Глава 1. Интеллект
Многие исследователи (Келер, Йеркс) полагают, что между поведением низших и высших обезьян есть существенное различие: если поведение первых и их интеллектуальные способности находятся на уровне мира животных, то вторые (высшие приматы) по своим интеллектуальным качествам могут быть в чем-то сравнимы с человеком.
В. Келер считал шимпанзе «рабами зрительного поля», предполагая, что только особенности их зрения помешали им (и мешают) в полной мере развить свой интеллектуальный потенциал, который достаточно высок.Г.З. Рогинский, исследуя навыки обезьян, пришел к выводу, что при решении высшими обезьянами задач на использование палок (с целью добывания недоступной иными способами пищи), навыки и интеллект образуют в этих действиях такое единство, в котором их трудно отделить и вычленить. Он пишет, что навыки у шимпанзе образуются быстрее, чем у других животных, они крайне пластичны и легко переносятся в новые условия. Одну и ту же задачу шимпанзе может решить несколькими различными способами, при предъявлении новой задачи обезьяна меняет используемые приемы. Интеллектуальные действия и навыки у высших обезьян образует сложный комплекс, который позволяет им улавливать связи и соотношения между предметами.
Однако Рогинский отрицает положение Келера, что интеллект шимпанзе близок к человеческому. Например, это можно проследить в экспериментах по вытаскиванию с помощью палки пищи, засунутой в трубу. Если кусочек банана засунуть в полную трубку, то обезьяна легко догадывается вытолкнуть его оттуда с помощью палки подходящего размера.
В других опытах обезьянам предлагался набор неподходящих предметов: согнутая палочка, ветка с листьями, моток проволоки и т.д., из которых с помощью некоторых манипуляций можно было сделать подходящий инструмент. И шимпанзе были способны решить задачу, разгибая проволоку, отрывая выступающие части (листья). Однако когда обезьянам было предложено составить подходящую палку из нескольких коротких, вставив одну в другую, большинство животных не могли справиться с этой задачей. Обезьяны только эпизодически, в единичных случаях пытались соединить куски палки, более того, иногда они разъединяли соединенные палки и пытались засунуть в трубу короткие разрозненные куски, не достигая этим цели - вытаскивания приманки. В тех же случаях, когда шимпанзе соединяли палки в одну большую и вытаскивали ею корм, это происходило скорее случайно, чем являлось следствием умозаключения.
Соединяя короткие палки и получая удлиненное орудие или разбирая уже соединенные палки, животное не уловило причинно-следственных связей: соединение предметов как причину, приводящую к их удлинению. В этом и состоит качественное принципиальное отличие интеллекта шимпанзе от интеллекта человека.