Гпава 7. Загадка начала жизни
Рождение жизни из неживого, самое загадочное (после рождения Вселенной) событие, именуют термином биопоэз (от греч. биос - жизнь и по- иэзис - создание), или менее удачным - абиогенез. С позиции, развиваемой в данной книге, надо понять, как появилась та форма активности, какая специфична для живого.
В частности, биопоэз породил биоэнергетику и наследственность, и если эволюционизм принимает их как данность, то без понимания остается их становление, а потому эволюционные концепции обречены говорить лишь о второстепенном, о «происхождении видов», что мы и наблюдаем.
Такие концепции трактуют развитие «как продукт внешних причин, которые, для того чтобы сделать их более наглядными, помещаются в темную глубину веков» - шутил Гегель (Философия природы, п. 249). Он шутил, а вот нобелевский лауреат Джеймс Уотсон без всяких шуток отнёс к «бестолковой публике» тех ученых, которые «тратят время и силы на бессмысленную полемику о возникновении жизни или о том, как установить достоверность научного факта». Естественно, что «самым славным событием в биологии со времен книги Дарвина» он счёл свою с Френсисом Криком модель двуспиральной ДНК (Уотсон Дж. Д. Двойная спираль. М., Мир, 1969, с. 58, 148). Модель Уотсона, Крика и (напомню достоверный факт, см. сноску к п. 5-8) Розалинды Франклин действительно великолепна, но предлагаю читателю вообразить, что это открытие немного запоздало (ведь Уотсон признал, что искал просто «нобелевскую тему», а потому мог взять любую), что сперва были открыты синтез белка на РНК-матрице и жидкокристаллическая структура воды, определяющая форму спиралей ДНК и белков.
Тогда ДНК не была бы объявлена «главной молекулой», не родилась бы «центральная догма», которую Уотсон считал достоверным фактом и которая рухну
ла еще при его жизни (на мой взгляд, она принесла биологии больше вреда, чем лысенковщина). А «самое славное событие» встало бы в один ряд со всеми, «главной молекулой» вероятно была бы названа РНК, и никто не рассматривал бы биопоэз как рождение ДНК в «первичном бульоне». Словом, понимать «бестолковую публику» бывает иной раз важнее, чем простодушно искать «нобелевскую тему». Запомним это в связи с ролью идеи биопоэза в эволюционизме. Неясно, в чем состоит сама специфика активности живого:
«Свести по отдельности любое из жизненных явлений проявлений к физикохимическим процессам по-видимому можно, а вот вывести из физики и химии неживого их комплекс - целостный, активный и направленный структурированный процесс - нельзя» [Воейков, 1998, с. 287].
Эта трудность знакома математикам как невыводимость и известна как проблема Гёделя, но биофизики и биохимики долго надеялись понять биопоэз именно путем мысленного воссоздания физико-химических условий и процессов, в которых из неживого должно родиться живое. Удалось получить некоторые вещества и структуры, но они не были живыми. Жизнь возникла на Земле однажды, и прямых свидетельств этого события нет, а наука умеет работать только с воспроизводимыми актами.
Посмотрим, как и в какой мере эти трудности преодолеваются.
Еще по теме Гпава 7. Загадка начала жизни:
- 4.4. Сроки начала активности имаго оводов лошадей
- И. Е. АМЛИНСКИЙ, Л. Я. БЛЯХЕР. ИСТОРИЯ БИОЛОГИИ С НАЧАЛА ХХ ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ, 1975
- ЗАГАДКА
- Фаэтон – загадка исчезнувшей планет
- Загадки морских глубин
- Загадки метеоритных Кратеров
- Гпава 3. Наследие Дарвина
- Гпава 9. От червя до человека
- Гпава 12. Практические рекомендации
- Гпава 1. Творение или развитие?
- Гпава 6. Сообщества, уровни и разнообразие
- Гпава 5. Принцип активности, развитие особи и иммуногенез
- Часть 4. Приложения и выводы Гпава 10. Эволюция и систематика