<<
>>

7.4. Испытание трубопроводов

Предусмотрено два вида испытаний напорных трубопроводов: предварительное – на прочность и окончательное – на плотность (герметичность).

Испытание на прочность проводят после частичной присыпки трубопровода, до установки арматуры, на плотность – после полной засыпки траншеи и окончания работ на испытуемом участке, но до установки гидрантов, вантузов и предохранительных клапанов (на их место устанавливают заглушки).

Прочность трубопровода проверяют созданием в нем давления, равного испытательному. Его величина устанавливается строительным проектом, а при отсутствии указаний принимается равной: для чугунных труб – рабочее плюс 0,5 МПа, для асбестоцементных и железобетонных – рабочее плюс 0,3 МПа, для полиэтиленовых – рабочее с коэффициентом 1,5, для стальных – рабочее плюс 0,5 МПа, но не менее 1 МПа.

Длина испытуемого участка трубопровода должна быть не более: из асбестоцементных и чугунных труб – 1 км, пластмассовых – 0,5 км, стальных – 1–3 км.

Испытанию подвергается только полностью смонтированный участок, с выполненными анкерными и угловыми упорами. Бетон и раствор, уложенные при монтаже трубопровода, должны приобрести проектную прочность. На торцах участка устанавливаются заглушки и временные упоры. Задвижки, имеющиеся на испытуемом участке, должны быть открыты, ответвления – заглушены фланцами, но не задвижками. Подача воды в трубопровод осуществляется снизу вверх, чтобы обеспечить постепенное вытеснение воздуха, так как его присутствие в процессе испытания исказит картину режима изменения давления в трубопроводе и результат испытания будет недостоверен.

Опрессовочный узел (рис. 7.7) состоит из подводящего трубопровода, гидравлического пресса, манометров, мерного сосуда и вентилей.

Рис. 7.7. Опрессовочный узел:

1 – испытуемый трубопровод; 2 – упоры; 3 – соединительные трубки;

4 – гидравлический пресс; 5 – пружинные манометры; 6 – мерный бачок

для оценки утечек; 7 – начальная присыпка труб

Предварительное испытание проводится под наблюдением мастера (прораба).

Испытание заключается в подъеме давления до испытательного ступенями по 0,2 МПа с выдержкой на каждой ступени в течение 5 мин для стабилизации давления по всей длине трубопровода. При испытательном давлении трубопровод выдерживается 10 мин, далее давление снижается до рабочего и трубопровод осматривают. Если при испытательном давлении не произошло разрушения трубопровода, фасонных частей и арматуры, а при рабочем не обнаружено утечек в стыках, трубопровод считается выдержавшим испытание.

Окончательное испытание можно начинать, когда после полной засыпки траншеи и заполнения трубопровода водой прошло не менее 24 ч, а для железобетонных трубопроводов – не менее 72 ч. Должны быть выполнены все работы, вплоть до благоустройства трассы за исключением установки гидрантов, вантузов, предохранительных клапанов. Проводит испытание рабочая комиссия в составе представителей заказчика, строительной и эксплуатационной организации.

Порядок проведения испытания. Поднимают давление до испытательного, как и при предварительном испытании, отключают пресс и включают секундомер. Трубопровод диаметром до 400 мм считается выдержавшим испытания, если в течение 10 мин давление в нем снизится не более чем на 0,05 МПа. При большем снижении давления, но не ниже Рраб и для труб большего диаметра определяют величину утечки. При падении давления за 10 мин ниже Рраб считают, что трубопровод не выдержал испытания.

Величина расхода утечки из трубопровода определяется в следующем порядке. Подкачкой воды в трубопровод поднимают давление до испытательного и поддерживают его в течение 10 мин, отметив начальное положение уровня воды в мерном бачке и конечное – по истечении 10 мин. По разнице уровней определяют объем взятой из бачка воды, а значит, объем естественной утечки из трубопровода.

Фактический расход утечки (л/мин)

где Q – объем воды, взятой из мерного бачка, л;

Т – продолжительность подкачки – 10 мин, определяемая по секундомеру, мин.

Фактическая утечка не должна превышать допустимую по СНиП, соответствующую конкретным условиям – в зависимости от диаметра, материала и длины испытуемого участка трубопровода. Если это условие не выполняется, считают, что трубопровод не выдержал испытания и в эксплуатацию его не принимают.

Для трубопроводов РТНС рекомендуется несколько иная методика определения утечки. После подъема давления до испытательного включают секундомер и определяют время Т1 падения давления на 0,1 МПа. Снова поднимают давление до испытательного, включают секундомер, создают искусственную утечку (приоткрывая вентиль) и определяют время Т2 падения давления на 0,1 МПа и объем воды, собравшейся в мерном бачке (объем искусственной утечки).

Расход фактической утечки (л/мин)

где Q – объем воды в мерном бачке (объем искусственной утечки), л;

k – поправочный коэффициент;

Полиэтиленовые трубопроводы выдерживают последовательно в течение 30 мин под испытательным и рабочим давлением. Если в следующие 10 мин выдерживания под рабочим давлением падение давления не превышает 0,01 МПа, трубопровод считается выдержавшим испытание. Результаты испытания оформляют актом, в котором указывают примененное при испытании давление, объем утечки воды, дефекты трубопровода и способ их устранения.

Кроме гидравлического, существует пневматический способ испытания. Он применяется при недостатке воды для испытаний, а также зимой, когда возникает опасность замерзания воды. Пневматический способ менее надежен и более опасен, его использование разрешается для стальных и чугунных трубопроводов при испытательном давлении до 0,6 МПа, но не более 1,15 рабочего давления. Для асбестоцементных и полиэтиленовых трубопроводов этим способом разрешается проводить только предварительное испытание.

<< | >>
Источник: М. А. Шух. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ. 2014

Еще по теме 7.4. Испытание трубопроводов:

  1. Потерн напора в трубопроводах
  2. О порядке испытаний и оценке эффективности антигельминтиков
  3. Полевые испытания
  4. Транспортировка навоза по магистральному трубопроводу и внесение его цистернами-разбрасывателями
  5. 6.4. Производственные испытания ц и перил а и эквитпна при гастерофилезе лошадей
  6. Транспортировка навоза по подземному трубопроводу оросительной сети и внесение его цистернами-разбрасывателями из полевого хранилища или от загрузочной станции
  7. Изучение эффективности применения штаммов псевдомонад и азотобактерадля защиты пшеницы от корневых гнилей и альтернариозав условиях вегетационных,полевых и производственных испытаний
  8. Передвижные дождевальные установки
  9.   ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЫРОГО ЖИРА (ГОСТ 13496.15-97)  
  10. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗВЛИЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ НЕФТЕДОБЫЧИНА БОЛОТНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ М.              Н. Алексеева
  11. Изоквинолины
  12. Стационарные дождевальные системы
  13. ВЫСОКОНАПОРНЫЕ НАСОСЫ ДЛЯ ВЯЗКИХ ЖИДКОСТЕЙ (Я от 60 до 120 м)
  14. ВНЕСЕНИЕ НАВОЗА КОМБИНИРОВАННЫМИ СПОСОБАМИ
  15. Хранение и внесение твердой фракции
  16. НИЗКОНАПОРНЫЕ НАСОСЫ ДЛЯ ВЯЗКИХ ЖИДКОСТЕЙ 1Ж60 м|