Развитие территориального планирования и проектирования агроландшафтов


Основными формами территориального планирования до прекращения функционирования государственной землеустроительной службы были межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство. С разрушением службы основные функции землеустройства отнюдь не исчезли.
Наоборот, они обострились в связи с требованиями земельного реформирования.
Основными целями современного землеустройства являются: Обоснование и реализация государственной политики в организации рационального использования и охраны всех категорий земель независимо от форм собственности на землю. Создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. Проведение инвентаризации земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению земель. Обеспечение целевого использования земель. Выявление и консервация деградированных сельскохозяйственных угодий. Создание территориальных условий для рационального функционирования агропромышленного производства. Разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства, а также рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии и других видов деградации. Развитие новых подходов к противоэрозионной и мелиоративной организации территории, конструированию агроландшафтов. Проведение землеоценочных работ. Государственный контроль за использованием и охраной земель: подготовка законодательных и нормативных актов, проверка и экспертиза изменения качественного состояния земель, принятие мер по устранению нарушений земельного законодательства. Ведение земельного кадастра (регистрация, учет и оценка земель). Ведение мониторинга земель.
Современное адаптивное землеустройство должно стать одним из важнейших средств регулирования земельных отношений, призванным уменьшить экологические противоречия агропромышленного производства. Это возможно лишь в том случае, если оно будет основываться на ландшафтном планировании и проектировании.
Ландшафтное планирование охватывает весь спектр использования и охраны земель. Оно получает все более широкое распространение в мире.
Ландшафтное планирование — это разработка планов использования ландшафтов для удовлетворения общественных потребностей при условии сохранения или улучшения средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих способностей ландшафта. Это коммуникативный процесс, в который вовлекаются все субъекты хозяйственной и природоохранной деятельности на территории планирования, местное население и общественные организации, и который обеспечивает выявление интересов природопользователей, проблем природопользования, решение конфликтов и разработку согласованного плана действий и мероприятий.
Основные задачи ландшафтного планирования включают: сохранение основных функций ландшафта как системы поддержания жизни; выявление интересов природопользователей и анализ возникающих конфликтов; разработка плана действий и мероприятий, необходимых для разрешения конфликтов и достижения согласованных целей; содействие устойчивому развитию территории.
К задачам ландшафтного планирования относится поиск ответов на следующие ключевые вопросы: что в данном ландшафте нуждается в защите? что пригодно для освоения? каковы существующие и предполагаемые воздействия на ландшафт?
- 38 -
что произойдет, если осуществятся планируемые намерения пользователей?
Для ответа на эти вопросы в ходе планирования нужно определить: функции конкретного ландшафта и его ресурсный потенциал; чувствительность, буферную емкость, пределы устойчивости конкретного ландшафта и т.п.; действующие и планируемые нагрузки с указанием их источников (например, характер и уровень загрязнения вод и его тенденции); экологический риск (возможные последствия) существующих и планируемых форм использования земель и видов хозяйственной деятельности; противоречия между нуждами охраны ландшафта и его использования.

Ландшафтный план должен также выявлять: ценность земель на территории планирования в широком смысле этого слова, включая их стратегическое положение; соотношение между нуждами пользователей, осваивающих ресурсы конкретного ландшафта, и долгосрочными интересами общества; спектр требований, предъявляемых к проектам освоения данного ландшафта.
В задачи ландшафтного планирования входит также формирование: эффективного механизма взаимодействия, объединяющего местных жителей и пользователей, различные ведомства и политиков, принимающих решения на разных уровнях; предложений для включения в отраслевые (землеустроительные, водохозяйственные и иные) и общие планы развития территории (в первую очередь — в градостроительные планы); демократической системы принятия решений и предпосылок для социальноэкономической стабилизации местного сообщества; выделение территорий с различными потребностями и режимами охраны; формирование сети таких территорий; выделение территорий, пригодных для различных форм использования; определение желаемого состояния компонентов ландшафта и всей территории планирования, обеспечивающих высокое качество жизни людей как с экологических, так и с эстетических позиций.
В результате решения этих основных задач ландшафтного планирования должна быть разработана устойчивая пространственная организация природопользования и охраны природы на конкретной территории в соответствии с долгосрочными целями общества.
Ландшафтное планирование реализуется как иерархическая система на трех основных взаимосвязанных масштабных уровнях. Оно включает: разработку ландшафтной программы развития территории (в масштабе от 1 : 1 000 000 до 1 : 500 000); составление рамочного ландшафтного плана (в масштабе от 1:200 000 до 1 : 100 000); составление крупномасштабного ландшафтного плана (в масштабе 1: 25000 и крупнее); разработку (или приведение в систему и согласование) нормативных документов по реализации ландшафтных планов и контроль за их выполнением.
Первоочередной задачей на этом этапе является проектирование адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий, которые в настоящее время осуществляются научноисследовательскими учреждениями и сельскохозяйственными вузами. Имеющийся опыт позволяет развернуть эту работу в широких масштабах, что возможно лишь при создании системы проектно-изыскательских организаций во главе с государственной земельной службой. Эта служба должна быть создана взамен почти уже разрушенной землеустроительной на новых принципах экологически и экономически обусловленного природопользования в сельском хозяйстве.
<< | >>
Источник: Г. А. Романенко. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России,выбывших из активного сельскохозяйственного оборота. 2008

Еще по теме Развитие территориального планирования и проектирования агроландшафтов:

  1. 8.10. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
  2. Проектирование
  3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОТИВОПАРАЗИТАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  4. Планирование профилактических мероприятий.
  5. О ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОИЗВОДСТВЕ ГИДРОЛЕСО-МЕЛИОРАТИВНЫХ РАБОТ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
  6. СЕКТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  7. ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
  8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
  9. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
  10. Районирование и региональный прогноз развития болот
  11. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ
  12. Канализация развития
  13. 6. 4. 7. Развитие биосферы
  14. Эмбриональное развитие
  15. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ