Капустная тля
Общая картина повреждений. На листьях капусты и на побегах капустных семенников часто приходится видеть густые колонии капустной тли (рис. 218). На первый взгляд такая колония похожа на слой золы или пепла (отсюда в некоторых местностях капустную тлю называют «пепельницей»); присмотревшись, можно различить, что она состоит из множества мелких бескрылых насекомых, тело которых покрыто серым восковым налетом, предохраняющим их от дождевой воды или обильной росы (легко убедиться, что воск не смачивается водой и что вода с него скатывается); местами среди бескрылых тлей виднеются и крылатые особй.
Капустные листья, на которых расплодились тли, коробятся и бледнеют — кочан портится, а зараженные побеги становятся хилыми и не дают семян.
Жизненный цикл тлей. Изучение жизни тлей открывает своеобразные особенности в их способе размножения и в их взаимоотношениях с окружающей средой.
Весной тли выводятся из перезимовавших яичек, которые еще с осени были от
ложены крылатыми оплодотворенными самками на остающихся в грунте крестоцветных растениях — на сорняках, вроде сурепки и дикой редьки, на капустных кочерыгах. Выходящие из яичек молодые самки остаются бескрылыми и яичек не откладывают, а рождают готовых личинок, которые в свою очередь, достигнув зрелости, размножаются таким же способом (превращение у тлей неполное). Малоподвижные бескрылые тли остаются жить там, где они родились, и своими хоботками высасывают соки своего кормового растения; недостатка в пище они в это время не испытывают, и при таких условиях численность колоний, возникших из каких-нибудь 2—4 перезимовавших яичек, быстро увеличивается.
Но самой своеобразной особенностью, способствующей быстрому росту таких колоний, оказывается то, что все поколения тлей, которые развиваются весной и в первую половину лета, оказываются состоящими исключительно из одних только самок и что размножение у них происходит без всякого участия самцов (девственное размноже- н иet или партеногенез; см.
стр. 195).В середине лета среди бескрылых тлей начинают появляться и крылатые самки, которые при помощи ветра могут переселиться на новые, еще не поврежденные крестоцветные растения; таким именно образом попадают они и на подросшуюна огородах капусту. Способность производить в это время крылатых самок имеет для тлей очень важное приспособительное значение, так как дальнейшее разрастание колонии на прежнем месте могло бы привести зараженное растение к полному истощению и гибели, а вместе с ним должны были бы голодать и погибнуть и покрывающие его паразиты.
Переселившиеся на капусту крылатые самки дают начало новым поколениям, также образующим вскоре густые колонии; здесь также среди множества бескрылых самок появляются в небольшом числе и крылатые особи, способные переселиться на другие листья или на другие экземпляры растений. И наконец, только уже в самом конце лета (в сентябре) появляются крылатые самцы и крылатые самки, способные к спариванию; оплодотворенные осенние самки не рождают готовых личинок, а откладывают зимние яйца, которые способны переносить суровые морозы и на следующую весну дадут начало новым колониям бескрылых девственных тлей.
Значение смены поколений. Своеобразный цикл развития у тлей со сменой различных между собой поколений оказывается очень важным приспособлением к изменяющимся по сезонам условиям. Опыты показали, что при искусственном выведении тлей в теплицах в условиях благоприятной температуры и обилия пищи можно в течение нескольких лет получать одних только бескрылых девственных самок. Значит, появление крылатых самок, способных к расселению, связано с недостатком корма — с истощением пострадавших растений или с загрубением их побегов, а .появление осеннего обоеполого поколения зависит от изменения температурных условий и оказывается очень целесообразным: только оплодотворенные самки откладывают яйца и только в стадии яйца тли могут перенести зиму.
Подобно всем другим «целесообразным» признакам, какие мы встречаем в мире животных и растений, смена поколений, приспособленных к неодинаковым условиям различных сезонов, должна была установиться у тлей в длительном процессе их исторического развития.
Она сложилась благодаря изменчивости, свойственной всем организмам, и постоянно идущему в природе естественному отбору, то есть сохранению организмов, наиболее приспособленных, которые и оставляют после себя потомство. При этом необходимо подчеркнуть, что потомству передается здесь не самый признак бескрылости или крылатости, живорождения или откладки яиц, девственного или обычного полового размножения (ведь этими-то признаками и отличаются друг от друга отдельные поколения!), — по наследству передается установившаяся в процессе естественного отбора выгодная способность изменять свои приспособительные признаки применительно к изменяющимся в течение сезона внешним условиям.Враги тлей. Птицы не трогают капустную тлю: такая добыча для них слишком мелка, а кроме того, птицы вообще избегают насекомых, которые, подобно тлям, покрыты восковым налетом. Однако у тлей имеется значительное количество врагов из класса насекомых: они-то главным образом и ограничивают каждое лето быстрорастущую численность этих вредителей растительности. Среди них чаще всего можно найти и наблюдать божьих коровок и их личинок, а затем личинок цветочных мух-журчалок.
Божьи коровки. Божьи коровки — всем известные мелкие жучки округлой формы с яркими надкрыльями, очень медлительные в своих движениях и не стремящиеся улететь, если их обеспокоить (вспомним, как дети, посадив себе на руку божью коровку, долго «уговаривают» ее «полететь на небо»).
Такое поведение божьих коровок объясняется тем, что эти насекомые не имеют надобности скрываться и спасаться бегством: они несъедобны для птиц и в связи с этим обладают яркой, предостерегающей окраской (вспомним волосатых гусениц). Если взять божью коровку пальцами, она выделяет из сочленений своих ножек едкую и пахучую жидкость буроватого цвета (это ее кровь), которая и заставляет птицу, схватившую по неопытности такое насекомое, бросить свою добычу и в дальнейшем уже не трогать таких ярких жучков.
По внешнему виду божьей коровки в ней трудно угадать хищника, и, конечно, такой медлительный жучок не мог бы овладеть каким-либо проворным насекомым. Но дело в том, что добычу божьих коровок составляют бескрылые тли — насекомые, сидящие на листьях почти совершенно неподвижно и образующие здесь густые колонии. В этом отношении тли похожи скорее .на растительный объект, и божья коровка, отыскав на растении такую колонию, может спокойно «пастись» на ней, поедая одну тлю задругой. Здесь же самки божьих коровок откладывают и свои яички, из которых выходят личинки, также питающиеся тлями (рис. 219). Подросшая личинка представляет собой плоское бескрылое насекомое сизого цвета с оранжевыми пятнышками (также предостерегающая окраска); здесь же, поблизости от колонии тлей, она прикрепляется для окукливания.
Личинки мух-журчалок. Среди колоний тлей можно найти также безногих личинок зеленовато-желтого или буровато-зеленого цвета, по форме тела напоминающих пиявок (рис. 220). Нагибаясь то в одну, то в другую сторону, они схватывают тлю, высасывают ее, а потом такик же образом принимаются за другую жертву. Подросшая личинка здесь же, на листе, и окукливается.
Взрослая муха-журчалка отличается желтыми пятнышками на брюшке и летает по цветам; поэтому и по общему облику и по повадкам такую муху можно принять за осу. Здесь перед нами пример своеобразного защитного приспособления — так называемой подражательной окраски, или мимикрии.
Личинки мухи-журчалки представляют еще более неожиданный пример хищника, лишенного и ног, и глаз, и даже ясно выраженной головы. Но этой хищной личинке и не приходится высматривать и преследовать свою добычу, а среди колонии тлей она оказывается потому, что именно сюда откладывают свои яйца самки мух- журчалок («забота о потомстве» такого же
типа, как откладка капустницами яиц на листья крестоцветных, крапивницами на крапиву и т. д.).
Может возникнуть еще вопрос: почему же все-таки у личинок журчалок нет ног и нет головы с глазами, которые не были бы лишними и при питании тлями (вспомним хотя бы личинку божьей коровки)? Разгадка здесь в том, что утрата ног и головы — это общий признак для личинок всех видов мух, то есть признак давнего происхождения, связанный с тем, что обыкновенно личинки мух развиваются в навозе, в падали или паразитируют в теле какого-либо «хозяина». Значит, строение личинок мух оказалось упрощенным в связи с тем, что их предки перешли к жизни в полужидкой питательной среде, в которой и ноги и голова с глазами действительно оказались излишними. И хотя у журчалок и некоторых других цветочных мух личинки перешли к иному образу жизни* те части, которые в процессе эволюции были утрачены их предками, уже не могли восстановиться. Таким образом, строение личинки у мух-журчалок можно понять только в связи с историей их происхождения: оно сохраняет следы приспособления не к современным условиям, в которых ей приходится жить, а к тем условиям, в которых жили личинки предков наших современных журчалок.
Борьба с капустной тлей. Мы уже знаем, что капустная тля перезимовывает в виде яичек на оставшихся на грядах кочерыгах (стеблях) капусты и на сорных растениях из семейства крестоцветных и что первые поколения тлей развиваются на этих сорняках, а уже с них тля летом переселяется и на капусту. Отсюда в борьбе с тлей особенно важное значение имеют предупредительные меры — уничтожение на огородах сорняков, кочерыжек и оборванных капустных листьев, которые могут быть «укрывателями» тлей. Наиболее простая истребительная мера — обтирание покрытых тлей листьев и побегов тряпкой, смоченной в керосине. На больших огородах применяется опыливание их мыльной водой (200— 300 г мыла варят в 10 л воды). И керосин и мыло служат здесь ядами наружного действия, убивая тлей через их наружные покровы (напротив, опрыскивание листьев ядовитыми веществами внутреннего действия, применяемыми для истребления вредных гусениц, было бы совершенно бесполезным в борьбе с тлями, так как тли не берут корма с поверхности растений, а высасывают их соки)«
Другие виды тлей. Кроме капустной тли, существует много других видов, принадлежащих к тому же семейству, но приуроченных уже к другим растениям, которым они также наносят сильный вред. Вредят огородам гороховая тля, огуречная тля, бобовая тля; на садовые культуры нападают яблоневая тля, кровяная тля (вредит яблоням на юге), крыжовниковая тля. К семейству тлей относится и филлоксера— опасный вредитель виноградников. Много видов тлей живет и на хлебных злаках и на различных дикорастущих растениях.
Жизненный цикл у большинства тлен проходит в том же порядке, как и у рассмотренной нами капустной тли. Но у некоторых видов установилось, кроме того, явление «смены хозяев», когда появляющиеся летом крылатые самки переселяются на растения совершенно других семейств. Так, например, черемухово-овсяная тля весной развивается на черемухе, а летом перекочевывает на злЬки, и только осеннее поколение снова возвращается на черемуху и откладывает там зимние яйца (ср. со сменой хозяев у паразитических червей).
Тли высасывают из мякоти растений соки, в которых содержится сравнительно много сахару, но очень мало необходимых
каждому животному белковых веществ. Поэтому, чтобы получить белковые вещества, им приходится пропускать через свой кишечник большое количество жидкой пи!ци, избыток которой выделяется из заднепроходного отверстия в виде липкой сахаристой «медвяной росы». Эта сладкая «медвяная роса» привлекает муравьев, у которых даже выработался особый инстинкт «доения» тлей: муравей своими усиками щекочет тлю с задней стороны и та, в ответ на это раздражение, выделяет капельку сладкой жидкости, которую муравей слизывает (этой способностью не обладает капустная тля, которая и не посещается муравьями).
ВРЕДИТЕЛИ ПОЛЕВЫХ КУЛЬТУР
Среди всех отраслей нашего сельского хозяйства совершенно исключительное место принадлежит полеводству, и в частности разведению зерновых культур; поэтому многообразные и многочисленные вредители, живущие за счет полевых культурных растений, особенно тяжелым бременем ложатся на наше сельское хозяйство, снижая его продуктивность.
Среди этих вредителей есть и млекопитающие — это различные виды грызунов: суслики (на юге), хомяки, полевые мыши, полевки, или житники. В сырые годы поля страдают от слизней, принадлежащих уже к типу моллюсков. Но особенно значительные убытки наносят нашим полям вредители из мира насекомых.
Количество видов насекомых, наносящих ущерб полевым культурам, очень значительно, и, конечно, эта важная тема не может быть развернута здесь с достаточной широтой. К тому же многие очень актуальные вредители хлебных злаков (трипсы, гессенская и шведская мушки) очень мелки, и непосредственное изучение их жизни мало доступно для неопытного наблюдателя. Да и плотные массивы полевых культур не дают таких возможностей для обследования отдельных растений* какие дают огородные грядки или плодовые деревья и- ягодные кустарники. Поэтому, отсылая читателя, интересующегося вредителями полеводства, к специальной литературе по этому вопросу*, мы остановим здесь внимание лишь на немногих видах — в первую очередь на тех, которые своими массовыми появлениями создавали у беззащитных перед ними земледельцев представления о неотвратимой небесной каре, посылаемой людям за их грехи,—на «озимом черве» и на саранче[XXV].