Лчелы-галикшы
Основание гнезда и появление первого выводка молодых пчелок, У многочисленных видов близкого к андренам рода га- ликтов (Halictus; рис. 273) «заботы о потомстве» идут дальше и приводят к образованию семьи, существующей в продолжение пяти лет и под конец состоящей уже из четырех или пяти сотен особей, хотя отдельные пчелки — за исключением матери-родоначальницы — живут немногим более года и к концу лета вымирают, оставив после себя собранные ими запасы корма для разрастающейся семьи;
Оплодотворенные еще с осени и перезимовавшие в подземном материнском гнезде молодые пчелки весной выбираются на поверхность и, подкормившись на цветках пыльцой и нектаром, принимают-
Рис.
273. Пчелы-галикты: вверху самец, виизу самка,ся за работу. Каждая такая пчелка начинает рыть для себя отдельную «шахту», вертикально углубляющуюся вниз, а затем на некоторой глубине вырывает небольшие боковые пещерки — ячейки, в которые она, подобно андреце, носит запас цветня и меда, формируя из них «хлебцы» размером с горошину — это продовольственный паек, вполне достаточный для питания будущей личинки, которая разовьется из яичка, отложенного пчелкой на такой «хлебец». Когда этот паек будет съеден, личинки окукливаются, а затем из них выводятся пчелки — исключительно самки, по всему своему строению похожие на мать. Однако наружу они не выходят: к этому времени и выход из шахты оказывается забитым землей и вся пока еще очень малочисленная семья (мать с 3—6 дочерьми) натощак засыпает до весны (рис. 274).
Разрастание семьи с ежегодной сменой выводков. Весной молодые пчелки выходят на волю, подкармливаются на ранних цветках, а затем принимаются за дела: кормят мать, углубляют шахту, копают в ней новые боковые ячейки и снабжают их высококалорийными «хлебцами» для своих будущих младших сестер.
Пчелка-мать полностью переходит на иждивение дочерей, а сама принимает на себя роль привратницы, охраняющей вход в гнездо, а когда ячейки наполнятся «хлебцами», снова откладывает в каждую ячейку по одному яичку. На второй год в гнезде выводится уже 15—20 пчелок, на третий — около 50, а на четвертый — приблизительно полторы сотни. Что же касается пчелок того выводка, или помета, которые вышли из куколок к концу лета предшествующего года, то они, прожив около 13 месяцев, умирают, тьц и оставшись бесплодными (старое предположение знаменитого Фабра, будто эти пчелки размножаются партеногенетически, да еще дают женские (!) поколения, оказалось ошибочным).Вылет самцов и распад старой семьи. Но вот семья галиктов вступила в пятый год своего существования, причем численность ее (несмотря на вымирание прежних выводков) возрастает еще втрое и достигает уже 450—500 особей. На этот раз из
яичек, отложенных уже постаревшей самкой, к началу осени выводятся не только самки, но и еще более многочисленные самцы. И теперь судьба нового выводка будет уже совершенно иной.
Вылупившиеся из куколок самцы не остаются в запечатанном подземном гнезде, а выбираются наружу, прокладывая каждый для себя отдельные ходы, через которые подземное гнездо теперь сообщается с внешней средой. Летая низко над землей, галикты-трутни отыскивают подобные же выходные отверстия в других гнездах таких же галиктов, где их ожидают их сверстницы — «невесты». В свою очередь через проделанные ими ходы в их родное гнездо проникают самцы, происходящие из других семей, и там находят своих «суженых», которые не следуют за своими братьями, а остаются на месте. Там, в подземном гнезде и происходит спаривание (ср. с воздушной «проигрой» у нашей медоносной пчелы!), после чего самцы снова выбираются наружу и вскоре погибают.
Оплодотворенные (вернее, получившие запас семенной жидкости) молодые самки остаются зимовать в материнском гнезде и только весной выбираются на поверхность и, подкормившись на цветках,, становятся основательницами новых семейных гнезд.
Пятилетний цикл развития семьи галиктов повторяется снова. Он идет строго «по графику», и в нем проявляется большая сложность и слаженность — результат многотысячелетнего отбора. Происходящий в определенный сезон «обмен женихами» между отдельными семьями галиктов в связи с «затворничеством» молодых самок-«невест» устраняет опасность инбридинга (кровосмешения). Самки первых четырех лет неизбежно остаются девственницами, так как для них исключена возможность встречи с самцами: летом, когда они летают по цветкам, самцов еще нет в природе, а появляющиеся осенью самцы не могут их найти, так как вход в гнездо в это время уже закупорен.
А между тем эти недолговечные пчелки- девственницы с морфологической стороны ровно ничем не отличаются от их плодоносящей матери, к тому же и живущей в пять раз дольше, — недаром исследователи прошлого столетия ошибочно принимали их за сменяющие друг друга поколения и считали галиктов одиночными пчелами, которые будто бы семей не образуют, а только уживаются вместе в одном гнезде. Мало того, оказалось, что если куколку, извлеченную из гнезда молодой семьи (и, конечно, тщательно помеченную), переместить в гнездо семьи пятилетнего возраста, то вылупившаяся из нее молодая пчелка будет оплодотворена самцом наряду со своими сводными сестрами и будет способна основать собственную семью и «червить» в течение нескольких лет.
Выяснение условий, определяющих различную продолжительность жизни. В чем же заключается причина скоротечности жизни самок, выполняющих в семье роль рабочих пчел? Можно было бы предположить, что на них губительно действует самый процесс их работы, но ведь и галикт- матка в начале своей деятельности также усиленно работает, выкапывая подземный ход и боковые ячейки, собирая по цветкам цветень и нектар и заготовляя из них «хлебцы» для питания будущих личинок, однако эта трудовая деятельность не отражается на ее относительном долголетии.
Решение этой загадки уже в недавнее время дали работы югославского профессора Гроз- данича и французской исследовательницы Плато-Кеню. Ими было выяснено, что пчелка- мать выделяет из своих желез особый секрет, который воздействует на кормящих ее дочерей таким образом, что они под осень и не пытаются выбраться из закупоренного гнезда и засыпают на зиму в то время, когда на поверхности появляются самцы из других семей,
засыпают, так я оставшись девственницами (вспомним, какое важное физиологическое значение имеют пищевые контакты и в жизни наших домашних пчел).
Однако на пятый год в жизни семьи галиктов происходят коренные перемены. Численность семьи возрастает, и, по-видимому, у матки уже не хватает выделяемого ею секрета для того, чтобы обработать («околдовать» — но меткому, образному выражению И. А. Халифмана) всех дочерей. Кроме того, у состарившейся матки, по-видимому, истощается и запас семенной жидкости, и она откладывает в большом количестве неоплодотворенные, «трутневые» яйца. Совпадение этих двух моментов оказывается чрезвычайно кстати для поддержания видовой жизни галиктов: наконец-то и у них появляются на свет и самцы-производители и «полноправные», способные к размножению самки? будущие основательницы новых гнезд.
Таким образом, рассматривая биологию галиктов со стороны развития у них семейного уклада жизни, свойственного «общественным» пчелам, приходится отвести им промежуточное положение. У них оплодотворенная самка становится основательницей большого семейного гнезда, существующего в продолжение нескольких лет, причем все отрождающиеся в первые годы пчелы остаются бесплодными, выполняют все работы по расширению гнезда и собиранию корма; однако с морфологической стороны эти рабочие пчелки ничем не отличаются от породившей их матки, которая и сама в первое время — до появления дочернего поколения — выполняет подобные же работы.
А попутно у галиктов была обнаружена и своеобразная биологическая особенность, отличающая их от одиночных видов пчелиных, — способность матки выделением своих желез «околдовывать» во всем подобных ей пчелок — дочерей, обрекая их на безбрачие и недолговечность, — явление, о котором и не подозревали прежние исследователи во главе с проницательным фабром.
Еще по теме Лчелы-галикшы:
- Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
- Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
- Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
- Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
- Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..
- Находка Савенкова произвела сенсацию...
- КАК ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
- Люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей и нередко подходили к стоянкам первобытного человека достаточно близко.
- Видимо, много, очень много лет жили люди и волки на расстоянии, очень медленно сближались и очень трудно понимали выгодность сближения...
- Среди ученых нет единого мнения, ради чего была приручена собака...
- Но могло быть и иначе.
- Волки жили стаями...
- Cуществует еще одна гипотеза, объясняющая появление волков среди людей...
- ПОЧЕМУ ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!