<<
>>

Дрессировка собаки

,

методы воздействия на служебную или охотничью собаку с целью выработки у неё определённых условных рефлексов и навыков. М:пех Д. с. зависит от умения дрессировщика использовать врождённые качества и способности собаки (напр., чутьё), а также особенности её инстинктивного поведения (отдача голоса при преследовании зверя, стойка при нахождении дичи и др.).

М:ловные рефлексы вырабатываются на основе безусловных—пищевого, ориентировочного и оборонительного.

Д. с. начинается с подготовит, этапа (до 6-мес. возраста), когда щенка приучают к кличке, запрещающей команде, хождению на поводке и безотказному подходу к ведущему. В этот период необходимо создать такие условия

содержания щенка, к-рые способствуют развитию у него сильного, уравновешенного и подвижного типа нервной деятельности. В процессе воспитания щенка его приучают к самым элементарным командам, к-рые обычно подаются голосом с доброжелат. интонацией. Команда должна быть короткой, настойчивой, в спокойных тонах. При необходимости щенка оглаживают рукой, ласкают и дают лакомство. Нельзя угрожающе резко кричать, сильно дёргать за поводок и тем более применять болевые воздействия. Если в процессе обучения собаке надоедает выполнение к.-л. команды, следует временно прекратить учёбу. Дрессировщик собаки обязан быть терпеливым, настойчивым и в достаточной степени ласковым. Резкие, порывистые, лишние движения вызывают у собаки- оборонит, реакцию в форме злобного или трусливого, робкого отношения к дрессировщику и могут отрицательно повлиять на психику животного. Многие команды (напр., «Ко мне») отрабатываются на поводке. Апортировке, если она необходима, щенка обучают (путём поощрения) в раннем возрасте, когда он играя охотно подходит с поноской к человеку. При Д. с. немаловажное значение имеют движения и жесты дрессировщика, к-рый, меняя их направление или бросая на глазах у собаки к.-л.

предмет, увлекает её за собой или за брошенным предметом.

Следующий этап Д. с. (с іо мес до 1,5 года)—выработка общего послушания, когда молодую собаку обучают выполнению команд, позволяющих управлять ею в рабочих условиях и в быту. При этом часто используют контрастный метод дрессировки—поощрение желат. рефлексов и подавление нежелательных. Для поощрения применимы лакомство (кусочки мяса, сахара и др.), ласка, спец. поощрит, команды и интонация голоса, а также удовлетворение инстинкта (напр., скармливание в виде лакомства молодой лайке или гончей добытого из- под неё зверя). Если собака не подчиняется ведущему, совершает нежелат. действия, применяют принуждение, запрещающие команды, соотв. интонации голоса. В результате вырабатывается стойкий условный рефлекс, к-рый при длит, тренировке превращается в навык.

Спец. дрессировку служебных собак проводят в собачьих школах, на 2-м году обучения (после освоения общего курса Д. е.). В зависимости от служебного использования собаку обучают охране объектов, розыску и задержанию преступников, «специальности» поводыря, санитара и др. Спец. дрессировку охотничьих собак проводят сами охотники в процессе нагонки (гончие), нахаживания (лайки), натаски (легавые и спаниели) и притравки (борзые и норные).

Выработанные в результате Д. с. рефлексы и навыки необходимо закреплять в процессе повседневного общения с собакой и в рабочей обстановке.

<< | >>
Источник: В. Г. ГРЕБЦОВА М. Г. ТАРШИС Г. И. ФОМЕНКО. ЖИВОТНЫЕ В ДОМЕ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 1994

Еще по теме Дрессировка собаки:

  1. Кэйрин Фримен Дьюет, Джордж Дьюет. Собака - защитник дома и семьи (Охранные собаки - выбор и дрессировка), 1997
  2. Леон Ф. Уитни Психология собаки. Основы дрессировки собак ОБ АВТОРЕ
  3. Леон Ф. Уитни. Психология собаки. Основы дрессировки собак, 1999
  4. Е.Н. Мычко, В.А. Беленький. Ваша собака-телохранитель. Выбор породы. Содержание. Дрессировка. Кормление, 2000
  5. 3. Нервная система собаки
  6. Служебные собаки
  7. Собаки - сторожа
  8. 4. Чувства собак
  9. 5. Умственные и эмоциональные способности собаки
  10. Собаки-поводыри известны с древних времен…
  11. Выставка собак
  12. Ханаанская собака