Гпава 7. Загадка начала жизни

Рождение жизни из неживого, самое загадочное (после рождения Вселенной) событие, именуют термином биопоэз (от греч. биос - жизнь и по- иэзис - создание), или менее удачным - абиогенез. С позиции, развиваемой в данной книге, надо понять, как появилась та форма активности, какая специфична для живого.
Вопросов встает много, и для начала выделю три. Чего ждать от теории биопоэза? На мой взгляд, она должна стать базой эволюционизма. Без нее он обходит главные события, списывая их на некие туманные обстоятельства неописуемо далекого прошлого; в том да- леке якобы сложилось всё принципиальное, всё то, что далее лишь развивается, эволюирует, но более не возникает.
В частности, биопоэз породил биоэнергетику и наследственность, и если эволюционизм принимает их как данность, то без понимания остается их становление, а потому эволюционные концепции обречены говорить лишь о второстепенном, о «происхождении видов», что мы и наблюдаем.
Такие концепции трактуют развитие «как продукт внешних причин, которые, для того чтобы сделать их более наглядными, помещаются в темную глубину веков» - шутил Гегель (Философия природы, п. 249). Он шутил, а вот нобелевский лауреат Джеймс Уотсон без всяких шуток отнёс к «бестолковой публике» тех ученых, которые «тратят время и силы на бессмысленную полемику о возникновении жизни или о том, как установить достоверность научного факта». Естественно, что «самым славным событием в биологии со времен книги Дарвина» он счёл свою с Френсисом Криком модель двуспиральной ДНК (Уотсон Дж. Д. Двойная спираль. М., Мир, 1969, с. 58, 148). Модель Уотсона, Крика и (напомню достоверный факт, см. сноску к п. 5-8) Розалинды Франклин действительно великолепна, но предлагаю читателю вообразить, что это открытие немного запоздало (ведь Уотсон признал, что искал просто «нобелевскую тему», а потому мог взять любую), что сперва были открыты синтез белка на РНК-матрице и жидкокристаллическая структура воды, определяющая форму спиралей ДНК и белков.

Тогда ДНК не была бы объявлена «главной молекулой», не родилась бы «центральная догма», которую Уотсон считал достоверным фактом и которая рухну
ла еще при его жизни (на мой взгляд, она принесла биологии больше вреда, чем лысенковщина). А «самое славное событие» встало бы в один ряд со всеми, «главной молекулой» вероятно была бы названа РНК, и никто не рассматривал бы биопоэз как рождение ДНК в «первичном бульоне». Словом, понимать «бестолковую публику» бывает иной раз важнее, чем простодушно искать «нобелевскую тему». Запомним это в связи с ролью идеи биопоэза в эволюционизме. Неясно, в чем состоит сама специфика активности живого:
«Свести по отдельности любое из жизненных явлений проявлений к физикохимическим процессам по-видимому можно, а вот вывести из физики и химии неживого их комплекс - целостный, активный и направленный структурированный процесс - нельзя» [Воейков, 1998, с. 287].
Эта трудность знакома математикам как невыводимость и известна как проблема Гёделя, но биофизики и биохимики долго надеялись понять биопоэз именно путем мысленного воссоздания физико-химических условий и процессов, в которых из неживого должно родиться живое. Удалось получить некоторые вещества и структуры, но они не были живыми. Жизнь возникла на Земле однажды, и прямых свидетельств этого события нет, а наука умеет работать только с воспроизводимыми актами.
Посмотрим, как и в какой мере эти трудности преодолеваются.