НЕОДАРВИНИЗМ, эволюционная концепция, созданная А. Вейсманом на раннем этапе развития генетики (в кон. 19 — нач. 20 вв.). В основе Н. лежит его учение, часто наз. вейсманизмом. В полемике с неоламаркизмом Н. обосновывает положение о том, что все особенности строения живых существ могут быть объяснены с точки зрения дарвиновской теории естеств. отбора и нет необходимости в признании какой бы то ни было внутр. тенденции к развитию (см. Автогенез). Н. впервые в категории, форме отвергает возможность наследования приобретенных признаков. Этот вывод логически вытекает из теоретической основы Н.— учения о зародышевой плазме и зародышевом пути, во многом предопределившем совр. представления о наследственной изменчивости. В соответствии с этим учением передаются по наследству лишь изменения, происходящие в наследств, единицах половых клеток — детерминантах. Эти изменения, представляющие материал для эволюционных преобразований, возникают в результате смешения родительских зачатков при половом размножении и при непосредств. воздействии внеш. условий на зародышевую плазму. Вейсман, отмечая ведущую роль естеств. отбора в эволюции, ошибочно распространил идею отбора также и на отд. части особей и наследств, детерминанты (т. н. тканевой отбор и зачатковый отбор). Попытка увязать данные зарождавшейся генетики с эволюционной теорией и дополнить дарвиновское представление о естеств. отборе оказалась ошибочной. Во 2-й пол. 20 в. неодарвинизмом иногда наз. совр. эволюционное учение. Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М.С. Гиляров. М.: Сов. энциклопедия, 1986.