<<
>>

Совершенствование нормативно-правового обеспечения сохранения ценных продуктивных земель в активном сельскохозяйственном обороте

Одним из слабых мест в экономике страны является организация использования и охраны сельскохозяйственных земель. На сегодняшний день на сельскохозяйственных землях пока еще отсутствует надлежащее регулирование оборота земельных долей.

Законодательная база, регламентирующая деятельность государственных органов по контролю за экологическим состоянием, охраной и рациональным использованием земельных ресурсов и почв, призванная предотвращать выбывание ценных земель из активного сельскохозяйственного оборота, обеспечивать осуществление мер по их возврату в сельскохозяйственное производство или консервации, представлена довольно большим пакетом федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных актов (всего более 40 документов).

Вместе с тем остается еще много нерешенных вопросов, нормативных актов, требующих совершенствования и детализации их содержания. На уровне действующих нормативноправовых и методических документов до сих пор не закреплено требование учета в земельно-кадастровой документации конкретного перечня показателей, характеризующих экологохозяйственное состояние разных категорий земель (в первую очередь, наиболее ценных сельскохозяйственного назначения) и определяющих природоохранные ограничения землепользования.

В то же время зарастание пашни естественной растительностью с экологической точки зрения — явление положительное, ведущее к восстановлению плодородия почв, в земельном законодательстве однозначно рассматривается как ненадлежащее использование или даже порча.

В России все наиболее плодородные почвы интенсивно распаханы. Распаханность предельно высокая (в среднем почти в 2 раза выше, чем в такой густонаселенной стране, как Германия). Повсеместная распаханность не всегда оправдана с экономических и экологических позиций, так как не гарантирует в силу общей засушливости территории стабильного высокого урожая и вместе с тем является одной из главных причин деградации почвенного покрова (в частности, развития дефляционных процессов).

Применительно к этим территориям использование пашни в новых экономических условиях и критической экологической ситуации требует более гибкого и строгого применения земельного законодательства, его совершенствования с позиций экологических требований. Контроль за использованием земель должен строиться с учетом не только системы нормативных требований к состоянию земельных ресурсов, но также и нормативов предельно допустимых нагрузок на экосистемы, которые в законодательстве отсутствуют.

В качестве первоочередных задач по решению рассматриваемой проблемы в настоящее время следует назвать осуществление агроэкологической оценки земель сельскохозяйственного назначения, выбывших из оборота, землеустроительное сопровождение консервации малопродуктивных и техногенно-загрязненных сельскохозяйственных угодий.

В современном земельном законодательстве недостаточно проработаны вопросы обеспечения экологически безопасного землеустройства и землепользования. Например, за преступления, связанные с уничтожением, нередко полным, почвенного покрова в результате непринятия мер по защите его от эрозии, дефляции или приведения в негодность из-за вторичного засоления, переувлажнения, заболачивания и т.п. Уголовный кодекс РФ никаких наказаний не предусматривает.

В земельном законодательстве должен найти отражение механизм экономического стимулирования, прежде всего через льготное земельное налогообложение экологически безопасного, рационального использования и охраны земельных ресурсов, а также должно поощряться интенсивное использование сельскохозяйственных угодий с получением максимального выхода продукции с единицы площади и сохранением (увеличением) почвенного плодородия. Это позволит сохранить ценные для сельскохозяйственного производства земли и вывести из оборота малопродуктивные земли и земли, нуждающиеся в улучшении, для их консервации и осуществления мелиоративных мероприятий. Такая практика существует во многих странах мира, в частности в США, когда государство компенсирует частично или полностью расходы, связанные с консервацией деградированных земель и упущенной выгодой. Все эти сложные проблемы должны найти свое решение при подготовке новых законодательных, нормативных актов.

В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствуют налоговые льготы в отношении земель, консервируемых в связи со значительным ухудшением их качественного состояния из-за развития негативных процессов и явлений (эрозии, дефляции, вторичное засоление, переувлажнения, заболачивания и др.).

Решение перечисленных выше проблем правового регулирования контроля за экологическим состоянием, охраной и рациональным использованием земельных ресурсов и почв позволит предотвратить дальнейшее неоправданное выбытие земель из сельскохозяйственного оборота, остановить их деградацию, обеспечить продовольственную безопасность страны.

Для повышения эффективности сельскохозяйственного землепользования предлагается следующая программа действий: Обеспечить разработку и принятие законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений, организации использования и охраны земель: «Об основах земельной политики», «Об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд», «О рынке земель», «Об использовании и охране земель государственной собственности», «О государственном мониторинге земель», «Об оценке земель», «Об охране почв», «Об использовании средств от земельных платежей». Провести новую оценку сельскохозяйственных земель с учетом рыночных факторов для обоснованного отражения земли в составе национального богатства страны, при землеустройстве, экономических обоснованиях. Осуществить разработку, утверждение и реализацию мероприятий по землеустройству сельских территорий и сельскохозяйственных землепользователей. Осуществить разработку и реализацию мероприятий по восстановлению и использования мелиорированных земель. Разработать и законодательно закрепить новую систему земельных платежей, в основу которой положить дифференцированный земельный налог в зависимости от рентообразующих факторов (природное плодородие, удобство обработки земель, уровень развития инфраструктуры территории, расстояние от рынков сбыта продукции). Усовершенствовать систему управления в сфере земельных отношений и в сфере использования земель и охраны почв.

Созданной в составе Министерства сельского хозяйства России земельной службе поручить организацию:

нормативно-правового обеспечения рационального сельскохозяйственного землепользования и охраны почв;

формирование и реализацию государственных и региональных программ использования сельскохозяйственных земель;

оценку качественного состояния земель и контроль за деятельностью землепользователей по поддержанию стандартов качества земель;

проведение государственной агрохимической паспортизации сельскохозяйственных земель;

проведение комплекса работ по консервации малопродуктивных и загрязненных земель, противоэрозионной защите сельскохозяйственных земель, рекультивации нарушенных земель;

научный контроль за образовательным и кадровым обеспечением рационального сельскохозяйственного землепользования и охраны почв. Обеспечить создание и развитие системы постоянного мониторинга за состоянием сельскохозяйственных земель. Обеспечить при активном участии государства формирование сети земельных ипотечных банков и создание структур российской земельной биржи. Восстановить на региональном уровне государственные (государственно-частные) проектно-изыскательские институты по землеустройству и использованию земельных ресурсов.

Вместе с тем необходимо скорректировать методы, формы и способы государственного регулирования в области землепользования. Следует передать значительную часть функций и полномочий от федеральных государственных структур в ведение местных органов власти, а также организаций и объединений землепользователей. В конечном счете это позволит постепенно восстановить взаимное доверие государства, бизнеса, общества, граждан. Принимая на себя функции в области землепользования, местные органы власти, организации и объединения землепользователей обязаны соответствовать новым, гораздо более высоким требованиям профессионального, социального и нравственного порядка.

<< | >>
Источник: Г. А. Романенко. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России,выбывших из активного сельскохозяйственного оборота. 2008

Еще по теме Совершенствование нормативно-правового обеспечения сохранения ценных продуктивных земель в активном сельскохозяйственном обороте:

  1. Г. А. Романенко. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России,выбывших из активного сельскохозяйственного оборота, 2008
  2. Правовые проблемы строительных проектов
  3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ АГРОТЕХНОЛОГИЙ
  4. 15.4. ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНЫ ПТИЦЫ РАЗНЫХ ВИДОВ И НАПРАВЛЕНИЙ ПРОДУКТИВНОСТИ 15.4.1. КУРЫ ЯИЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ
  5. 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ГИБРИДОВ КУКУРУЗЫ
  6. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  7. v              ВЛИЯНИЕ              ОГРАНИЧЕНИЯ ТРОФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧИНОК
  8. Рекультивация нарушенных земель
  9. НЕОБХОДИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
  10. РОЛЬ ЗООПАРКОВ В СОХРАНЕНИИ РЕДКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ