Регуляция активности генов и белков
После проблемы специфичности белкового синтеза на первом месте в молекулярной биологии оказалась проблема регуляции синтеза белков, или, что то же самое, регуляции активности генов.
Функциональная неравнозначность клеток и связанные с ней репрессия и активация генов давно привлекали внимание генетиков, но до последнего времени реальный механизм контроля генной активности оставался неизвестным.
Первые попытки объяснить регуляторную активность генов были связаны с изучением гистонных белков. Еще супруги Стэдман95 в начале 40-х годов XX в. высказывали мысль, что именно гистоны могут играть в этом явлении основную роль. В дальнейшем они получили первые четкие данные о различиях в химической природе гистонных белков. В настоящее время количество фактов, свидетельствующих в пользу этой гипотезы, с каждым годом все более возрастает.
В то же время накапливается все большее число данных, говорящих 0
том, что регуляция генной активности — гораздо более сложный процесс, чеьі простое взаимодействие участков генов с молекулами гистонных белков. В 1960—1962 гг. в лаборатории Р. Б. Хесина-Лурье было выяснено, что гены фагов начинают считываться неодновременно: гены фага Т2 можно разделить на ранние, функционирование которых происходило в первые минуты заражения бактериальной клетки, и поздние, начинавшие синтезировать иРНК после завершения работы ранних генов.
В 1961 г. французские биохимики Ф. Жакоб и Ж. Моно предложили ; схему регуляции активности генов, которая сыграла исключительную
роль в понимании регуляторных механизмов клетки вообще. Согласно j схеме Жакоба и Моно, в ДНК кроме структурных (информационных) ге-
' нов имеются еще гены-регуляторы и гены-операторы. Ген-регулятор коди- I
рует синтез специфического вещества — репрессора, который может при
соединяться как к индуктору, так и к гену-оператору. Ген-оператор сцеплен со структурными генами, а ген-регулятор находится на некотором отдалении от них.
Если в среде нет индуктора, например, лактозы, то синтезируемый геном-регулятором репрессор связывается с геном-оператором и, блокируя его, выключает работу всего оперона (блок структурных генов вместе с управляющим ими оператором). Образования фермента в этих условиях не происходит. Если же в среде появляется индуктор (лактоза), то продукт гена-регулятора — репрессор — связывается с лактозой и снимает блок с гена-оператора. В этом случае становится возможной работа структурного гена, кодирующего синтез фермента, и фермент (лактоза) появляется в среде.По мнению Жакоба и Моно, эта схема регуляции применима ко всем 1
адаптивным ферментам и может иметь место как при репрессии, когда
образование фермента подавляется избытком продукта реакции, тик и
при индукции, когда внесение субстрата вызывает синтез фермента. За исследования регуляции активности генов Жакоб и Моно были удостоены в 1965 г. Нобелевской премии.
Цервоначально эта схема казалась слишком надуманной. Однако впоследствии выяснилось, что регуляция генов по этому принципу имеет место не только у бактерий, но и у друтих организмов.
Начиная с 1960 г. заметное место в молекулярной биологии занимают исследования организации генома и структуры хроматина у эукариотических организмов (Дж. Боннер, Р. Бриттен, В. Олфри, П. Уокер, Ю. С. Чен- цов, И. Б. Збарский и др.) и по регуляции транскрипции (А. Мирский, Г. П. Георгиев, М. Бернстил, Д. Голл, Р. Цанев, Р. И. Салганик). Долгое время оставалась неизвестной и спорной природа репрессора. В 1968 г. М. Пташне (США) показал, что репрессором является белок. Он выделил его в лаборатории Дж. Уотсона и обнаружил, что репрессор, действительно, обладает сродством к индуктору (лактозе) и одновременно «узнает» ген-оператор лак-оперона и специфически связывается с ним.
В последние 5—7 лет получены данные о наличии еще одной управляющей ячейки генной активности — промоторе. Оказалось, что по соседству с операторным участком, к которому присоединяется продукт, синтезированный на гене-регуляторе — белковом веществе репрессора, имеется другой участок, который также следует отнести к членам регуляторной системы генной активности.
К этому участку присоединяется белковая молекула фермента РНК-полимеразы. В промоторном участке должно произойти взаимное узнавание уникальной последовательности нуклеотидов в ДНК и специфической конфигурации белка РНК-полимеразы. От эффективности узнавания будет зависеть осуществление процесса считывания генетической информации с данной последовательностью генов опе- рона, примыкающего к промотору.Кроме описанной Жакобом и Моно схемы, в клетке существуют и другие механизмы регуляции генов. Ф. Жакоб и С. Бреннер (1968) установили, что регуляция репликации бактериальной ДНК определенным образом контролируется клеточной мембраной. Опыты Жакоба (1954) по индукций разных профагов убедительно показали, что под влиянием различных мутагенных факторов в клетке лизогенных бактерий начинается избирательная репликация гена профага, а репликация генома хозяина блокируется. В 1970 г. Ф. Белл сообщил о том, что в цитоплазму из ядра могут переходить небольшие молекулы ДНК и уже там транскрибироваться.
Таким образом, регуляция активности генов может осуществляться на уровне репликации, транскрипции и трансляции.
Значительные успехи достигнуты в изучении регуляции не только синтеза ферментов, но и их активности. На явления регуляции активности ферментов в клетке указывали еще в 50-х годах А. Новик и JI. Сцил- лард. Г. Умбаргер (1956) установил, что в клетке существует весьма рациональный путь подавления активности фермента конечным продуктом цепи реакций по типу обратной связи. Как было установлено Ж. Моно, Ж. Шанже, Ф. Жакобом, А. Парди и другими исследователями (1956— 1960), регуляция активности ферментов может осуществляться по алло- стерическому принципу. Фермент или одна из его субъединиц, кроме сродства к субстрату, обладает сродством к одному из продуктов цепи реакций. Под влиянием такого продукта-сигнала фермент так изменяет свою конформацию, что утрачивает активность. В результате вся цепь ферментативных реакций выключается в самом начале. На существенную роль конформационных изменений белка в ферментативных реакциях, а в-- известном смысле и на наличие аллостерического эффекта, указывали Д. Уимен и Р. Вудворд (1952; лауреат Нобелевской премии, 1965).
Еще по теме Регуляция активности генов и белков:
- 3.6.6.3. Регуляция экспрессии генов у прокариот
- 3.6.6. Регуляция экспрессии генов на геномном уровне организации наследственного материала
- Регуляция генной активности
- 3.6.5. Характеристика генотипа как сбалансированной по дозам системы взаимодействующих генов 3.6.5.1. Значение сохранения дозового баланса генов в генотипе для формирования нормального фенотипа
- Процессы регуляции в клетке
- Проблема внутрихромосомной локализации генов
- Эпигенетическая регуляция онтогенеза
- 6.3.1.3. Наследование признаков, обусловленных взаимодействием неаллельных генов
- Генетическая регуляция онтогенеза
- 11.5. ГЕНЕТИКО-АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (ДРЕЙФ ГЕНОВ)
- Устойчивость генов, прошедших естественный отбор
- Структура и функции белков