Воспитание щенка

,
формирование у щенка желательных навыков путём систематического воздействия на него в период роста и развития. Это серьёзный процесс, требующий
больших затрат времени. В. щ. должно быть основано на добром отношении и любви к собаке. Оно должно начинаться с первого дня появления щенка в доме. Процесс воспитания должен осуществляться в осн. хозяином собаки, к-рый и учит, и хвалит, и наказывает; остальных членов семьи собака обязана слушаться. В процессе занятий нельзя бросать начатое или изменять свои действия в угоду заупрямившемуся щенку, он сразу же воспользуется слабостью хозяина. Учить щенка лучше, когда рядом нет посторонних лиц. Щенок должен полностью доверять рукам хозяина; наказывать рукой, наносить ею удары и шлепки, дёргать за уши—значит совершать грубую педагогическую ошибку, т. к. это подрывает доверие собаки к хозяину. Нельзя и толкать щенка ногами, ведь именно у наших ног он позже в случае неприятностей будет искать защиты (собака, к-рая боится ног хозяина, будет неохотно выполнять команду «Ко мне»),
ВОСТОЧНОСИБИРСКАЯ 59
С первых дней щенка нужно приучать к соблюдению чистоты в помещении. После каждого кормления и в тех случаях, когда щенок беспокойно обнюхивает углы комнаты или закрытую дверь, его надо отправлять на место, к-рое должно восприниматься как «туалет» (газеты или тряпки, положенные в прихожей). Как только щенок успешно им воспользуется, его надо похвалить. За несоблюдение чистоты в помещении щенка можно наказывать лишь в том случае, если он способен понять причинную связь между проступком и наказанием, т. е. его необходимо застать на «месте преступления». Тыкать собаку носом в кучку или лужу не следует. Выразить своё неодобрение нужно строгим «Фу», после чего сразу же вынести щенка к «туалету». Переносить щенка нужно двумя руками: одной поддерживать его под заднюю часть, другой брать снизу под грудку так, чтобы рука была между передними лапами. Оставленный на месте запах необходимо уничтожить, применив неприятно пахнущие дезинфицирующие средства, уксус, бензин, нашатырный спирт, скипидар. Одновременно щенка приучают к своему месту. Он должен твёрдо усвоить, что спать ему разрешается только на его лежанке и нигде более. Если щенок укладывается спать в др. месте, на ковре, полу и т. п., его следует перенести на лежанку, неоднократно повторяя команду «Место!». Вначале, пока щенок осваивает команду, интонация должна быть ласковой, впоследствии она может быть более требовательной. Щенок должен также привыкать к своей кличке. Давая щенку команду «Место!», необходимо сопровождать её кличкой. Обучение щепка команде «Ко мне!» лучше приурочить к приёму пищи. Приготовив еду, следует ласково повторять эту команду, сопровождая её кличкой, и когда щенок подойдёт, предложить ему миску с пищей. В иное время команда «Ко мне!» отрабатывается с лакомством—кусочками мяса, печенья, сушек; давать щенку лакомство в качестве поощрения имеет право только тот, кто занимается его воспитанием. При освоении навыка каждый успешный шаг награждается небольшим кусочком лакомства, когда же осн. цель будет достигнута, нужно дать кусочек побольше. Собственно кличку, а также команды «Место!» и «Ко мне!» щенок должен хорошо усвоить к 2—2,5-мес. возрасту. Необходимо обращать особое внимание на его физич. развитие. Щенку нужно обеспечить полноценное кормление, частые прогулки и игры на свежем воздухе, во время к-рых следует продолжать отработку команды «Ко мне!», добиваясь её безупречного выполнения в самых разных условиях. Во время игры можно познакомить щенка с ошейником, а с з-мес. возраста и с поводком. Вначале не стоит водить щенка на поводке, достаточно позволить ему волочить поводок за собой по земле, обращая внимание на то, чтобы щенок не играл с ним и не грыз его. Следует запрещать щенку прыгать на взрослых или детей, используя команду «Нельзя!» и сопровождая её ударом прутиком или свёрнутой в трубку газетой (резкий удар газетой производит громкий хлопок, что очень неприятно для щенка). Нужно добиваться безусловного и быстрого выполнения команды «Нельзя!», в частности при попытках щенка подобрать и съесть на улице к.-л.
отбросы, беспричинно лаять и др. В 4—5-мес. возрасте, если позволяет время года, щенка нужно приучить к плаванию. С этой целью его владелец должен войти в воду (на мелком месте) и подзывать щенка к себе. В этом же возрасте необходимо научить щенка выполнять команду «Сидеть!». Подозвав щенка, нужно поднять над ним руку с лакомством и отводить её по направлению к хвосту, повторяя «Сидеть!». Чтобы лучше разглядеть лакомство, щенок сядет. В этот же момент лакомство следует отдать ему для поощрения и погладить. Повторив такой приём многократно, в конце концов вместо лакомства можно использовать поощрение поглаживанием или одобрением ласковыми словами «Хорошо, хорошо!». Щенка, освоившего команду «Сидеть!», надо приучить к команде «Лежать!». Посадив щенка командой «Сидеть!», следует отпустить руку с лакомством к земле в небольшом отдалении от него. Если щенка придерживать за ошейник, он, потянувшись за лакомством, ляжет. Скомандовав «Лежать!», следует сразу отдать ему лакомство. Безусловного выполнения всех ко-манд надо добиваться и на улице в самых разл. условиях, сначала на поводке, а затем и без него. Следует научить щенка оставаться лежащим и при отходе владельца от него на неск. метров, а также ложиться без команды голосом—по жесту руки.
В возрасте 5—6 мес щенка надо научить показывать зубы. Это пригодится на выставках, где показ зубов обязателен. Усадив щенка, следует взять его двумя руками за морду, правой—сверху, а левой снизу и пальцами раздвинуть губы вверх и вниз. Щенок должен показывать зубы беспрекословно в любых условиях.
Последняя команда, выполнять к-рую нужно научить щенка в период воспитания, это команда «Рядом!». В возрасте 5—6 мес он усваивает её и выполняет на основе вкусо-поощрительного метода гораздо легче, чем более взрослая собака. Взяв щенка на короткий поводок левой рукой и скомандовав «Рядом!», следует начать движение с ним, подтягивая его к ноге. Если щенок хотя бы недолго пойдёт рядом, его надо угостить лакомством. Повторяя приём, необходимо добиваться более или менее продолжит, движения щенка у ноги, сначала в безлюдном, а затем в людном месте. В возрасте ок. 6 мес щенка желательно приучить к наморднику, приобщить к поезд-кам на транспорте, познакомить с домашним скотом и птицей, пресекая попытки нападения на них. Целесообразно подольше гулять со щенком в людных местах, держа его на поводке. В целях закаливания щенка необходимо выводить на прогулку в любую погоду. До 5—6 мес прогулки не должны быть очень длительными (более 2 ч), т. к. это утомляет его и приводит к замедлению роста. Начинать дрессировать щенка, приучать к работе можно с 8—д-мес. возраста, в зависимости от общего физич. развития и породы. После года его можно отдать в т. н. собачью школу на общий курс дрессировки (ОКД), где он закрепит полученные навыки и доведёт их до минимума, необходимого для следующих ступеней дрессировки.
В. щ. нек-рых пород (напр., норных) требует дополнит, упражнений. Так, щенка норной породы следует приучить к транспортировке в сумке или рюкзаке, первоначально связывая это с приятными ощущениями (лакомство, выход на прогулку и т. д.), научить пролезать через трубу и возвращаться обратно (с помощью игрушки, к-рую закладывают в трубу, вначале неглубоко, затем поглубже, перейдя при этом к др. концу трубы и подзывая собаку). Для тренировки можно использовать асбестовую трубу диам. 250—300 мм или деревянную, прямоугольного сечения, сбитую из досок (выс. 25 см, шир. [8 см). Зимой можно прорыть тоннель в снежном сугробе, в квартире— скатать трубу из ковра. С 4— 5 мес хорошо позволить щенку травить крыс (если есть такая возможность), периодически давать потрепать старую шкурку лисицы или енота, потягивая её к себе, а затем уступить, не отпуская (неск. раз). Не следует поощрять травлю кошек, особенно взрослых (опытных) и одичалых, т. к. это может закончиться для щенка серьёзной травмой.
См. также Выращивание щенка.
<< | >>
Источник: В. Г. ГРЕБЦОВА М. Г. ТАРШИС Г. И. ФОМЕНКО. ЖИВОТНЫЕ В ДОМЕ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 1994

Еще по теме Воспитание щенка:

  1. Выращивание щенка
  2. Щенок
  3. Дрессировка собаки
  4. Высворка
  5. Притравка
  6. Прием чужих щенков
  7. Перевозка соб ак и кошек.
  8. Прививки
  9. ОСТАНОВЛЕННЫЙ ПОРЫВ
  10. РОСТ И РАЗВИТИЕ МОЛОДНЯКА
  11. Возрастная группа
  12. Памятники верным друзьям - собакам
  13. Дети сегодня завоспитанны
  14. Диатез
  15. Малая косатка (черная косатка) Pseudorca crassidens Owen, 1846 (И, 247)
  16. Цвёргшнауцер
  17. В 1931 году советский ученый Б. Грозный сделал удивительное открытие…
  18. Экология
  19. Китайская хохлатаясобачка
  20. Географическая изменчивость ФПР