<<
>>

Макрофиты[††††]

Естественное расселение макроводорослей — процесс относительно длительный. У большинства видов пропагулы[‡‡‡‡] распространяются от одиночного родительского растения на расстояние всего в несколько метров (2-3 у Sargassum muticum, до 5 муMacrocystis pyrifera), максимально зафиксированное расстояние — около 60 м для яйцеклеток Fuchs (Deysher, Norton, 1982; Zechman, Mathieson, 1985; Fletcher, Callow, 1992).

В одной из первых публикаций по данной проблеме (Suto, 1950) показано, что пропагулы, независимо от типа (зиготы и зооспоры зелёной Monostroma, апланоспоры красных Gelidium и Pterocladia, моноспоры и карпоспоры красной Porphyra, антерозоиды Sargassum и др.), недолго (от 20 мин. до двух суток, в лаборатории — до 4-11 суток) сохраняют способность свободного плавания, реагируют на свет (положительный или отрицательный фототаксис) и оседают в зоне произрастания родителей. В спокойной воде средняя скорость оседания пропагул составляет около 0,5 (0,1-0,8) мм/сек. Лишь немногие пропагулы способны передвигаться активно (зооспоры, имеющие жгутики, их ещё называют «бродяжки») со скоростями 80-300 мкм/сек., большинство пассивно разносится прибрежными течениями, типичная скорость которых 1-10 см/сек. (Norton, 1992).

Если родительских растений много (как обычно и бывает в природе), то во время плодоношения они продуцируют облако спор, особенно если выход половых продуктов происходит во всей популяции одновременно. Распространение такого облака увеличивает дистанцию расселения, например, у Macrocystis она возрастает в 14 раз по сравнению с одиночным растением. Далее всего распространяются пропагулы зелёных водорослей, в пробах воды, взятых в отдалении от берега, их обычно больше, чем половых продуктов бурых и красных водорослей, даже если последние доминируют в местных донных зарослях. Это объясняется как большей плодовитостью Chlorophyta, так и тем, что более тяжёлые яйцеклетки и зиготы Phaeophyceae и Rhodophyta оседают в ближнем прибрежье.

Достоверно зафиксированы нахождения пропагул Enteromorpha sp. (Chlorophyta) на расстоянии 35 км от ближайшей плодоносящей популяции, а ряда бурых (Desmarestia, Lamina- ria, Petalonia) и красных (Phycodris) — на 5 км (Norton, 1992).

Пропагулы некоторых бентосных водорослей (Laminaria hyperborea, Macrocystis pyrifera) способны ещё в толще воды развиваться в проростки, однако возможность прикрепляться к твёрдому субстрату для них не известна. Гораздо более эффективный способ расселения на большие расстояния связан со штормовым отрывом талломов и их частей. Многие водоросли имеют положительную плавучесть, которую обеспечивают или специальные органы (воздушные пузыри фукоидов), или образующиеся в процессе фотосинтеза многочисленные пузырьки кислорода (плавучие «поля» нитчатых макрофитов). Дрейфующие макрофиты могут перемещаться на гораздо большие расстояния, чем пропагулы тех же видов: например, некоторые саргассы — на 600-900 км. Плавающие талломы бореальных фукоидов Fucus vesiculosus и Ascophyllum nodosum регулярно находят в Саргассовом море, причём они несут на себе многочисленные эпифиты. Зарегистрирована находка скопления плавающих фертильных талломов A. nodosum в районе экватора у западного побережья Африки; чтобы попасть туда, они должны были преодолеть как минимум 5500 км, что должно было занять около 430 суток при скорости 13 км/сутки (Hoek, 1987).

Водоросли расселяются на большие расстояния, будучи прикреплёнными к каким- нибудь плавучим объектам: бутылкам, кускам дерева, к другим водорослям. Именно таким способом заселяются вулканические острова. Более успешно расселяются, естественно, однодомные растения, для которых достаточно одного обрывка фертильного растения, чтобы образовать популяцию на новом месте.

Некоторую роль в распространении морских растений играют животные, хотя и не такую заметную, как и в наземных экосистемах. Водоросли прикрепляются к раковинам активно передвигающихся моллюсков (рис. 2.3), к панцирям ракообразных. Передвигаясь по дну, эти животные способствуют проникновению спор в плотные дерновины других водорослей, куда пропагулы из воды попасть не могут. Благодаря им макроводоросли осваивают пространства рыхлых грунтов, например, в районе Анапы и в Геленджикской бухте (Чёрное море). Здесь на раковинах Rapana venosa (Gastropoda), Chamelea gallina и Anadara inaequivalvis (Bivalvia) встречены талломы 9-ти видов водорослей: Ulva lactuca и нитчаток (4 Chlorophyta, 2 Rhodophyta и 2 Phaeophyceae). Размеры отдельных талломов достигали высоты 45 см, а сухая масса составляла в среднем 1-2 г на одного моллюска. Из примерно 300 моллюсков на м210-30 штук несли прикреплённые водоросли, при этом проективное покрытие дна этими водорослями достигало 50-100 %. Их вклад в первичную продукцию биотопа можно считать значительным, особенно если учесть, что все перечисленные виды — высокопродуктивные оппортунисты.

<< | >>
Источник: И.А. Жирков. Жизнь на дне. Био-экология и био-география бентоса. 2010. 2010

Еще по теме Макрофиты[††††]:

  1. Сообщества морских макрофитов[‡‡‡‡‡]
  2. Макрофиты
  3. Сукцессии и взаимоотношения макрофитов
  4. Макрофиты — вредные вселенцы
  5. Продуктивность сообществ и жизненные стратегии водорослей. Морфофункциональный подход к изучению сообществ макрофитов
  6. Гетеротрофы Фитофаги и скоблильщики
  7. ВЛИЯНИЕ ОНДАТРЫ НА BOX НУЮ РАСТИТЕЛБНОСТБ
  8. Свет
  9. Двустворчатые моллюски Арала
  10. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАВОДНО-БОЛОТНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ/>ЗАБОЛОЧЕННОЙ ПОЙМЫ РЕКИ ПСЁЛ А. В. Галяс
  11. Питание
  12. Размерный состав бентоса
  13. Детритофаги
  14. Фитофаги