<<
>>

Садовые и полевые методы Хольцера

Основные принципы пермакультуры и агролесного хозяйства по Хольцеру:

не существует сорняков, вредителей, неудобиц; только люди, не способные понять мироздание и природу, борются с ней; чрезмерная популяция растений и животных, «сорняков» и вредителей происходит тогда, когда человек неверно управляет.

Сверху растут овощи: картошка, топинамбур, редиска, морковка и т. д

Высокая холмистая гряда. Организмы, живущие внутри гряды, обеспечивают почву удобрениями и теплом.

Дождевые'

alt="" />

и воду, под надзором бабушек и дедушек, в специально созданном для этого пространстве.

В этой Стране дети должны построить крепость, играть в песке, строить дома на деревьях, под ивами, построить туннель, заложить маленькие гряды, овощные огороды. Также можно было бы подключить и животных, чтобы молодые люди могли набираться с ними опыта. Так дети могут познавать природу позитивным способом.

Это соответствует закону сотворения — внести свой опыт в круговорот природы. Я думаю, что бабушки и дедушки чувствуют это, а имея такую возможность, они охотно передадут свой опыт.

Как это интересно, слушать или повторять что-либо, я часто испытывал в своём детстве. О, любопытный мальчик, он слушает глазами и ртом! — говорила моя

мама.

Я сам с удовольствием слушал взрослых, и многому научился из их разговоров.

В этой Стране естественных природных ощущений, в уже подготовленных крестьянских домах или в других имеющихся зданиях, могла бы осуществляться полноценная жизнь.

Своего рода жилой дом для детей и пожилых мог бы заменить одновременно детский сад и дом престарелых, причём бабушки и дедушки преподавали бы своим внукам теорию и практику обращения с жизнью и природой. Родители между тем могли бы обрабатывать в этом парке находящуюся в их распоряжении пермакультуру или выполнять другие работы.

Они могут принимать участие в воспитании детей столько, сколько хотят. Цель этого по возможности — не изолировать поколения. Для детей очень важны переживания успеха, а также «заземление» — через землю, контакт с природой и отношения с предками.

Это была бы полноценная система, которая функционирует и на практике. Люди, выросшие так, были бы самостоятельными, имеющими практический опыт и самодостаточными. Ясно одно — мир начинается с собственной семьи.

К сожалению, обращение с животными заставляет желать лучшего. Сель- хозработников всячески направляют к специализации, а следовательно, на массовое содержание скота. Последствия достаточно известны: цена на продукт падает, животные страдают в тесных помещениях, из-за противоестественных условий содержания и кормления, человек грубеет и становится, массово, живодёром. Но, в конце концов, человек сам себя и наказывает. Это же не может быть содержанием и смыслом жизни! Продукты, производимые таким способом, не являются продуктами для жизни, в лучшем случае — неполноценные, от замученных творений.

Пермакультуре необходима многоплановость. Здесь существует симбиоз ореха, киви, винограда, хмеля, лаконоса, хрена и козельца.

Что такое хозяйствование не может являться для крестьянина радостным содержанием его жизни, должен почувствовать каждый, кто имеет в себе хотя бы ещё искорку природной интуиции.

Только та работа, которая совершается с радостью и из внутреннего побуждения, приводит к успеху. По ощущениям — это и не работа вовсе, а, скорее, содержание и смысл жизни.

Человек, который заблудился, должен сам найти дорогу назад. Это было бы ошибкой: верить в то, что его заберут оттуда.

Также в Африке, в Южной и Центральной Америке в огромных количествах держат и откармливают скот. Для этого там, о чём ещё будет сказано позже, выкорчёвываются девственные и тропические леса, на месте которых, с огромными затратами, строятся оросительные сооружения для интенсивного животноводства. Животные, то есть их мясо, экспортируется большей частью в США и Европу, в то время, когда люди на окраинах больших городов голодают и прозябают. Эти безответственные, ошибочные действия, управляемые политикой и экономикой, невозможно так быстро убрать. Но мы можем на них реагировать.

С демпинговой регулировкой цен мы не можем тягаться. Кто это поймёт, может быть, вернётся к ответственной обработке земли и содержанию животных. Средства, которые выделяются Евросоюзом, должны, по моему мнению, применяться в этой области. Важно применять деньги не для специализации и интенсификации, а для консолидации, экстенсивности и экологичности. Это привело бы к оздоровлению нашей альпийской местности и к большей независимости крестьянских хозяйств.

Поэтому я хотел бы создать в Стране естественных природных ощущений своеобразный Ноев ковчег многообразия. Животные различных старых и находящихся под угрозой исчезновения домашних рас, а также старые культурные растения должны вновь обрести своё место в соответствующих биотопах. Параллельно этому можно было бы возродить потерянные знания о правильном применении продуктов и их целебных средств. Питание должно стать наконец- то лучшей медициной для человека.

Пока имеются соответствующие учителя — пожилые, опытные крестьяне, могли бы передаваться и таким образом сохраниться старые техники труда, например: как молоть муку на хлеб на водяной мельнице, мять и обрабатывать волокна льна, приготавливать костную мазь и многосторонне её применять, обрабатывать зерно, выпекать хлеб в печи, работать в коптильне, а также старые способы консервирования и т. д. Для меня именно этот пункт является очень важным.

Для этого были созданы, в первой части экологической деревни Краме- терхофа, соответствующие сооружения. Коптильня, приспособления для обработки льна, построена большая печь, а водяная мельница и сооружения для отжима льняного масла строятся.

Для того, чтобы произведённые старинными методами, облагороженные продукты, а также фрукты и овощи могли соответственно храниться, были подстроены к жилым помещениям земляные и каменные погреба.

В Стране естественных природных ощущений должна сохраниться и развиться пермакультура. Дети и старики должны иметь возможность питаться в этих садах разнообразия, собирать урожай и познавать природу. В этой форме сельского хозяйства могли бы и горожане учиться понимать природу и собирать продукты питания.

20 лет назад я бы посчитал эту мысль невозможной. Сейчас же я думаю иначе.

Это произошло, конечно же, не с сегодня на завтра, здесь тоже были необходимы рост и постепенное развитие. Где, кроме супермаркета, людям сегодня разрешено собирать плоды? Эта возможность, в лучшем случае, есть ещё на плантациях монокультуры клубники или малины.

Даже в виноградниках Бургенланда или Южного Тироля самому нельзя собирать фрукты и виноград. Его там предлагают, но только в киосках. Почему не разрешить покупателю самому его собирать? Почему крестьянин должен входить в зависимость от товариществ, если он может найти другие возможности? Что управляется кооперативами, подпадает под постоянное давление цен и большую конкуренцию. Это, собственно говоря, противоречит положению свободного крестьянина.

Сад многообразия, в котором можно собирать урожай самому, от овощей до ягод и от целебных трав до цветов, напротив, предлагает многостороннюю возможность использования его на долгое время. Саженцы и фрукты могли бы продаваться, дополнительно можно заложить сад для обучения и осмотра, приносящий постоянно доход, без химии и искусственных удобрений. Продукты из такого сада имеют более высокое качество для здоровья по сравнению с традиционными товарами.

С таким способом хозяйствования крестьянин имел бы несколько точек опоры. Монокультура, напротив, не может существовать без дотаций.

При закладке культур необходимо предусматривать различные биотопы и тип почвы. В Краметерхофе между самой низкой и высокой точкой разница в высоте — 400 м. Вишня и черешня в долине созревают в середине июня, а на высоте 1500 м — в конце сентября. Это даёт возможность на протяжении трёх месяцев иметь урожай вишни и черешни. Этот эффект можно ещё усилить ранними и поздними сортами.

Везде, где предоставляются такие естественные возможности, необходимо ими пользоваться. Глупый человек не видит этих чудес природы, и самое большее, что он делает — жалуется.

Для природы Лунгау есть ещё много дополнительных возможностей. Люди, которые тоскуют по земле, охотно согласятся взять в аренду маленькие

площади. Горожане могли бы на этих участках заложить маленькие сады или попробовать разводить полезных животных.

Если захватить дух у детей, то они и родителей потянут за собой. Поэтому стоит организовать такую деятельность для детей, чтобы их смотивировать. Важно, чтобы дети воспитывали родителей, и чтобы родители не избаловали своих детей.

Также отдельные деревья могли бы арендоваться на короткий или длительный промежуток времени. В таких, децентрализованных, садах люди могли бы восстановиться и по-новому жить друг с другом. Маленькие группы связанных с природой людей смогли бы здесь обмениваться мыслями и развивать новые идеи. Это привело бы к так называемому эффекту снежного кома.

В системе, где люди, растения и животные живут в согласии друг с другом, должно и обращение с животными становиться более дружелюбным. Чтобы животные чувствовали себя хорошо и имели надлежащий уход, я предлагаю платить ветеринару только за каждое здоровое животное. Больные животные должны приносить ему убыток. Чтобы эта система приносила пользу, необходимы интенсивная совместная работа между крестьянами и ветеринаром, а также, насколько это возможно, здоровый и надлежащий уход за животными. Ветеринар должен быть больше консультантом и меньше (только в критических случаях) выступать в роли врача. Система его гонорара должна устанавливаться дифференцированно.

При традиционной системе: корова больна — крестьянин в убытке, а врач — в прибыли. В новой системе, был бы крестьянин здоров, корова здорова, и врач мог бы гордиться своей здоровой общиной.

Ветеринар доктор Трокнер в Тамсвеге прореагировал на моё такое предложение удивлением, а после обсуждения во Врачебно-Ветеринарной Палате принял его позитивно.

Подобная система и в области обслуживания людей была бы достойна того, чтобы её добиваться.

Ухаживающие за участками могут на протяжении года заниматься следующими работами — зимой: подъём на гору саночников и лыжников лошадьми; скийоринг на лошадях по лесным дорогам; использование воды для строительства скульптур из льда и скалолазание по льду; финская сауна на дровах; строительство иглу; катание на санках с гор;

ходьба на лыжах; катание на коньках, метание айсштоков по льду.

летом: посещение семинаров, изучение старинных рабочих техник; экскурсии в садах и в мир животных; освоение непродуктивных площадей, к примеру, горных и болотистых местностей; курсы гомеопатии, целительство, кинезиология, шаманство, лечение людей и животных растениями, аутогенная тренировка; передача позитивных перспектив на будущее.

Я стараюсь интенсивно, на протяжении уже нескольких лет, развивать проект «Страна естественных природных ощущений в Лунгау». Первая часть экодеревня Краметерхофа, уже достаточно хорошо процветает, планируется обустройство соседних земель. Со стороны администрации требуются многочисленные необходимые разрешения, и налагаются обязательства, так что, пока всё уладится, пройдёт много времени. В этом проекте должны будут участвовать около 20 фермерских хозяйств, связанных между собой окружной дорогой длиной примерно 30 км.

<< | >>
Источник: Хольцер Зепп. Аграрий-революционер ; Пер. с нем. Э.А. Шек. — Орёл : С. В. Зенина. — 176 с.. 2008

Еще по теме Садовые и полевые методы Хольцера:

  1. Методы изучения шмелей на фуражировочном участке: полевые методы исследования экологии и этологии шмелей
  2. Лопата и садовые вилы
  3. Дикорастущие и садовые растения
  4. Глава 9 КАЛЕНДАРЬ САДОВЫХ РАБОТ
  5. Хольцер об опеке крестьян
  6. Хольцер об избежании конкуренции
  7. Диалог Хольцера с растениями
  8. Наша поездка к Зеппу Хольцеру
  9. Аграрий-революционер — как я вижу Зеппа Хольцера (Бернд Лёч)
  10. Полевые испытания
  11. АГРОТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПОЛЕВЫХ РАБОТ
  12. Хольцер Зепп. Аграрий-революционер ;              Пер.              с              нем. Э.              А. Шек. — Орёл : С. В. Зенина. — 176 с., 2008