Дифференцированное использование земель, выбывших из сельскохозяйственного оборота, и рациональное землепользование в сельскохозяйственном производстве России


Возможны следующие основные варианты дифференцированного использования земель сельхозназначения, выбывших из активного сельскохозяйственного оборота:
частичный возврат заброшенных плодородных почв в пашню при использовании современных адаптивно-ландшафтных агротехнологий;
частичный перевод заброшенной пашни со слабо- и среднедеградированным почвенным покровом в сенокосы и пастбища;
частичный перевод заброшенной пашни на средне- и сильнодеградированных почвах лесной зоны в лесной фонд для возобновления леса;
консервация деградированных и техногенно-нарушенных земель для восстановления на них природных экосистем в соответствии с «Положением о порядке консервации...», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 5 августа 1992 г., либо на основе новых актов и программ;
использование земель под заказники, охотничьи угодья, рекреационные зоны, территории для экологического туризма и т. д.
В решении фитосанитарных задач сдерживающим фактором является низкий уровень культуры земледелия, интенсификации производства сельскохозяйственной продукции, отставание по этим показателям от стран с сопоставимыми земельными ресурсами (США, Китай) и от среднего мирового уровня по продуктивности растениеводства (урожайность сельскохозяйственных растений).
Центральным звеном, позволяющим решать эту важную проблему, является повышение общей культуры земледелия на основе улучшения фитосанитарного состояния агроэкосистем до уровня, позволяющего создать условия эффективного использования достижений научно-технического прогресса, обеспечивающего среднюю мировую продуктивность сельскохозяйственных культур.
Основу формирования благоприятного фитосанитарного состояния сельскохозяйственных угодий представляют системы управления фитосанитарным состоянием агроэкосистем на основе интегрированной защиты растений (интегрированное управление фитосанитарным состоянием), разрабатываемые для двух уровней: федерального и регионального.
Вредные организмы, выявленные на основе фитосанитарного мониторинга, в агроценозах, на бросовых и залежных землях подразделены по уровню их опасности. Из общего перечня изученных вредных организмов определен перечень особо опасных вредных организмов, который утверждается правительственными документами, защитные мероприятия на борьбу с вредными организмами финансируются за счет средств государства. Вторую группу составляют вредные организмы, вызывающие экономически ощутимые потери. Они учитываются в перечне вредных организмов, подлежащих фитосанитарному мониторингу и прогнозу государственной службы защиты растений. Нормативные документы, обеспечивающие методы диагностики, мониторинга и прогноза, обычно разрабатываются научными учреждениями Россельхозакадемии и Минсельхоза России.
В настоящее время разработаны отдельные элементы систем управления фитосанитарным состоянием бросовых и залежных земель, в частности диагностика фитосанитарного мониторинга, а также методов их фитосанитарного окультуривания, в частности с использованием химических средств борьбы с сорной растительностью.
Кроме решения технологических вопросов, связанных с мероприятиями по улучшению фитосанитарного состояния пахотных засеваемых земель, сдерживанием процесса вывода пахотных земель в разряд бросовых, подъема бросовых и залежных земель важными являются организационные вопросы.
Эффективное упреждение чрезвычайных ситуаций федерального уровня возможно, как правило, при поддержке государства. В этой связи обоснованно для Минсельхоза России восстановить практику финансовой поддержки сельских товаропризводителей, существовавшую в СССР, в настоящее время в странах СНГ. Поддержка должна выражаться в возмещении государством части затрат сельских товаропроизводителей на приобретаемые пестициды, на проведение обработок и на создание страховых запасов средств защиты растений для упреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по предотвращению опасных биотических чрезвычайных ситуаций также требуют увеличения вкладов в защиту растений сельских товаропроизводителей, для ведения культурного земледелия и ликвидации нежелательной тенденции роста бросовых земель. Первостепенной задачей преодоления этой нежелательной тенденции является повышение общей фитосанитарной культуры земледелия на основе расширения и более эффективного использования средств и прогрессивных систем защиты растений, обеспечивающих в комплексе с другими мероприятиями высокий уровень урожайности культур, соответствующий среднему мировому, и уровень рентабельности растениеводства не менее 30-40%.
Второй этап связан с повышением культуры и экономики в целом сельскохозяйственного производства, который позволял бы обеспечивать накопление ресурсов для введения в оборот бросовых земель. Без этого невозможно эффективное выполнение государственных программ роста площадей сои, рапса, льна-долгунца, белковых и других культур. Кроме того, следует учитывать, что решение задачи широкомасштабного подъема бросовых и залежных земель представляет высокозатратную социально-экономическую проблему.
Задачи по вовлечению в сельскохозяйственный оборот мелиорированных земель
Мелиорация земель занимает важное место в системе мероприятий по повышению почвенного плодородия и является стабилизирующим фактором в производстве сельскохозяйственной продукции, позволяя получать гарантированные урожаи сельскохозяйственных культур, невзирая на неблагоприятные природные условия (засуха в регионах аридной зоны, переувлажнение земель в гумидной зоне и другие негативные процессы).
Государственной программой развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. предусмотрены объемы мелиоративных работ, но они не увязаны с развитием животноводства по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» и требованием о создании кормовой базы для поголовья скота. Капитальные вложения на эти цели не предусмотрены.
Выходом из создавшегося положения может стать оказание государственной поддержки на проведение работ по мелиорации земель для создания кормовой базы животноводства путем субсидирования из федерального бюджета до 50% затрат сельхозтовапроизводителям на восстановление внутрихозяйственных систем с обязательным финансированием этих расходов из региональных бюджетов и средств хозяйств.
В этой связи весьма поучительным является опыт штата Калифорния (США), где реконструкция внутрихозяйственной сети на системах проводится за счет государства (60%) и средств фермеров (40%). Разумеется, в США финансовые возможности гораздо шире, но и нам эту проблему необходимо решать.
Кроме того, в кратчайшие сроки необходимо завершить инвентаризацию и оформление прав собственности по мелиоративным системам и сооружениям, включая внутрихозяйственные системы, как это предусмотрено решением Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса от 22.11.2006 г. № 14 и Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, где каналы отнесены к водным объектам и на них должно быть оформлено право собственности.
Другой важной проблемой, решение которой могло бы обеспечить повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, является внедрение наукоемких агротехнологий в системе адаптивно-ландшафтного земледелия, в первую очередь на мелиорированных землях.
В Российской Федерации доля мелиорированных земель в общей площади пахотных угодий в настоящее время составляет 8%. Для сравнения: доля мелиорированных земель в общей площади пашни в Англии составляет 80%, Китае — 55, Германии — 45, Индии — 36, США — 39%. При этом, биопродуктивность орошаемых земель в этих странах в 2-3 раза выше, чем в России.
По данным Россельхозакадемии, для обеспечения устойчивости земледелия и получения гарантированных объемов сельхозпродукции в России необходимо иметь в перспективе как минимум 17-18 млн га мелиорированных земель, в том числе орошаемых — 10 млн га и осушенных — 7-8 млн га, что составит только 15% от площади пашни. При этом потребуется поэтапное осуществление работ, определенных в «Концепции развития мелиорации сельскохозяйственных земель», утвержденной Россельхозакадемией и Минсельхозом России.
На первом этапе необходимо обеспечить сохранение, реконструкцию и восстановление действующих гидротехнических систем и других видов мелиорации на новой, более совершенной технической основе.
На втором этапе, рассчитанном до 2015 г., необходимо предусмотреть в зоне неустойчивого увлажнения создание новых гидромелиоративных систем.
На завершающем этапе (до 2022 г.) площадь мелиорированных земель в России должна быть доведена до 17-18 млн га с целью получения высоких гарантированных урожаев.
Реализация программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 20062010 гг. и на период до 2012 г.» позволит:
во-первых, как уже говорилось выше, выполнить комплекс работ по предотвращению выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий на площади 5,55 млн га; вовлечь в сельскохозяйственный оборот 3,2 млн га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; ввести в эксплуатацию 397 тыс. га мелиорируемых земель; защитить 158,7 тыс. га от водной эрозии, затопления и подтопления и 585 тыс. га от ветровой эрозии и опустынивания; осуществить уменьшение степени кислотности почв путем известкования на площади 2037,5 тыс. га, фосфоритования — 475 тыс. га; уменьшение степени солонцеватости почв путем проведения гипсования солонцов — на 233 тыс. га; обеспечить сохранение существующих и создание новых рабочих мест в количестве 108 тыс. человеко-мест; выполнить ряд других мероприятий, связанных с повышением плодородия земель;
во-вторых, на основе реализации вышеназванных мероприятий значительно расширить на мелиорированных землях посевные площади под высокоэнергетическими культурами — кукурузой, рапсом, соей, сорго и другими, которые дают продовольственную продукцию и сырье для переработки на пищевые, кормовые и технические цели, в том числе и на биотопливо;
в третьих, реконструировать и осуществить ввод в действие ряда крупных гидротехнических сооружений и систем федеральной собственности. Предусматривается завершить реконструкцию Саратовского обводнительно-оросительного канала, Донского магистрального канала в Ростовской области, сооружений Шапсугского водохранилища в Республике Адыгея, ряда крупных групповых водопроводов в республиках Калмыкия, Башкортостан, Саратовской области и других регионах России.
Будут реконструированы сооружения Отказненского и Чограйского водохранилищ в Ставропольском крае, Самур-Дербентской оросительной системы в Республике Дагестан, Г ильчинской осушительной системы в Амурской области и других мелиоративных и водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений в регионах России.
Следует отметить, что в данной программе предусмотрено увеличение бюджетных средств на борьбу с опустыниванием земель, которое в той или иной степени наблюдается в 35 субъектах Российской Федерации.
Предполагается увеличение средств на проведение агрохимических мероприятий, включая субсидии сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений.
Решение проблемы обеспечения населения продовольствием и сырьем промышленности за счет собственного производства возможно только путем улучшения состояния сельскохозяйственных угодий, воспроизводства и повышения плодородия почв на основе проведения комплексной мелиорации и химизации в сельском хозяйстве.
Научное обеспечение возвращения в хозяйственное использование земель,
выведенных из оборота в результате аварии на Чернобыльской АЭС
В настоящее время радиационная остановка на отчужденных территориях стабилизировалась. Часть земель может использоваться для различных хозяйственных целей. Основной задачей реабилитации является обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственного производства на этих территориях, безопасного проживания населения и его хозяйственной деятельности. Принятие решений по реабилитации земель должно базироваться на анализе радиационной обстановки (уровни загрязнения территории, дозы облучения работников и населения), оценке возможности ведения работ по реабилитации (соблюдение радиационной безопасности работников, наличие людских, материальных и финансовых ресурсов), прогнозировании эффекта от реабилитации (получение продукции в соответствии с санитарногигиеническими нормативами, возможность ведения традиционного земледелия и т.п.).

Существуют различные пути реабилитации временно выведенных из землепользования сельскохозяйственных угодий:
возвращение в оборот отчужденных территорий после снижения загрязнения почв за счет радиоактивного распада Cs до уровня, при котором возможно производство сельскохозяйственной продукции, соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам;
проведение системы реабилитационных мероприятий, что позволяют сократить время возвращения отчужденных земель в хозяйственное использование.
Хозяйственное использование возвращаемых в землепользование территорий может происходить по различным направлениям:
лесопользование — применяется при высокой степени залесения территорий, когда возвращение отчужденных угодий в сельскохозяйственное использование по экономическим и хозяйственным критериям не оправдано;
сельскохозяйственное использование — применяется, когда гарантировано производство сельскохозяйственной продукции, соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам;
другие виды землепользования — размещение предприятий энергетики, промышленности и транспорта и т.п., применяется в случае, когда гарантировано непревышение дозовых нормативов облучения работников.
В случае сельскохозяйственного использования возвращаемых земель существуют различные сценарии развития отраслей производства — растениеводство, семеноводство, молочное, мясное скотоводство, коневодство и т.п.
Выбор технологий реабилитации определяется характеристиками конкретных участков. При возвращении в оборот угодий, временно выведенных из землепользования, значительный объем работ будет приходиться на подготовительные мероприятия, включая расчистку от древесной и кустарниковой растительности, срезку и разделку кочек, планировку местности и т.п. Состав, способы и стоимость проведения культуртехнических мероприятий определяются состоянием земель и требуют детального обследования каждого участка.
При проведении мероприятий по улучшению сенокосов и пастбищ обязательным условием является восстановление истории угодий, которые планируется возвратить в землепользование. Это связано с опасностью извлечения сильнозагрязненного слоя почвы, если в первый период после аварии проводилась глубокая вспашка с оборотом пласта.
Для отчужденных территорий Брянской области в связи с высокой вариабельностью плотности загрязнения отчужденных угодий, их локализацией, культуртехническим состоянием и т.п. варианты реабилитации будут существенно различаться. Таким образом задача реабилитации является комплексной и требует корректного как научного, так и хозяйственно-экономического обоснования. Эколого-экономическое обоснование выделения малопродуктивных пахотных земель для целей перевода их в менее интенсивные виды угодий
По данным государственного Национального доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2007 г. наблюдается добровольный отказ сельскохозяйственных предприятий, крестьянских и фермерских хозяйств от предоставленных им ранее земель, связанный с неудовлетворительным экономическим состоянием собственников.
Земли этой категории в установленном порядке отводились под строительство новых и расширение территории уже действующих предприятий промышленности, транспорта и связи. Из состава земель сельскохозяйственного назначения передавались участки лесохозяйственным предприятиям для целей лесоразведения. За счет земель сельскохозяйственного назначения увеличили в 2007 г. свои площади также предприятия и организации, занимающиеся природоохранной деятельностью. Осуществлялся отвод земель сельскохозяйственного назначения и для других несельскохозяйственных целей. Всего за 2007 г. предоставлено порядка 70 тыс. га для нужд, не связанных с сельским хозяйством, их них сельскохозяйственных угодий — 26 тыс. га.
С целью выполнения мероприятий по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам Российской Федерации» для расширения и строительства населенных пунктов в 2007 г. из состава земель сельскохозяйственного назначения было предоставлено 13,7 тыс. га, из них 12,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе — 10,7 тыс. га используемых под пашню.
Поскольку земли сельскохозяйственного назначения являются стратегическим ресурсом и национальным достоянием Российской Федерации, необходима выработка экологоэкономических критериев выделения малопродуктивных земель для перевода их в менее интенсивные виды угодий или другие категории земель. Основой этого выделения является разработка критериев оценки качества и классификации земель по их пригодности для использования в сельском хозяйстве.
Оценка качества земель проводится для получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве. Качество земли оценивается:
по пригодности для использования под различные виды сельскохозяйственных угодий; ассортименту сельскохозяйственных культур, которые могут выращиваться на земельном участке;
уровню нормативной урожайности сельскохозяйственных культур и естественного травостоя;
уровню нормативных затрат на возделывание и уборку культур, поддержание плодородия почв.
Оценка качества земель базируется на информации о естественных признаках земель (свойствах почв, климата, рельефа, естественной растительности и др.), которая содержится в материалах почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, а также в других источниках. Значительно расширен перечень свойств, уточняющих оценку. Дополнительно учтены водно-физические свойства почв в пределах метрового слоя, которые раньше не принимали во внимание. Далее оценку корректируют по доходности всех основных культур, которые могут возделываться на оцениваемом объекте, а также дополнительным затратам, связанным с поддержанием плодородия почв и применением специальных почвозащитных и/или иных технологий.
На основе этой информации изучается возможность использования земель под различные виды сельскохозяйственных угодий (пашню, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища) и оценивается уровень их плодородия.
В качестве эталонной выбрана почва без негативных свойств (засоления, избыточного увлажнения, уплотненных горизонтов и др.), содержащая в пахотном слое 4% гумуса, 50% физической глины, имеющая гумусовый горизонт мощностью 50 см. Почвообразующая порода эталонной почвы обладает оптимальными тепловыми и водно-физическими свойствами (водопроницаемость 0,1-1 м /сут.), обеспечивает хороший внутренний дренаж почвы. Примером эталонной почвы является чернозем с вышеуказанными свойствами на лессе.
В качестве оценочных рассматриваются культуры: пшеница озимая, пшеница яровая, рожь озимая, ячмень яровой, кукуруза на зерно, картофель, соя (на зерно), сахарная свекла, подсолнечник (на зерно), лен-долгунец, многолетние и однолетние травы (силосные).
Ассортимент оценочных культур корректируется в случае наличия ограничений в использовании земельных участков, определенных проектами землеустройства. Например, земельные участки, расположенные на эрозионно-опасных покатых склонах, оцениваются без учета пропашных культур. Качество земельных участков в прибрежных зонах рек оценивается только по продуктивности естественных кормовых угодий.
Затраты на возделывание и уборку культур определяются по типовым зональным технологическим картам. При этом из расчета исключается стоимость затрат на поддержание плодородия почв (известкование, внесение органических удобрений для сохранения бездефицитного баланса гумуса в почвах), которая учитывается отдельно.
Показатели оценки качества земель — нормативная урожайность, агроклиматический потенциал и нормативные затраты успешно используются в новой версии государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, которая в настоящее время прошла согласование в Министерстве экономического развития и торговли. Основные критерии оценки качества земель — экономические. Наличие расчетного чистого дохода при выращивании сельскохозяйственной продукции является критерием пригодности земель для сельскохозяйственного производства, а его величина — критерием уровня плодородия земель. Использование экономического инструмента позволяет количественно охарактеризовать качество земель как по отдельным вышеперечисленным признакам качества (нормативная урожайность сельскохозяйственных культур, затраты на выращивание культур и др.), так и по их совокупности (комплексный показатель — зерновой эквивалент).
Зерновой эквивалент представляет собой урожайность зерновых культур, получаемую на эталон затрат, эквивалентную по величине расчетного чистого дохода всему ассортименту оценочных культур. Чем больше величина зернового эквивалента, тем выше качество земли, тем больше ее доходность. Земли, пригодные для выращивания высокодоходных технических культур, характеризуются, как правило, более высоким плодородием, что подтверждается более высокими показателями зернового эквивалента.
Информация о наличии, характере и степени проявления негативных свойств дополняет качественную оценку почв. Почвы, вошедшие в состав различных классов, группируют по подклассам, каждый из которых означает специфическое негативное воздействие (эрозия, заболачивание, засоление и др.). Следует отметить, что в первом классе, к которому принадлежат самые плодородные почвы, подклассы или отсутствуют, или представлены слабовыраженными негативными воздействиями. По мере снижения плодородия почв (от первого класса к седьмому) число и степень негативных воздействий увеличиваются.
Классы пригодности характеризуют качественный состав земельного фонда. Известно, что распределение земель по классам существует в кадастре многих стран, в частности, в США, Канаде, Г ермании. Информация по классам дает объективное представление о качестве земель в России. Ее можно использовать для выявления и охраны лучших и особо ценных земель, для принятия других управленческих решений на уровне ведомств и правительства Российской Федерации, например, для конкретных объектов эффективного вложения капитала. Периодическое обновление материалов (каждые 5-10 лет) позволит следить за состоянием земельного фонда, выявлять и устранять негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении качества земель. Полученная информация даст возможность показать «движение» земель по классам.
Объектами оценки и классификации могут являться отдельные земельные участки, земли хозяйств, административных районов, субъектов РФ и их частей, отличающихся агроклиматическими показателями, и РФ в целом.
При этом оценку качества земель административных районов и землепользований целесообразно выполнять посредством обобщения результатов оценки земельных участков. Прямая оценка качества земель по спискам почв более крупных территорий возможна, но приводит к снижению достоверности информации, поскольку связана с обобщением (усреднением) информации о свойствах почв, климата, технологических свойствах земель.
Оценка возможной продуктивности земель различных классов пригодности с фактическими данными по использованию земель позволяет:
считать земли 1-3 классов основным пахотным фондом, наиболее пригодным для производства товарной продукции;
отнести земли 4 класса к переходным (малорентабельным). Они могут выборочно использоваться для производства товарной продукции;
отнести пахотные земли 5 класса к малопродуктивным (убыточным). Целесообразно использовать их в качестве улучшенных кормовых угодий.
При необходимости земли 4 и 5 классов могут быть отнесены к малопродуктивным, при этом необходимо решать вопрос о переводе таких земель в менее интенсивные виды угодий (например, перевод из пашни в сенокосы или пастбища) или в другие категории земель (в соответствии с законом РФ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Предложенная концепция была реализована в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам Российской Федерации». Вокруг крупных городов были проведены работы по классификации земель, выделены малопродуктивные земли 5 класса и в соответствии с Законом о переводе земель осуществлен перевод их в земли населенных пунктов.
<< | >>
Источник: Г. А. Романенко. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России,выбывших из активного сельскохозяйственного оборота. 2008

Еще по теме Дифференцированное использование земель, выбывших из сельскохозяйственного оборота, и рациональное землепользование в сельскохозяйственном производстве России:

  1. Г. А. Романенко. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России,выбывших из активного сельскохозяйственного оборота, 2008
  2. ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТОРФЯНЫХ ПОЧВЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПРИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ А. С. Моторин, Ю. В. Сивков
  3. ОПЫЛЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР
  4. 1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
  5. Система управления и рационального использования ресурсов сайгаков
  6. СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ МЕЛИОРАЦИИ БОЛОТДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
  7. 15.2. СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ СОДЕРЖАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПТИЦЫ
  8. ПРОФИЛАКТИКА БЕСПЛОДИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
  9. ПРОФИЛАКТИКА БЕСПЛОДИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
  10. Транспирация и урожайность сельскохозяйственных растений
  11. О РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И СОХРАНЕНИИ БОЛОТИ ЗАБОЛОЧЕННЫХ ЛЕСОВ КАМЧАТКИ В XXI ВЕКЕ
  12. ГИГИЕНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПТИЦЫ
  13. ПОЛЕВЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МЕДОНОСЫ
  14. ОСНОВЫ этологии СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ животных
  15. ОСНОВЫ этологии СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ животных
  16. УДОБРЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР
  17. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОДЕ, ВОДОСНАБЖЕНИЮ И ПОЕНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
  18. 4.9. РЕЖИМ И ТЕХНИКА ПОЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦЫ
  19. Определение сроков беременности у крупных сельскохозяйственных животных.