ВВЕДЕНИЕ
Россия занимает первое место в мире по площадям земель, находится в пятерке лидирующих стран по площади пашни и природным ресурсам, имея необходимые природные условия для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Согласно официальным источникам в настоящее время в России выведено из оборота и не используется от 30 до 40 млн га пашни. Она переведена в залежь и трансформируется под влиянием естественных и антропогенных процессов: почвообразования, саморазвития почв, зарастания лесом, задернения, залужения, заболачивания и др.
В течение 1965-1987 гг. в России (РСФСР) поддерживались стабильные площади пахотных угодий, составлявшие 133-134 млн га. Площади чистых паров в этот период колебались от 7 до 14,5 млн га. Вся остальная площадь пашни засевалась сельскохозяйственными культурами. Посевные площади колебались от 120 до 126 млн га.
Площади пашни в ряде регионов России превышали экологически допустимые нормы. Чрезвычайно высокий процент распашки на обширных земледельческих территориях России имел явно негативные экологические последствия. Площади естественных кормовых угодий были оттеснены на маргинальные земли. Был резко нарушен баланс гумуса, ухудшен водный режим почв. Обширные площади, подверженные процессам деградации, особенно водной и ветровой эрозии, постепенно становились малопригодными для пашни.
В результате деградации пахотных угодий на значительных территориях и вовлечения в пашню преимущественно малоплодородных земель общий уровень плодородия почв пашни снижался, несмотря на значительные усилия государства по его поддержанию и увеличению (известкование, гипсование, орошение, осушение, внесение минеральных и органических удобрений и т. д.).
Курс на расширение пашни отражает экстенсивный характер аграрной политики, технологическую отсталость. Ведущие ученые-аграрники неоднократно высказывали мнение, что площади пашни в стране следует сократить за счет малопродуктивных земель и сосредоточить имеющиеся ресурсы на оставшихся более плодородных землях, где эти ресурсы дадут большую отдачу.
Реформирование аграрного сектора России после распада СССР привело к трансформации крупных сельскохозяйственных предприятий (колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия) и образованию многоукладной экономики — развитию частных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) и личных хозяйств населения. Перезакреп- ление пахотных угодий не подкреплялось материально- техническим обеспечением, свободными кредитными, инвестиционными и бюджетными ресурсами. В результате многие сельскохозяйственные организации начали резко снижать посевные площади из-за нехватки горюче-смазочных материалов, техники и свободных денежных средств.
Стихийно сложившиеся взаимоотношения в системе АПК, в частности диспропорции ценообразования (опережающий рост цен на продукцию промышленных отраслей, обеспечивающих аграрный сектор материально-техническими ресурсами, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию), обусловили убыточность земледелия и невозможность рентабельного производства продукции растениеводства на значительных площадях. В результате в аграрном секторе страны с 1992 г. сложилась и сохраняется устойчивая тенденция вывода из оборота пашни ранее засеваемых земель. Среднегодовой темп сокращения посевных площадей составил 2,4 млн га, но за 2002-2006 гг. снизился до 1,7 млн га в год. Можно прогнозировать, что при сложившейся в стране политике в отношении аграрного сектора произойдет дальнейшее сокращение посевных площадей, которое за пятилетку составит еще 9-12 млн га, с одновременным ухудшением фитосанитарного состояния агроценозов.
Выход из сельскохозяйственного оборота земель в таких масштабах имеет негативные социальные и экономические последствия:
уменьшение площади пахотных земель на душу населения, и, как следствие, уменьшение валового сбора сельскохозяйственной продукции;
потери «вложенного труда» (в мероприятия по повышению плодородия почв, мелиорацию вложены огромные финансовые средства);
сокращение сельского населения, приобретающее характер социального опустынивания.
С другой стороны, из сельскохозяйственного оборота частично выпадают почвы, использование которых в настоящее время экономически не выгодно (мелкоконтурные, удаленные от населенных пунктов, потенциально низкоплодородные, сильнодеградированные).
В целом необрабатываемые почвы по ряду показателей начинают приближаться к аналогичным целинным почвам, хотя ущерб, нанесенный им при некоторых процессах деградации (в первую очередь — эрозионных процессах) не устраняется в течение обозримого периода времени.
При всей неоднозначности экологических и экономических последствий продолжающееся сокращение площадей пашни и посевных площадей происходит спонтанно. Если этот процесс не будет задержан и переведен на научную основу, то он может привести в ближайшие годы к нарушению всей инфраструктуры села, разрушению продовольственной базы страны, создаст дополнительную угрозу ее национальной безопасности.
Оптимизация площадей пашни и посевных площадей не только по количеству, но и по качеству земель потребует больших усилий и материально-финансовых затрат уже сейчас. Каждый год промедления с решением этой проблемы потребует все больших затрат и может привести к труднообратимым последствиям.
Для решения этой задачи необходимо безотлагательное проведение инвентаризации залежных земель, агроэкологической оценки, ранжирования и трансформации их в те или иные угодья в соответствии с почвенно-климатическими и ландшафтными условиями. В данном отношении имеются самые необходимые научные разработки, позволяющие создать методические руководства по проведению проектно-изыскательских работ. Потребуется также расширение исследовательских работ по развитию научного обеспечения указанных задач.
Проблема сокращения пашни и названных последствий является частью проблемы неэффективного использования земельных ресурсов в целом.
В настоящее время использование земельно-ресурсного потенциала России, особенно пашни, находится в кризисном состоянии. Имея 10% продуктивных земель мира, доля России в производстве сельскохозяйственной продукции составляет всего лишь около 2%. На земельные ресурсы России началось мирное по форме, но агрессивное по существу наступление по их перераспределению.
Отсутствие государственного контроля за состоянием земельных ресурсов, разрушение земельной, агрохимической, фитосанитарной и прочих служб, экстенсивный характер хозяйствования привели к угрожающей деградации почвенного покрова, относящей ее в разряд важнейших социально-экономических и экологических проблем, создающих угрозу национальной безопасности России.
По расчетам специалистов, суммарный ежегодный недобор растениеводческой продукции из-за ухудшения использования земли составляет не менее 120 млн т в зерновом эквиваленте, или порядка 350 (а теперь и более) млрд руб. в год.
Создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами — главная современная стратегическая задача. Сохранившаяся с советских времен система, при которой к управлению землей имели отношение несколько министерств и ведомств, должна быть упразднена. В большинстве стран мира существует, как правило, один правительствен
ный орган, который несет полную ответственность за управление земельными ресурсами. Только один орган управления может занимать нейтральную позицию и беспристрастно, и сбалансировано учитывать одновременно интересы государства и всех заинтересованных сторон. Разделение и распыление вопросов государственного управления земельными ресурсами, ведения государственного земельного кадастра, землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель между многими министерствами и ведомствами отрицательно сказывается на использовании и охране земель страны, влечет за собой неконтролируемую деградацию земель, тормозит переход к системе экологически безопасного землевладения и землепользования, создает существенные трудности в достижении продовольственной безопасности страны.