<<
>>

Взаимосвязь заболачивания и почвенного покрова

Химический состав почвенных разностей, так же как и химический состав грунтов, наиболее активно направляет ход сукцессий болотных биогеоценозов на более ранних стадиях их развития.

Почвообразование в тундрах Западной Сибири имеет ярко выраженный криогенный характер, обусловливающий постоянную гомогенизацию минеральной почвенной массы за счёт криотурба- ций и тиксотропии. В результате нарушения целостности почвенного слоя в арктической и типичной тундрах значительную часть почвенной поверхности занимают лишённые растительности пятна, которые вновь вовлекаются в почвообразовательный процесс и с течением времени зарастают. Такой циклический характер почвообразования препятствует развитию болотообразования на водораздельных поверхностях, и тундровые глеевые почвы, несмотря на устойчивое переувлажнение, по-видимому, не эволюционируют в оторфованные разности (торфянисто-перегнойно- глеевые и тем более торфяно-глеевые почвы). В то же время, в подзоне южных тундр и лесотундры, в бассейне нижнего Таза и

Пура создаются несколько более благоприятные условия для бо- лотообразования: криогенные процессы в значительной степени ослаблены, продолжительность стадии оглеенных пятен незначительна (или она отсутствует совсем), тепловые ресурсы достаточны для интенсивного роста растений-торфообразователей. Хотя большинство болот этой территории имеет реликтовое происхождение, тем не менее высокая степень заболоченности способствует повышенной увлажнённости тундровых почв, затрудняет сток и, таким образом, также благоприятствует развитию торфона- копления на минеральных субстратах.

Следует отметить, что гранулометрический состав тундровых почв с точки зрения воздействия на процесс заболачивания в тундровых ландшафтах играет второстепенную роль. Как тундровые глеевые почвы на суглинках, так и альфагумусовые (тундровые подбуры и карликовые подзолы) на песках, подвержены вышеуказанным закономерностям в равной мере.

В районах с господством подзолов и таёжных слабодифференцированных почв заболачивание чаще начинается с олиготроф- ной стадии. Если локальные условия гидрологического режима обусловили поселение эвтрофных видов, то эта стадия в развитии болот бывает кратковременной. Преобладание и длительное развитие эвтрофной стадии совпадает с границами распространения серых лесных почв и чернозёмов.

Суглинисто-глинистые почвы в большей части таёжной зоны характеризуются слабой оподзоленностью и повышенной гидро- морфностью (Уфимцева, 1966, 1968, 1969, 1974; Гаврилова, Долгова, 1972; Афанасьева, Василенко, 1977; Караваева, 1973; Добровольский и др., 1981).

Автоморфные (автономные) подзолистые почвы имеют ограниченное распространение в северной части таёжной зоны и приурочены к сильно расчленённым и дренированным приречным участкам. Почвенный покров междуречных пространств представлен таёжными слабодифференцированными полугидроморф- ными и гидроморфными почвами.

Свойства таёжных почв зависят от состава почвообразующих пород. На песках наиболее широко распространены иллювиально-железистые языковатые и иллювиально-гумусовые подзолы (Долгова, Гаврилова, 1972; Афанасьева, Василенко, 1977; Караваева, 1981; Аветов, Трофимов, 1997). На суглинисто-глинистых породах развиваются почвы тяжёлого гранулометрического состава, известные под разными названиями: «слабоподзолистые», «буровато-глеевые» (Никитин, 1985), светлозёмы (Тонконогов, Дворников, 1989).

Значительные по площади массивы тяжелосуглинистых почв способствуют эвтрофизации окружающих их болот, в особенности залегающих по ложбинам стока. Для этих почв характерно слабое проявление подзолообразовательного процесса и частое присутствие признаков оглеения.

Для территории южной тайги характерны болотные, полубо- лотные и подзолистые почвы.

В западной части этой зоны (Обь-Иртышское междуречье) на приречных увалах господствуют дерново-подзолистые остаточно-осолоделые почвы со вторым гумусовым горизонтом и с признаками глубинной глееватости.

По понижениям мезорельефа распространены дерново-подзолисто-глееватые остаточно-осолоделые со вторым гумусовым горизонтом, торфянисто-подзолис- то-глеевые остаточно-осолоделые тоже со вторым гумусовым горизонтом и иногда дерново-глеевые почвы (Гаврилова и др., 1980). Сохранность второго гумусового горизонта в дерново-подзолистых почвах слабая, лучше он сохранился в глеево-подзо- листых почвах.

В восточной части подзоны южной тайги господствуют дерново-глеевые осолоделые почвы с примесью болотно-подзолистых остаточно-карбонатных со вторым гумусовым горизонтом и дерново-подзолистые со вторым гумусовым горизонтом остаточноосолоделые глубинно-глеевые (Гаврилова и др., 1980). Генезис второго гумусового горизонта — результат особенностей эволюции почвенного покрова центральной части Западной Сибири в голоцене. Второй гумусовый горизонт, по одной из гипотез, является реликтовым (Ливеровский, 1980). Эта точка зрения подтверждается определением абсолютного возраста второго гумусового горизонта радиоуглеродным методом (Добровольский и др., 1969-а; Добровольский и др., 1969). Абсолютный возраст реликтового горизонта датирован в 7000±160 лет. Возраст современного гумусового горизонта — 1236±80 лет. Вместе с тем, предложены также гипотеза современного иллювиального происхождения второго гумусового горизонта и гипотеза его остаточно-иллювиального происхождения (Гаджиев и др., 1988).

Своеобразие свойств почвенного покрова подзоны осиновоберёзовых лесов подтайги обусловлено характером почвообразующих пород, тяжёлых по гранулометрическому составу и в прошлом засолённых, высоким уровнем залегания грунтовых вод (0,6—0,8 м) при значительном варьировании степени их минерализации — от пресных до сильносолёных, нередко с присутствием соды, пульсирующей цикличностью увлажнения территории (Шнитников, 1957, 1968) в условиях континентального климата Западной Сибири. Не менее важное влияние на формирование почвенного покрова оказывает и степень дренирован- ности территории (Горшенин, 1955; Герасимов, 1940; Уфимце- ва, 1974).

Хорошо дренированным участкам территории свойствен наиболее однородный почвенный покров с преобладанием серых лесных почв, часто с признаками глееватости, остаточной солонцеватости и осолодения. На слабо дренированных участках территории почвенный покров сложный и многокомпонентный. В этих условиях преобладают лугово-чернозёмные и луговые почвы, часто с признаками солонцеватости и осолодения (Уфимцева, 1974).

Своеобразие почвенного покрова западно-сибирской лесостепи отмечалось многими исследователями (Горшенин, 1955; Градобоев и др., 1960; Ковалёв и др., 1966; Уфимцева, 1969). Малая дре- нированность территории, тяжёлый гранулометрический состав, частая засолённость почвообразующих пород обусловливают повышенную увлажнённость почв (глубинную глееватость), наличие признаков осолонцовывания, осолодения и засоления. Эти особенности выразились в большой пестроте и мозаичности почвенного покрова. Особенно резко выраженным комплексным почвенным покровом отличается западная часть территории лесостепи, где комплексы представлены сочетаниями почв авто- морфного, гидроморфного и засолённого рядов почвообразования: это выщелоченные чернозёмы и серые лесные почвы грив, лугово-степные солонцы и солоди межгривных пространств и западин, луговые, лугово-болотные и болотные почвы понижений. В восточной (Приобской) части лесостепи комплексность почвенного покрова выражена слабее: здесь преобладают чернозёмы и серые лесные почвы, часто с признаками глубинной глееватости, иногда со вторым гумусовым горизонтом. На их фоне встречаются пятна солодей. Полугидроморфные, гидроморфные и засолённые почвы занимают здесь незначительные площади (Афанасьева, Василенко, 1977).

Почвенный покров пойм также отличается большой пестротой. Прослеживается чётко выраженная закономерность в размещении пойменных почв по элементам рельефа: выделяются почвы ложбинно-островных луговых пойм крупных рек и почвы сегментно-гривистых залесенных пойм их притоков и мелких рек. В порядке возрастания увлажнения и длительности затопления пойменные почвы распределяются в следующий ряд: 1) пойменные дерновые слаборазвитые слоистые; 2) пойменные дерновые высокого и среднего уровня выровненной поймы и грив; 3) пойменные дерново-глеевые (луговые) среднего и низкого уровня выровненной поймы; 4) пойменные иловато-глеевые проток и соров; 5) торфяно- и торфянисто-перегнойно-глеевые (Гаврилова и др., 1980; Афанасьева, 1986; Аветов, Балабко, 1994).

Причинами широкого распространения в поймах крупных рек болотных почв служит длительный период затопления, а в притеррасной части — высокий уровень грунтовых вод за счёт гидрологической разгрузки террасных водоносных слоёв. Пойменные дерновые и дерново-глеевые луговые почвы являются самыми плодородными почвами пойм. В пределах залесенных сегментно-гривистых пойм, где половодье менее продолжительно, часто развиваются оподзоленные почвы, особенно в подзоне северной тайги на мерзловатых породах.

Анализ эволюции почв Западной Сибири, выполненный Н. А. Караваевой (1981, 1982), показывает, что развитие почв совершается в направлении заболачивания. Болотообразование — это особый тип почвообразования, вызванный нарушением обмена веществ и энергии внутри почвы, между почвой, растительным покровом и атмосферой. Например, избыточное увлажнение, возникающее за счёт застоя поверхностного стока или подъёма почвенно-грунтовых вод, вызывает трансформацию автономных подзолов в сочетания автономных и глееватых подзолов, глеевых, ортзандовых подзолов, болотных глеезёмов и торфяников. 

<< | >>
Источник: Под ред. В. Б. Куваева. Болотные системы Западной Сибири и их природоохранное значение. 2001

Еще по теме Взаимосвязь заболачивания и почвенного покрова:

  1. Взаимосвязь между гидрогеологическими/>условиями и заболачиванием
  2. УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
  3. ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ И БИОСФЕРА ПЛАНЕТЫ 
  4. Почвы и почвенный покров в районах горных разработок
  5. В.А.КОВДА. БИОГЕОХИМИЯ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА, 1985
  6. alt="" />Неблагоприятные экологические процессы и их влияние на почвенный покров городов
  7. Геохимическое влияние газовых потоков на почвенный покров газоносных территорий
  8. ВЗАИМОСВЯЗИ В ЭКОСИСТЕМАХ
  9. Франция Почвенная реферативная база Франции,цит. по переводу «Почвенный справочник», 2000.(Referentiel pedologique, AFES, 1998)
  10. Взаимосвязь преобразования органов в филогенезе