<<
>>

Лапцешпик

В Черном море, на песчаных отмелях вблизи Севастополя, встречается любопытное по своему строению животное — ланцетник. Это маленькое существо имеет длину около 5—8 см, тело у него бесцветное, почти прозрачное и заостренное с обоих концов.

Ни парных плавников, ин парных глаз у ланцетника нет.

Зарывшись в песок, ланцетник выставляет оттуда только передний конец тела, па котором находится ротовое отверстие, окруженное мелкими щупальцами. Втягивая в рот воду, ланцетник захватывает вместе с ней и микроскопические существа, которые служат ему пищей. Если его потревожить, он быстро уплывает и затем спешит снова зарыться в песок.

Выше (стр. 6.) уже упоминалось о том, что при первом знакомстве с ланцетником знаменитый Паллас принял это невзрачное животное за особый вид головоногого моллюска. Но когда было изучено внутреннее строение этого Животного, то оказалось, что ланцетник по своему общему плану скорее напоминает рыбу, но только рыбу в самой упрощенной фор- м е (рис. 30, 31).

Весь скелет его состоит из одной только спинной струны (хорды), и у него нет ни черепа, ни обособленного головного мозга (т. е. спинной мозг, который тянется вдоль тела над хордой, на переднем конце не расширяется). Настоящих глаз у ланцетника нет, и видеть предметы он не может. Однако сильный свет приводит его в беспокойство:              благодаря              полу прозрачности тела

он может воспринимать световые раздражения прямо стенками мозга. Нет у ланцетника и слухового органа, который служит рыбам (и другим водным животным) в первую очередь органом равновесия (см. стр. 18), и потому, когда ланцетник плавает, ои постоянно опрокидывается то на бок, то вверх брюхом.

Наконец, не существует у него и сердца, и только вследствие сокращения сосудов кровь двигается между жаберными щелями и оттуда расходится по телу. Кровь у ланцетника не красная, а бесцветная.

Понятно, что животное с такой упрощенной организацией, не имеющее ни прочного скелета, ни головного мозга, ни важнейших органов чувств, ни сердца, которое могло бы заставить кровь быстрее обращаться в теле, неспособно добывать себе пропитание и спасаться от гибели теми способами, которыми действуют настоящие рыбы.

Строение ланцетника соответствует его подземно-донному образу жизни. Постоянно зарываясь в песок, довольствуясь, подобно губкам и двустворчатым ракушкам, мелкими пищевыми частицами, которых у него не оспаривают настоящие рыбы, уйдя, так сказать, в подполье, ланцетник мог сохраниться наряду с гораздо более высокоорганизованными позвоночными животными [III].

Теперь ланцетника с его ближайшими сородичами (их насчитывается около двух десятков видов) выделяют в особый подтип бесчерепных. Среди современной фауны это своего рода «живые ископаемые» — формы, которые в своей организации сохранили наибольшую близость к древним хордовым, от которых в самом начале палеозоя произошли и позвоночные животные.

С этой именно стороны маленький и невзрачный ланцетник представляет для нас особый интерес. Однако не следует думать, что на примере этого «позвоночного без позвонков» мы имеем точный портрет нашего общего предка — родоначальной

формы всех позднейших хордовых. Нельзя видеть в нем и просто живую схему позвоночного «вообще»; во-первых, как правильно заметил в свое время известный палеонтолог Кокен, «моря и океаны никогда не были населены схемами», а во- вторых, такой признак, как околожабер- иая полость, в которую открываются жаберные щели, — это, несомненно, приспособление, возникшее в связи с переходом к подземно-донному образу жизни. От таких приспособительных особенностей ланцетника мы и должны отвлечься, говоря

о              нем как о форме, близкой к общему предку позвоночных животных.

М ииоги — представители класса круглоротых

Хотя миноги широко распространены в наших водах, однако в тех местностях, где они не составляют предмета промысла, только случайно удается наблю-

Рис. 32. Миноги. Внизу — ротовая присоска.

дать их в живом виде. Они ведут очень скрытый образ жизни, постЬянно держатся на дне рек и озер и становятся деятельными и подвижными только ио ночам ]. У нас в народе почти всюду считают миног несъедобными и потому мало ими интересуются, и только близ Нарвы, на Неве, на Онеге н на нижней Волге существует развитый миножий промысел.

Всякий, кто ел миногу, знает, что в ней нет ни позвоночника, ни ребер, как у наших обыкновенных рыб, и что она съедается целиком. Значит, костиога скелета у миноги нет, у нее сохраняется на всю жизнь спинная струна; кроме хорды имеется только хрящевой череп и слаборазвитые зачатки верхних дуг,, прикрывающие спинной мозг (тела позвонков у миноги не образуются). Нет у миноги и плавательного пузыря (миноги держатся на дне!).

Внешний вид мииог также очень своеобразен (рис. 32). Тело у них длинное и червеобразное, покрытое совершенно голой кожей. Парных плавников — ни грудных, ни брюшных — нё имеется. Позади головы, по бокам тела, расположено по семи круглых жаберных отверстий (рис. 33; отсюда одно из народных названий миноги — семидырка). На голове между глазами одна непарная ноздря, а рот имеет совершенно особое устройство. У миноги совсем нет челюстей, и рот ее представляет собой углубление в форме воронки, внутри которой сидят мелкие р'о- говые зубы. В глубине ротовой полости находится язык, также снабженный роговыми зубами. Благодаря такому устройству рта, несколько напоминающему рот пиявки, минога может пользоваться им как присоской и держаться на различных подводных предметах. Понятно, что в таком случае необходимая для дыхания вода уже не может входить через рот, и минога втягивает и выбрасывает ее через жаберные отверстия; для

этого она расширяет жаберную полость, подобно тому как мы расширяем и сжимаем грудную клетку.

Питаются миноги охотнее всего соками других рыб, и мертвых и живых (например, попавших на рыболовные крюки). Присасываясь к телу рыбы, минога роговыми зубами пробуравливает кожу и въедается в тело добычи; затем она начинает высасывать из нее питательные вещества, действуя языком, как поршнем насоса.

Наконец, у миног есть еще одна интересная особенность: развитие их идет с превращением, и личинок миног — пескороек долгое время относили к особому роду. У пескороек рот не имеет зубов и прикрыт губой, глаза затянуты кожей, а жаберный аппарат не отделен от пищеварительной трубки (рис. 33). Они роются в подводном иле и питаются там различными растительными остатками (присасываться они не могут). Только по прошествии трех лет личинки-пескоройки превращаются во взрослую миногу.

Всеми этими признаками, а в особенности отсутствием челюстей, которые имеются у всех других позвоночных, миноги настолько сильно отличаются от рыб, что их в настоящее время выделяют в особый класс круглоротых. />В пресных водах СССР живет несколько видов миног: обыкновенная минога — в бассейне Балтийского моря и Северного Ледовитого океана (длина тела около 35 см), ручьевая минога — в более мелких речках и ручьях (длина тела до 26 см) и каспийская минога — проходная рыба в бассейне Каспийского моря (длина 40— 50 см). В отличие от своих родичей каспийская минога никогда не присасывается к рыбам и нитается водорослями. В реках бассейна Черного моря водятся миноги дунайская и украинская, лишь недавно выделенные в качестве особых видов. В Сибири и на Дальнем Востоке речная и ручьевая миноги представлены особыми географическими нодвидами.

Рис. 33. Строение жаберного аппарата миноги:

А — жаберный аппарат взрослой миноги в разрезе; Б, В — сравнение строения жаберного аппарата личинки миноги (Б) и взрослой миноги (В); 1 — складна, отделяющая дыхательную полость (2) от пищеварительной («?).

Наконец, в низовьях рек, впадающих в Балтийское море, иногда входит и морская минога.

Ряд особенностей, которыми круглоротые отличаются от настоящих рыб, указывает на их более низкую организацию. Миноги как будто остановились в своем развитии на той стадии, которую проходят зародыши рыб, когда у них в теле главной основой является хорда, а хрящевой скелет только начинает образовываться. При такой организации миноги способны только пресмыкаться по дну водоемов и своими повадками в некотором отношении напоминают пиявок. Недаром в народе их личинок, а иногда и самих миног считают не рыбой, а червяком. А близких к миногам миксин, которые въедаются в тело различных морских рыб и забираются в их внутренности, Линней даже принял за глистов — настолько эти существа и по внешнему виду, и по образу жизни мало нохожи на позвоночное животное.

Но вместе с тем у круглоротых, в отличие от бесчеренного ланцетника, имеются черен и нозвоночник (нравда, представленный только верхними дугами). Следовательно, круглоротых следует отнести уже к подтипу позвоночных.

<< | >>
Источник: Яхонтов А.А.. Зоология для учителя.Том 2.. 1970

Еще по теме Лапцешпик:

  1. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
  2. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  3. Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
  4. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
  5. Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..
  6. Находка Савенкова произвела сенсацию...
  7. КАК ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
  8. Люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей и нередко подходили к стоянкам первобытного человека достаточно близко.
  9. Видимо, много, очень много лет жили люди и волки на расстоянии, очень медленно сближались и очень трудно понимали выгодность сближения...
  10. Среди ученых нет единого мнения, ради чего была приручена собака...