<<
>>

МАСТИГОФОРОЗЫ Су-ауру (сурра)

  Трансмиссивная болезнь верблюдов и реже лошадей, ослов и собак, проявляющаяся лихорадкой, отеками, увеличением лимфатических узлов, нервными явлениями, вызываемая простейшими семейства Trypanosomidae.

Возбудитель. Trypanosoma evansi (Tr. ninaekohljakimovi) по своим морфологическим признакам похожа на другие виды трипаносом. Ее размеры (20,9...32,0)х (1,4...2,8) мкм (рис. 128). Она локализуется в плазме крови, лимфатических узлах, нервной системе, размножается продольным делением на 2 или 4 и, возможно, 6 дочерних особей.

Эпизоотологические данные. Суррой в основном болеют верблюды, лошади и собаки. У крупного рогатого скота, буйволов, ослlt;ав, свиней, коз и овец клинические признаки выражены слабо, и эти животные часто являются резервуарными хозяевами.

К болезни восприимчивы мыши, крысы, морские свинки, кошки и кролики. Носителями возбудителя сурры являются многие дикие животные (волки, шакалы и др.), что позволяет Рис. 128. Trypanosoma evansi:              считать ЭТО заболевание ПрИ-

1 — кинетопласт; 2 — ядро; 3 — жгутик; 4 — рОДНО-ОЧаГОВЫМ.

волнообразная перепонка              Передача возбудителя от

больных животных здоровым происходит механическим путем через слепней и мух-жигалок. Заражение возможно и при использовании нестерильных хирургических и акушерских инструментов. Сезонность заболевания связана с наличием лёта переносчиков, поэтому вспышки энзоотий регистрируют в основном летом и осенью. Но поскольку болезнь часто протекает хронически, то она может быть зарегистрирована и в другое время года. Собаки как источник заражения насекомых значения не имеют. Хищники, как правило, заражаются при поедании мяса инвазированного животного.

Сурра широко встречается в странах Северной Африки, Азии, Латинской Америки.

В странах СНГ заболевание регистрируется на территории республик Средней Азии, в Казахстане, Азербайджане, а также в отдельных областях и автономных республиках Российской Федерации.

Патогенез и иммунитет. Трипаносомы размножаются в слизистой оболочке половых органов, в крови их обнаруживают очень редко. Паразиты вырабатывают токсин (трипанотоксин), вызывающий поражение неравной системы, в результате которого и наблюдаются соответствующие клинические признаки — парезы и параличи. Не исключена и иммунопатологическая природа многих нарушений в центральной и периферической нервной системе, в том числе и демиелинизация нервного волокна. В критических случаях преобладают явления хронического васкулита и тяжелые формы менингоэнцефалитов при малой паразитемии, что подтверждает не прямое токсическое воздействие на ткань, а развившуюся реакцию антиген — антитело.

Симптомы болезни. У верблюдов течение болезни в основном

хроническое, реже подострое и острое. Инкубационный период длится 1—3 нед.

При остром течении болезни характерны перемежающаяся лихорадка, пониженный аппетит, быстрая утомляемость, отеки конечностей и живота. Лимфатические узлы увеличены, иногда наблюдают'приступы возбуждения, истечения из носа, конъюнктивит, понос. Животные погибают во время приступа лихорадки, сопровождающейся одышкой и судорогами.

При хроническом течении болезни наблюдаются повышение температуры тела, быстрая утомляемость, увеличение нижнешейных лимфатических узлов, отеки век, губ, подгрудка, кератиты, желтушность, анемия, резкое истощение, горбы лежат, как складки кожи. Характерны взъерошенность и тусклость шерсти, нарушение работы желудочно-кишечного канала, наблюдается также угнетение или возбуждение (стремление двигаться вперед), затем наступают парезы и параличи, животные больше лежат. Уменьшается число эритроцитов, снижается содержание гемоглобина, увеличивается СОЭ. Признаки болезни непостоянны, они исчезают на несколько дней, затем появляются вновь в более выраженной форме.

Аборты обычно происходят на 5—7-м месяце беременности. Без лечения животные гибнут через 10—18 мес. При остром течении болезни клинические признаки нарастают быстрее и гибель животного может наступить в течение месяца.

Молодые верблюды обычно болеют в хронической форме и часто бессимптомно, но, являясь паразитоносителями, могут заражать других восприимчивых животных.

Клинические признаки у лошадей при сурре также очень разнообразны. Наиболее характерными при хроническом течении являются следующие: интермиттирующий тип лихорадки, быстрая утомляемость, отеки губ, щек, подчелюстного пространства, век, половых органов, подгрудка, конечностей. Наблюдаются желтуха, анемия, резкое исхудание, взъерошенность шерсти, конъюнктивит, кератит, ирит, иногда поражение кожи (экзема, крапивница), увеличение подчелюстных лимфатических узлов, снижение аппетита, анемия, угнетение (может сменяться возбуждением), затем парезы и параличи зада. Исход болезни обычно такой же, как и при сурре верблюдов.

У ослов клинические признаки болезни выражены слабо, и большинство их выздоравливает.

Патологоанатомические изменения. При сурре они неспецифичны. Труп истощен. Слизистые и серозные оболочки анемичны. Лимфоузлы и селезенка увеличены. В разных участках тела видны отеки. На внутренних органах кровоизлияния. Сердце дряблое, на эпи- и эндокарде кровоизлияния. Слизистая кишечника набухшая, местами кровоизлияния.

Диагностика. Диагноз ставят на основании комплексных исследований, включающих данные эпизоотологии, клинические признаки, патологоанатомические изменения, микроскопию мазков крови и серологические реакции (у лошадей и собак — РСК с антигеном для диагностики случной болезни и РИФ, у верблюдов — формалиновую пробу). Для диагностики сурры верблюдов разработаны РА, НРГА и ферментный иммуносорбентный метод ELISA, но широкого применения они пока не получили.

Лечение. Применяют внутривенно наганин (сурамин, антрипол, наганол, моранил, германии, байер-205, бельганил): лошадям и собакам в дозе 10—15 мг/кг, верблюдам — 30 мг/кг.

Верблюдам и собакам наганин вводят повторно через 10 дней. Препарат вводят в виде 10%-ного водного раствора. В случае рецидивов или установления наганиноустойчивости для лечения используют азидин (бере- нил, батризин, диминазена ацетурат) в виде 7%-ного раствора на 5%-ном растворе глюкозы (для лошадей) в дозе 3,5 мг/кг внутримышечно двукратно с интервалом 24 ч.

Применяют также комплексное лечение азидином и наганином. При многократном введении одного и того же препарата в течение длительного времени, а также при введении его в заниженных дозах появляется устойчивость паразитов к препаратам.

Наганиноустойчивые трипаносомы менее вирулентны и при заражении восприимчивых животных вызывают у них трудно диагностируемую стертую клиническую картину болезни при большой концентрации возбудителя в периферической крови. Такие животные опасны для восприимчивого молодняка.

Профилактика и меры борьбы. В период лёта кровососущих насекомых животных защищают, опрыскивая их инсектицидами или репеллентами. Переболевших животных содержат изолированно от общего стада в течение 6 мес. Через 4,5 и 6 мес их подвергают клиническому и серологическому обследованию. При обнаружении трипаносом или высокого титра антител животных повторно лечат. В местностях, неблагополучных по сурре, ежегодно 3 раза в год обследуют всех восприимчивых животных. Обнаруженных больных животных лечат. Мясо от них используют для кормления плотоядных только после проварки. Нельзя скармливать собакам, кошкам и другим плотоядным трупы павших от сурры животных.

<< | >>
Источник: М. Ш. Акбаев, А. А. Водянов, Н. Е. Косминков и др. Паразитология и инвазионные болезни животных/ М. Ш. Акбаев, А. А. Водянов, Н. Е. Косминков и др.; под ред. М. Ш. Акбаева. — М.: Колос,1998. — 743 с.: ил.. 1998

Еще по теме МАСТИГОФОРОЗЫ Су-ауру (сурра):

  1.    Су-ауру
  2. Мастигофорозы
  3. Мастигофорозы
  4. МАСТИГОФОРОЗЫ
  5. МАСТИГОФОРОЗЫ Систематика, морфология и биология жгутиковых
  6. МАСТИГОФОРОЗЫ Трихомоноз свиней
  7. Протозоозы
  8. Протозоозы
  9. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
  10. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  11. Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
  12. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
  13. Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..