают некоторые из них, не вводить каждому ребенку в первый день жизни по нескольку миллионов отцовских лейкоцитов и выработать тем самым толерантность к антигенам отца. Впоследствии в случае ожогов сына можно пересадить ему кожу отца. К сожалению, подобный путь подавления антигенной реактивности и создания условий для пересадок тканей и органов нереален.
Огромная практика хирургов по пересадке кожи, суставов и костей, роговицы глаза, почек и сердца, все данные экспериментов по трансплантации тканей и органов птиц и млекопитающих убеждают в том, что помехой является не.только антигенная реактивность. При пересадке, например, кожи имеет большое значение то обстоятельство, что пока кровеносные сосуды прорастают в пересаженную кожу, в ее тканях могут происходить изменения, ведущие к дегенерации. Иные трудности встречает хирург, положим, при пересадке почек. Большой комплекс биологических явлений сопутствует приживлению или отторжению трансплантата: сколь велика способность к репаративной и физиологической регенерации и к срастанию данных тканей и частей органов (например, в случае сращивания сосудов), столь энергичны фагоцитарная активность и воспалительные реакции и т. п.
Антигенная реактивность отсутствует у губок и кишечнополостных. Однако межвидовые, а иногда и межклональные пересадки у этих животных в конце концов приводят к отторжению трансплантатов. Не получается срастания и в случае выращивания личинок близкородственных видов в близком соседстве друг от друга. На границах соприкасающихся губок, например, развивается зона контакта, в которой образуется толстая прослойка коллагена, препятствующая объединению их в одну общую колонию. Таким образом, реакция распознавания «своего» и «чужого» имеет место уже у самых просто организованных организмов. Если смешать соматически клетки двух видов губок или гидр, то они легко рассортировываются, образуя однородные в видовом отношении конгломераты. В ряде опытов были получены химерные организмы (соматические гибриды), однако спустя несколько месяцев в них начинали преобладать клетки какого-либо одного вида за счет постепенного отторжения или фагоцитоза гибнущих клеток другого вида.
Удаются пересадки различных частей эмбрионов (на стадиях бластулы, гаструлы, нейрулы и хвостовой почки) от одного вида амфибий другому виду. У амфибий приживаются без признаков дегенерации кожа, глаза, конечности, сердце и иные органы, взятые даже от других видов. Пересаженный глаз тритона прижи ляется и регенерирует зрительный нерв. В 1945 г. Н. Б. Синиц* впервые разработал методику пересадки сердца у лягушек. О* жили с пересаженным сердцем по многу лет. Если произвел сращение передней части эмбриона одного вида тритона с задне частью тритона другого вида (на той стадии, когда уже сформ] рованы голова, туловище и хвост), то создается химерное живо ное. Можно получить химеру между альпийским и мексикански аксолотлями.
Источник: Токин Б. П.. Общая эмбриология: Учеб, для биол. спец, ун-тов.—4-е изд., перераб. и доп. 1987
Еще по теме СОВМЕСТИМОСТЬ И НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ТКАНЕЙ ПРИ ПЕРЕСАДКАХ:
- ПЕРЕСАДКА ЗАРОДЫШЕЙ РЕЦИПИЕНТАМ
- ПЕРЕСАДКА ЗАРОДЫШЕЙ РЕЦИПИЕНТАМ
- Резорбция из тканей
- Теория дивергентной эволюции тканей
- 7.5.3. Образование органов и тканей
- Часть II. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТКИ И ТКАНЕЙ, НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ
- ЭКСПЕРТИЗА ЖИВОТНЫХ ПРИ ОКАЗАНИИ АКУШЕРСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ И ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЯХ
- ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИ ОЖОГАХ
- ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ МАТЕРИ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ
- ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ МАТЕРИ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ
- ПОМОЩЬ ПРИ НОРМАЛЬНЫХ РОДАХ
- ПОМОЩЬ ПРИ НОРМАЛЬНЫХ РОДАХ