НАСЫЩЕНИЕ И ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ


Другие механизмы, способные действовать на синхронизирующую таламо-кортикальную систему, находятся в гипоталамусе, где они, очевидно, связаны с регуляцией врожденного поведения и секреторных функций гипофиза. При изучении нейро-эндокринной регуляции полового поведения Каваками и Сойер [25, 26, 38] наблюдали, что в течение первых минут после спаривания самка кролика обнаруживает вялость, расслабление и отсутствие активности, напоминающее внутреннее торможение, которое заканчивается внезапным появлением пищевых реакций (фиг. 95). Во время этого периода в ЭЭГ сначала видны вспышки веретен, за которыми следует активность, характерная для парадоксального сна (см. стр. 198), связанная с предельной гиперсинхронизацией в лимбических структурах. Введение гонадотропных гормонов ведет к аналогичному торможению в поведении, которое сопровождается такими же изменениями в ЭЭГ, как только что описанные.
Существуют указания, что гормоны коры надпочечника и половых желез влияют на синхронизирующий таламо-кортикальный механизм. Фельдман, Тодт и Портер [16] показали, что ответы срединной области таламуса на афферентные раздражения постепенно возрастают после внутривенного введения гидрокортизона (фиг. 96). Возможность эндокринной стимуляции этого механизма позволяет предполагать, что повышение содержания гормонов в циркулирующей крови, способствуя возникновению внутреннего торможения, снижает тем самым активность структур гипоталамуса, включающих в действие секрецию гормонов гипофиза. Если это так, то описанный механизм может представлять собой отрицательную обратную связь, регулирующую функции гипофиза (см. фиг. 28); в последнее время появляется


Фиг. 95. Последовательные кадры, показывающие поведение самки кролика после спаривания [38].
а — спаривание; б — глаза закрыты; в это время в передних областях коры появляются веретена; в—д — голова падает на пол, уши опускаются, полное торможение в поведении; картина ЭЭГ, характерная для парадоксального сна, гиперсинхронизация в гиппокампе максимально выражена; е — животное внезапно пробуждается и в течение нескольких секунд жадно ест.



Фиг. 96. Серия осциллограмм, иллюстрирующих повышение возбудимости интраламинарного ядра таламуса у кошки при -введении гидрокортизона (16].
Увеличение амплитуды ответов таламуса, вызываемых раздражением седалищного нерва, возникает через 10 мин после инъекции (стрелка) и продолжается в течение 1 час.





Фиг. 07. Электрическая активность лобной коры у кошки под уретановым наркозом [3].
/. Активация ЭЭГ при голодании. //. Синхронизация после введения глюкозы и наполнения желудка молоком.



Фиг. 98. Непрерывая запись, иллюстрирующая синхронизацию в ЭЭГ и вспышки веретен, параллельные со сном в поведении, при двухстороннем низкочастотном раздражении преоптической зоны у кошки 141].
1 —левое теменно-затылочное отведение, 2 —правое теменно-затылочное отведение,              правое затылочное отведе-
ние, 4 — правое теменное отведение. Отрезки прямой соответствуют периодам раздражения.



все больше и больше доказательств существования центрального нервного звена в осуществлении регулирующей функции гипофиза.
При изучении пищевого поведения Анохин [3] наблюдал реакцию пробуждения в ЭЭГ передних отделов коры и гипоталамуса у голодной собаки. При введении пищи через фистулу непосредственно в желудок голодного животного или при инъекции глюкозы в кровь десинхронизация в ЭЭГ быстро сменялась выраженной синхронизацией как в коре, так и в гипоталамусе (фиг. 97). И пищевая, и половая активность начинается с возникновения потребности (appetite) и заканчивается насыщением. Показывая, что на последней стадии утрата активности, дремота и часто сон связаны с синхронизацией и вспышками веретен в электрической активности мозга, эти данные позволяют думать, что насыщение связано с проявлением внутреннего торможения, которое после удовлетворения потребности играет важную роль в прекращении акта врожденного поведения.
Свою роль в регуляции врожденного поведения, а также эндокринных и висцеральных функций гипоталамус осуществляет в тесной связи с лимбическими структурами переднего мозга; эта функциональная связь организуется через область перегородки и преоптическую зону. Недавно Стерман и Клементе [41] обнаружили, что двухстороннее низкочастотное раздражение преоптиче- ской зоны является исключительно мощным и быстрым средством, вызывающим генерализованные веретена в ЭЭГ и сон в поведении (фиг. 98); причем эти изменения, очевидно, опосредуются диффузной таламической системой.
<< | >>
Источник: Г. МЭГУН. Бодрствующий мозг. 1965

Еще по теме НАСЫЩЕНИЕ И ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ:

  1. 1.6. Расчёт степени насыщенности почвы основаниями
  2. Изучение возбуждения и торможения
  3. Внутренние факторы
  4. Внутреннее строение таракана
  5. Внутренние органы рыбы
  6. Железы внутренней секреции
  7.    Железы внутренней секреции
  8. Железы внутренней секреции
  9. Внутреннее строение млекопитающих
  10. ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ
  11. ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ 
  12. Часть 6. Внутренние незаразные болезни
  13. ВНУТРЕННЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И НОРМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛОШАДЕЙ
  14. Часть 5    Внутренние незаразные болезни
  15. Часть 5    Внутренние незаразные болезни
  16. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ