КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ КАК ПРОИЗВОДНЫХ ЗАРОДЫШЕВЫХ ПЛАСТОВ


Органогенез — предмет исследования эмбриологии, гистологии, анатомии, физиологии и других наук, так как он является совокупностью процессов изменения формы, тканевого строения, возникновения и изменения биохимических и физиологических явлений и т.
д. Эмбриология должна изучать процессы, сопровождающие развитие того или иного органа в их совокупности и при разных способах репродукции. Однако это пока идеал, к которому стремятся. На самом деле развитие органов изучается в разных аспектах и подчас очень односторонне, в отрыве морфологии от физиологии. Невозможно сообщить в книге необозримое количество данных о развитии всех органов животных. В дальнейшем будут даны только отдельные примеры. Выбор их не произволен: он диктуется или особой важностью этих органов для жизни организмов, или возможностью на развитии данного органа познакомиться с общими закономерностями формообразования, вскрытыми эмбриологией, или, наконец, большей изученностью развития некоторых органов излюбленных эмбриологами объектов. К сожалению, состояние эмбриологии не позволяет дать какой бы то ни было сравнительный очерк органогенеза •беспозвоночных и позвоночных животных. Потребности медицины и ветеринарии обусловили большее внимание к органогенезу позвоночных и особенно млекопитающих. Вот почему в книге дается описание органогенеза именно позвоночных животных.
При изучении органогенеза надо учесть, что классификация органов по их генезису (производные эктодермы, энтодермы и мезодермы) вполне оправдана эмбриологическими данными и теорией зародышевых пластов в том смысле, что возникновение зачатка (закладки) органа связано с локальными изменениями определенных участков того или иного зародышевого пласта. Однако в большинстве случаев органы позвоночных — производные двух или всех трех зародышевых пластов (например, яичник, кишечная трубка, орган слуха, нос и т. д.), при этом подчас невозможно выделить какой-либо главенствующий клеточный материал, от которого зависел бы механизм развития органа. Поэтому классификация органов на эктодермальные, энтодермаль- ные и мезодермальные столь же доступна сомнениям, критике,

ограничениям, как и теория зародышевых пластов, на которой эта классификация основана.
Нельзя придавать этой классификации тот смысл, будто клеточный материал первоначальной закладки органа приобретает какие-то особые гистотипические и «органные» свойства. Это неверно, во-первых, потому, что развитие органа, по крайней мере вначале, не есть автономный процесс, оно происходит при теснейшем взаимодействии составляющих зачаток клеток и взаимодействии различных зачатков. Во-вторых, при бесполом' размножении и экспериментальном соматическом эмбриогенезе развитие органов той же структуры и с теми же функциями может происходить существенно по-иному, в результате иных гистогенети- ческих, анатомических и физиологических процессов. 
<< | >>
Источник: Токин Б. П.. Общая эмбриология: Учеб, для биол. спец, ун-тов.—4-е изд., перераб. и доп. 1987

Еще по теме КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ КАК ПРОИЗВОДНЫХ ЗАРОДЫШЕВЫХ ПЛАСТОВ:

  1. 13.2. СООТНОШЕНИЕ ОНТО- И ФИЛОГЕНЕЗА 13.2.1. Закон зародышевого сходства
  2. 13.4. Организм как целое в историческом и индивидуальном развитии. Соотносительные преобразования органов
  3. Производные дипиридилия
  4. Производные карбаминовой, тио- и дитиокарбаминовой кислот
  5. Производные хлорфеноксиуксусной и хлорфеноксипропионовой кислот
  6. 8.5.1. Изменение органов и систем органов в процессе старения
  7. ПРОИЗВОДНЫЕ ХИНОКСАЛИНА И ОКСИХИНОЛИНА, ФТОРХИНОЛОНЫ
  8. Производные других химических соединений
  9.    Болезни производных кожного покрова
  10. В. МИХАЙЛОВ. РАСПОЗНАВАНИЕ ВОЗРАСТА ПО ЗУБАМ И ПРОИЗВОДНЫМ ЭПИТЕЛИЯ. ЛОШАДИ, КОРОВЫ, овцы, свиньи, ВЕРБЛЮДА, СОБАКИ, КОШКИ И ДОМАШНИХ ПТИЦ , 1932
  11. Классификация токсинов
  12. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
  13. КЛАССИФИКАЦИЯ. СИНДРОМЫ