<<
>>

Собаки

Происхождение собак. В свое время Дарвин, а за ним и другие исследователи второй половины прошлого столетия считали доказанным, что многочисленные породы домашних собак происходят по крайней мере от двух диких видов и что их предками были различные подвиды волка и шакала.

Впоследствии путем скрещивания и в результате переселения отдельных народностей потомки одомашненных волков и шакалов образовали новую форму — домашнюю собаку. Видовое единство всех многообразных собачьих пород ясно проявляется в период собачьих свадеб, конга за одной сукой следует целая свита ктоелей самых различных мастей— и крупных, и мелких, и мохнатых, и гладкошерстных, и с висячими, и с торчащими ушами. Вместе с тем некоторые исследователи находили у одних пород несомненную близость к волкам, а у других улавливали признаки, сближающие их с шакалами.

Однако в новейшее время вопрос о происхождении собак стал спорным: на основе некоторых деталей в строении черепа многие исследователи исключают шакала из числа предков домашней собаки, считая родоначальниками всех собачьих пород только различные местные подвиды волка. Но едва ли можно принять это положение в категорической форме. Советский зоолог А. А. Браун ер на доставленных ему из глухих марийских деревень Кировской области черепах собак обнаружил ряд шакальих признаков.

Как же произошло одомашнивание собаки? Археологические находки свидетельствуют о том, что одомашнивание собаки относится к глубокой доисторической древности; о том же говорит и давнее распространение собачьих пород у народностей, населяющих различные страны земного шара. Конечно, первобытному охотнику случалось находить молодые волчьи выводки. Убив волчицу, он без труда мог овладеть ее детенышами и забрать их с собой хотя бы просто для забавы. В некоторых случаях прирученные волчата могли оказаться полезными человеку помощниками для охоты и для охраны жплья, а их потомство с детства привыкало к человеку и жило рядом с ним.

С другой стороны, некоторые дикие виды собачьего рода, как, например, наши южные шакалы, промышляют себе поживу у самого человеческого жилья. При их назойливости они, так сказать, сами набивались в сожители к человеку; поэтому возможно, что в давние времена их хорошее чутье, быстрый и неутомимый бег, помогавшие им находить добычу и овладевать ею, заставили первобытного охотника присматриваться к этим хищникам и следить за ними, чтобы в свою очередь воспользоваться частью их добычи.

И волки и шакалы держатся стаями, а на целом ряде примеров мы можем видеть, что стадные и стайные животные сравнительно легко приручаются: они по своей природе более общительны, и в естественных условиях для них оказалась полезной наследственная потребность подчиняться более опытному и сильному вожаку, роль которого и берет на себя человек. Более неуживчивых пленников человек должеп был уничтожать уже в целях самозащиты, чем было положено начало искусственно-

viy отбору, превратившему потомство прирученных хищников в домашнюю собаку.

Кости одомашненных собак были обнаружены археологами среди пищевых отбросов древнего человека. .Здесь на них оказались следы нарезок, сделанных каменными орудиями; многие кости были расколоты вдоль, чтобы можно было добраться до костного мозга. Из этого можно заключить, что собака служила первобытному охотнику н пищей наравне с добываемой на охоте дичью. Других животных около себя человек тогда еще не имел, поэтому не удивительно, что первое одомашненное животное было использовано и ради мяса.

Но с чего бы ни началось использование человеком собаки, во всяком случае твердо установлено, что собака была первым животным, которое одомашнил человек* Поэтому одомашнивание собаки имело огромное значение для развития человеческой культуры. В этом смысле справедливо выражение, гласящее* что «собака вывела человека в люди».

Собака в одомашненном состоянии. Ископаемые остатки показывают, что еще в каменном веке у первобытных народов Европы и Северной Азип было^ уже несколько пород собак.

В дальнейшем собаки в домашнем состоянии подвергались гораздо более значительным изменениям и образовали множество самых разнообразных пород, иногда уже до неузнаваемости отклонившихся по своим признакам от диких родоначальных форм. Различия выражаются в общих пропорциях тела, в характере и окраске шерстного покрова, в форме ушей (у диких псовых никогда не бывает висящих ушей, очевидно, в связи с более важным для них значением слуха).

В широчайших пределах колеблются размеры взрослых животных различных пород: есть крошечные комнатные собачки весом в 1,5—2 кг и есть псы, достигающие 60 кг веса, то есть в 25—30 раз тяжелее первых (волки весят 30—40 кг).

Собачий лай. Однако при всем многообразии внешних форм, мастей и размеров у собак появилась одна общая особенность, которую собаки приобрели уже в одомашненном состоянии, — это с о б а - ч и й л а й. Их дикпе родичи не лают, а воют, и только в завывании шакалов временами слышатся тявкающие или лающие звуки. Таким образом, именно лай в той или иной тональности (тонкий и визгливый у мелких собак, басистый у крупных) оказывается общим признаком для домашних собак любой породы.

Разгадывая связь между одомашниванием собаки и ее лаем, можно высказать предположение, что эта новая звуковая сигнализация представляет собой нечто вроде слабого несовершенного намека на вторую сигнальную систему, в которой, не в пример другим животным, собаки ощутили потребность, когда они были искусственно включены в человеческое общежитие — включены не в качестве безответной скотины, от которой требуется только материальная продукция (мясо, молоко, шкура) или физическая сила, а в качестве активных сотрудников человека при совместной охоте, защите от врагов и охране жилья и имущества. Недаром в собачьем лае мы различаем разнообразные оттенки, значительно обогащающие язык собак по сравнению с их дикими родичами. Мы хорошо распознаем лай злобный и лай, которым наши псы приветствуют своих двуногих или четвероногих друзей, ясно отличаем радостный, заливистый лай от унылого тявканья скучающей собаки, мы знаем лай, которым по ночам перекликаются псы, занявшие! свои сторожевые посты.

А у авторов прошлого столетия, писавших о псовой охоте, мы читаем о целой гамме оттенков в голосах гончих, преследующих зверя, по которым опытное ухо охотника узнает о том, как обстоит дело в данный момент. Любопытно, что дикие (одичавшие?) собаки Австралии динго не лают, но попав в неволю к человеку, начинают овладевать этим средством общения.

«Пережитки прошлого» в поведении собак. С другой стороны, уже в качестве «пережитков прошлого» мы встречаем у домашних собак и некоторые потерявшие свое былое значение врожденные рефлексы. Сюда относится, вотпервых, своеобразная «собачья почта», о происхождении которой уже была речь при сравнении поведения кошки п собаки (стр. 208). Во-вто- рых, сюда же можно отнести н хорошо

нам знакомую повадку собак, когда они, прежде чем улечься спать даже на совершенно ровном месте (например, на гладком полу), сначала раза два-три поворачиваются на месте, как будто для того, чтобы примять почву для своего ложа и вдобавок удобнее уложить свой хвост (нередко далеко не пушистый или даже обрубленный!). Один немецкий популяризатор назвал такое потерявшее смысл поведение у собак их бюрократизмом — аналогия, по лишенная остроумия, но, конечно, по существу совершенно неправильная, ибо бюрократизм есть явление социального порядка, с которым следует вести борьбу, а вовсе ие врожденный рефлекс человека.

alt="" /> Наконец, у собак встречается еще одна своеобразная повадка, удивляющая и раздражающая их владельцев: найдя где-нибудь разлагающуюся падаль, собаки обыкновенно не упускают случая поваляться на ней и таким способом «надушить» свою шерсть. Такая реакция на запах и вид падали становится понятной в свете происхождения собак от волков и шакалов, которым нередко ириходится кормиться падалью. Оставляя на месте недоеденный труп, насытившийся хищник уноспт его запах в своей шерсти. Когда он возвращается к своим, то его собратья по этому обонятельному сигналу узнают, что где-то поблизости находится пожива, и отправляются на поиски (некоторая аналогия с круговым танцем у ичел; см.

т. I, стр. 264).

Породы собак. Тонкое обоняние, чуткий слух, сильные и быстрые ноги, крепкие зубы и высокоразвитая психика — все эти качества были унаследованы собаками от их диких родоначальников; нм они были биологически необходимы в. связи с исторически сложившимися условиями их жизни. При разведении собачьих пород человек старался путем отбора сохранить и усовершенствовать то одно, то другое из этих полезных качеств, смотря по тому, для какой именно цели эти собаки предназначались: готовил ли он сторожа для дома или для стада, или же помощника для охоты за зверем или за пернатой дпчью, или, наконец, просто хотел получить такое живое существо, какое должно было служить ему для развлечения.

Рис. 369. Сибирская лайка.

Так, во внешности борзой собаки (рнс. ,              которая па охоте должна догонять и хватать зверя, в ее резвости и злобности получили свое высшее выражение качества быстроногого хищипка, хотя развитие этих качеств и пошло в ущерб развитию чутья и понятливости собаки. Для охоты с ружьем на пернатую дичь эти качества не подходят. Здесь особенно важное значение имеет умение собаки найти дичь и обратить на нее внимание охотни- ка-стрелка; поэтому тонкое чутье и стойка над дичью являются наиболее ценными качествами подружейной (птичьей) собаки. Стойка легавой собаки (рис. ,              сеттера и пойнтера есть как бы преувеличенное выражение той кратковременной остановки, которую делает каждый хищник, заметивший добычу и нацелившийся, прежде чем иа нее броситься (эту зачаточную форму стойки мы можем наблюдать на полевой прогулке и у обыкновенной дворняжки). Чутье у этих птичьих собак также развито лучше, чем у волков и шакалов, но слух менее тонок (висячие уши!), и самое животное менее выносливо и более изнеженно.

По своему назначению породы собак могут быть подразделены на три главные


группы: сторожевых, или служебных, охотничьих и комнатных.

Особую группу составляют ездовые собаки народностей Крайнего Севера — чукчей и эскимосов. Длинная и суровая зима не дает там возможности пользоваться для езды травоядными копытными животными, которые погибли бы там от бескормицы, тогда как собак можно кормить той же рыбной пищей, которой пользуются и их неприхотливые хозяева.

В нашей современной жизни наиболее важное значение имеют служебные собаки, применяемые для сторожевой и караульной службы, для целей уголовного розыска, для связной и санитарной службы в военное время и т. д. Особенно широко используются у нас сторожевые пастушьи собаки при пастьбе и охране совхозного и колхозного скота, особенно тысячных отар овец в степных, пустыцных и горных районах страны (восточноевропейские, южнорусские, среднеазиатские и кавказские овчарки), а ^а севере страны— оленегонные лайки. Для несения какой- либо специальной службы (охрана границ, военно-санитарная служба, уголовный розыск) применяются главным образом немецкие, или восточноевропейские, овчарки — крупные, гармонично сложен-» ные собаки с большими торчащими ушами, по внешности представляющие собой как бы облагороженную форму волка (рис. 368). Для подготовки к выполнению специальных функций молодых собак дрессируют в течение 2—6 месяцев, отбирая для этой цели экземпляры, отличающиеся особенно тонким чутьем, хорошим слухом, физической выносливостью и безотказным послушанием хозяину.

Из охотничьих собак важное народнохозяйственное значение имеют сибирские лайки — универсальные собаки для промысловой охоты на белку, куницу, соболя, а также на медведя, росомаху, на болотную и лесную (боровую) птицу. Это собаки небольших размеров, со стоячими ушами, заострепной мордой, густой шерстью и закрученным мохнатым хвостом (рис. 369).

Что касается уже упоминавшихся подружейных (птичьих) собак — короткошерстных легавых и длинношерстных сет

теров, то онн ценятся главным образом охотннками-любителямн.

В былые времена — в эпоху крупного помещичьего землевладения — была широко распространена псовая охота с гончими и с борзыми, которых целыми сворами выпускали для преследования волков, лисиц и зайцев, причем охотники следовали за ними верхом на лошадях. Применение гончих и борзых на псовой охоте неодинаково: гончие должны, отыскав зверя, гнать его голосом до тех пор, пока он не выйдет на охотника или не придет в полное изнеможение, тогда как на борзых возлагается задача поймать зверя и либо задушить его, либо удержать до прибытия охотника [XXXIV].

С падением крепостного права пришла в упадок и помещичья псовая охота; однако и в настоящее время у нас существуют питомники для разведения гончих и борзых, находящих применение в малонаселенных областях. Гончих используют главным образом при истреблении волков, а также для добывания лисиц, зайцев, ’барсуков, а борзых применяют для промысловой охоты в безлесных степных областях.

В современных условиях гончую собаку берут с собой охотники-любители, выходя в одиночку или небольшими группами (в 3—4 человека) за мелким зверем — за зайцами или лисами. Выследив зверя на лежке, собака поднимает и гонит его, все время подавая голос, по которому охотники определяют, в каком направлении бежит преследуемый зверь. Задача охотников заключается в том, чтобы найти в лесу такое место, где должен будет пройти зверь, и встретить его метким выстрелом [XXXV].

При разведении комнатных собачек из всех качеств, полезных для хищного животного, человеку понадобилась только их понятливость, а главное вни-

alt="" />

Рис. 371. Мотылек.

мание он обратил на то, чтобы подобрать животных с какими-либо своеобразными внешними особенностями — либо особенно мелких, либо обросших длинной, волочащейся по земле шерстью, или же, наоборот, совсем без шерсти и т. д. (рис. 370 и 371). В число комнатных собак нередко попадают и те породы, которые в свое время были выведены с другими целями. Кривоногие таксы первоначально применялись как норные собаки для охоты на лис и барсуков, так как склад их тела позволял им проникать в узкие норы этих зверей (их название взято с немецкого: Dachshund — барсучья собака). Для той же цели применялись на Западе и фокстерьеры (лисьи терьеры) — маленькие, но очень сильные и подвижные собаки, в начале текущего столетия сменившие прежних любимцев — ленивых п малоодаренных курносых мопсов, или мосек, которые современным поколениям известны только по крыловской басне «Слон и Моська» да по картинкам в иллюстрированных журналах прошлого столетия (рис. 372).

Вообще же распространение тех или иных комнатных пород зависит и от прихотей моды, и от социальных условий;


мелкие и изнеженные собачки, требующие заботливого ухода и в буржуазном обществе сдаваемые на попечение прислуги, едва ли имеют будущность в условиях нашего быта.

Болезни собак. Бывают случаи, когда самая верная и преданная собака может оказаться опасной для нашей жизни и здоровья. Во-первых, собака чаще других окружающих нас животных подвергается бешенству и является главным распространителем этой страшной болезни; во- вторых, собака может заразить своего хозяина опасным внутренним паразитом — эхинококком.

Признаки бешенства появляются обыкновенно через 3—6 недель после заражения и выражаются в изменении поведения животного: собака становится раздражительной, беспокойной, грызет и глотает различные несъедобные предметы (щепки, солому, шерсть), начинает бесцельно бегать, набрасываясь на встречных, голос изменяется, и вместо лая появляется хриплый вой. Через несколько дней животное погибает. Взбесившаяся или покусанная другими бешеными животными собака становится опасной для всех окружающих и должна быть немедленно убита.

До последних десятилетий прошлого века каждый человек, укушенный бешеным животным, был обречен на неминуемую и мучительную смерть. В 1885 году великий французский натуралист Луи Пастер разработал способ предохранительных прививок против бешенства, и теперь в наиболее крупных центрах имеются пастеровские станции, куда следует немедленно ехать для прививок в случае хотя бы самого незначительного укуса, причиненного взбесившимся или подозреваемым в бешенстве животным.

Об эхинококке и о той опасности, которую он представляет для человека, рассказано в первом томе (стр. 84).

<< | >>
Источник: Яхонтов А.А.. Зоология для учителя.Том 2.. 1970

Еще по теме Собаки:

  1. Кэйрин Фримен Дьюет, Джордж Дьюет. Собака - защитник дома и семьи (Охранные собаки - выбор и дрессировка), 1997
  2. Леон Ф. Уитни Психология собаки. Основы дрессировки собак ОБ АВТОРЕ
  3. Леон Ф. Уитни. Психология собаки. Основы дрессировки собак, 1999
  4. Собаки - сторожа
  5. Выставка собак
  6. Ханаанская собака
  7. Охотничьи собаки
  8. Чутье собак
  9. Чутьё собаки
  10. Собаки - газовщики
  11. Группируют собак...
  12. Выводка собак