<<
>>

Палеоген

Палеоген (66,4-23,7 млн. лет назад) подразделяют на три периода: палеоцен, эоцен и олигоцен (35,4-23, 3 млн. лет назад). В течение почти всего палеогена, особенно в эоцене, наблюдался высокий уровень моря (+150-250 м), а в олигоцене он упал до примерно современного (±25 м).

Внутриконтинентальное море покрывало булыпую часть Европы, Туранской плиты и Западносибирской низменности. На юге это огромное шельфовое море соединялось с Тетисом, а на севере через впадину Карского моря — с арктическими морями. По мере развития альпийской складчатости и возникновения Альп, Кавказа и Среднеазиатских гор этот водоём начал обособляться и в конце эоцена превратился в огромное (от Альп до Тянь-Шаня) внутриконтинентальное море — Паратетис[†††] (рис. 1.31). При высоком стоянии уровня океана Паратетис соединялся с Тетисом проливами в районах Малого Кавказа, Малой Азии и современных Альп, на северо-западе — с Норвежским морем, а на востоке, возможно, через Западносибирский бассейн — с морями Арктики. Время от времени Паратетис распадался на несколько в разной степени изолированных друг от друга водоёмов, каждый из которых (как и весь Паратетис в целом) могли целиком или частично отделяться от океана. В результате в Паратетисе и его частях происходили значительные изменения солёности, сопровождавшиеся вымираниями и вспышками таксонообразования. В Паратетисе возникло много эндемичных таксонов, часто высокого ранга. Например, из ракообразных подотряд Onychopoda (ранее его включали в состав сборной группы «Cladocera»), из рыб — подотряд щуковые Esocoidei. Многие из этих таксонов позднее расселились шире.

В палеоцене и эоцене происходило сближение Африки с Евразией и передвижение Индостана на север, что приводило к постепенному уменьшению Тетиса. В начале палеоцена он охватывал современные Средиземное, Чёрное и Каспийское моря, Персидский залив и обширный район с эпиконтинентальным режимом на месте современных Гималаев.

Хотя платформа Индостана сблизилась с Азией уже в конце мела, полное их слияние произошло только в раннем эоцене[‡‡‡]. Но даже в это время Северная Индия была низменной страной типа Русской равнины. Гималаи образовались гораздо позже в результате сминания в огромные складки этой равнины. Очевидно, что до образования Гималаев площадь Северной Индии и ее северного шельфа были гораздо больше, чем площадь, занимаемая современными Гималаями. По-видимому, этот район напоминал современный Индо-Малайский архипелаг, только гораздо больше, поскольку он охватывал и горы (вернее то, что было на их месте) Передней и Средней Азии и Кавказа.

Атлантический и Северный Ледовитый океаны постепенно расширялись. В начале олигоцена, когда уровень океана стал значительно ниже (близок к современному), Тургай- ский пролив и Западносибирское море перестали существовать, восточная часть его высохла. Завершилось разделение Южной Америки, Австралии и Антарктиды, начавшееся ещё в мелу. В результате этих перемещений материков в течение олигоцена существенно перестроилась система течений: возникло Циркумантарктическое течение. Согласно одной из гипотез все эти изменения привели к переходу климатической системы Земли в новый режим. Моделирование, однако, показывает, что одно оледенение Антарктиды должно было привести скорее к потеплению на северных материках. Поэтому эти климатические изменения пытаются связать с модным сейчас уровнем содержания С02 в атмосфере. Предполагают, что уровень С02 резко упал из-за усиления выветривания горных пород, вызванного «наползанием» Индии на Азию и подъёмом Гималаев. Таким образом, в настоящее время не существует общепринятого мнения о причине этого резкого климатического изменения. Тем не менее, последние данные показывают, что климатическая перестройка произошла очень быстро, она заняла не больше полумиллиона лет на границе эоцена и олигоцена (34 млн. ±100 тысяч лет назад) (Bowen, 2007; Dupont-Nivet et al., 2007; Zanazzi A. et al., 2007).

Резко возрос температурный градиент между экватором и полюсом, температура поверхностных вод в высоких широтах упала на 12-15°С, одновременно выросла температура в тропическом поясе, и возникли современные тропические леса.

Рифовые сообщества, исчезнувшие на границе мела и палеогена, начали формироваться со второй половины палеоцена, сначала это были небольшие постройки в основном из кораллиновых водорослей. Хотя рост градиента между экватором и полюсом и закрытие Тетиса на рубеже эоцена и олигоцена существенно снизили площадь тропических мелководий, коралловые рифы возникли именно в олигоцене, хотя современный облик рифы приобрели лишь в плиоцене - миоцене.

За пределами тропического пояса выросли сезонные колебания температуры, в районе тропиков (особенно Северного) климат стал суше. Всё это привело к гораздо более выраженной широтной зональности. Вертикальная циркуляция вод Океана пошла по полярному типу. Это создало аэробные условия на всех глубинах и позволило в очередной раз возникнуть глубоководной фауне. Изучение планктонных фораминифер и диатомовых водорослей показало, что с середины эоцена до конца миоцена происходило несколько последовательных смен видового состава этих групп: в каждый из этих эпизодов сменялось от 30 до 80% видового состава. Важно подчеркнуть, что (1) эти смены были не мгновенными, а растягивались на миллионы лет, и (2) смены видового состава фораминифер и диатомовых происходили в разное время. Состав бентоса и планктона палеогена в целом был весьма близок к меловому, хотя после событий на границе между ними, видовой состав многих групп был сильно обеднён, а некоторые вымерли. Лишь во второй половине палеоцена началось восстановление разнообразия перешедших в палеоген групп, и только в середине эоцена для многих из них (фораминиферы, двустворчатые и брюхоногие моллюски, остракоды, морские ежи, рыбы) оно достигло уровня мела или превзошло его. В это время возникли амфиподы, а покрытосеменные освоили морскую воду и сформировали первые подводные луга. В нектоне большую роль стали играть млекопитающие, тогда как головоногие продолжали вымирать, в частности вымер отряд белемнитов.

В целом, к концу палеогена в общих чертах сформировалась современная структура биосферы Земли.

<< | >>
Источник: И.А. Жирков. Жизнь на дне. Био-экология и био-география бентоса. 2010. 2010

Еще по теме Палеоген:

  1. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
  2. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  3. Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
  4. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
  5. Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..
  6. Находка Савенкова произвела сенсацию...
  7. КАК ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
  8. Люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей и нередко подходили к стоянкам первобытного человека достаточно близко.
  9. Видимо, много, очень много лет жили люди и волки на расстоянии, очень медленно сближались и очень трудно понимали выгодность сближения...
  10. Среди ученых нет единого мнения, ради чего была приручена собака...
  11. Но могло быть и иначе.
  12. Волки жили стаями...