<<
>>

4.5. Способность к достижению приманки, находящейся в поле зрения

С помощью задач этого типа началось непосредственное экспериментальное исследование зачатков мышления животных. Впервые их использовал В. Келер (1930) в своих ставших классическими опытах (см.
2.6), где создаются разнообразные проблемные ситуации, в большей или меньшей степени новые для животных, а их структура позволяет решать задачи экстренно, на основе анализа ситуации, без предварительных проб и ошибок.

Задачи, применявшиеся В. Келером, можно расположить в порядке возрастания их сложности и разной вероятности использования предшествующего опыта. Рассмотрим наиболее важные из них.

Опыт с корзиной. Это относительно простая задача, для которой, по-видимому, существуют аналоги в естественных условиях. Корзину подвешивали под крышей вольеры и раскачивали с помощью веревки. Лежащий в ней банан невозможно было достать иначе, чем взобравшись на стропила вольеры в определенном месте и поймав качающуюся корзину. Шимпанзе легко решали задачу, однако это нельзя с полной уверенностью расценивать как экстренно возникшее новое разумное решение, так как не исключено, что с похожей задачей они могли сталкиваться ранее и имели опыт поведения в подобной ситуации.

Задачи, описанные в следующих разделах, представляют собой наиболее известные и удачные попытки создания животному проблемных ситуаций, для выхода из которых у него нет готового решения, но которые можно решить без предварительных проб и ошибок.

<< | >>
Источник: 3. А. Зорина, И. И. Полетаева . Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / — М.: Аспект Пресс.- 320 с.. 2002

Еще по теме 4.5. Способность к достижению приманки, находящейся в поле зрения:

  1. 4.6. Методики, разработанные А. В. Крушинским для изучения способности животных к поиску приманки, исчезающей из поля зрения
  2. 4.5.1. Достижение приманки с помощью орудий
  3. 4.5.2. Достижение приманки с помощью сооружения «пирамид» («вышек»)
  4. 4.7. Изучение способности животных к экстренному определению алгоритма изменений положения скрытой приманки. Тест Ревеша-Крушинского
  5. 4.6,2. Методика изучения способности животных к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения («задача на экстраполяцию»)
  6. АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ИСЧЕЗНУВШИХ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ И РЕДКИХ ЖИВОТНЫХ КРЫМА
  7. ДЕФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ
  8. ПРИМАНКА ДЛЯ ТУРИСТОВ
  9. 5-14* Биологическое поле и морфогенез
  10. ГЕОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ
  11. 16. Биологическое поле
  12. 1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ