<<
>>

Беляика-боярышпица

Бабочка-боярышница получила свое название от боярышника — одного из тех растений, на которых выкармливаются ее гусеницы (рис. 201). Однако чаще ее гусеницы объедают листья черемухи, рябины и различных культурных плодовых деревьев — яблони, груши, сливы, вишни, абрикоса.

Поэтому боярышница, широко распространенная на территории нашей страны, оказывается одним из очень заметных вредителей плодоводства.

Гусеницы боярышницы. Бели поздней осенью, зимой или в самом начале весны присмотреться к обнаженным ветвям плодовых деревьев, то на них можно бывает заметить комочек сморщенных, неопавгаих листьев, соединенных между собой и с

ветками при помощи тонких шелковинок. Это «зимние гнезда» боярышницы (рис. 202). Внутри такого гнезда, под защитой свернутых побуревших листьев, сидит целый выводок маленьких гусеничек, которые во второй половине лета вышли из отложенных бабочкой яичек и, покормившись некоторое время мякотью листьев, устроили себе зимнее убежище. В своих зимних гнездах они переносят в оцепенелом состоянии самые сильные зимние морозы.

Весной гусенички выползают из своего гнезда и начинают объедать молодые листья и цветочные почки. Затем гусеницы расползаются по всему дереву и продолжают повреждать его листву. У подросших гусениц тело толстое, с лоснящейся кожей, покрытой редкими волосками, и имеет довольно пеструю расцветку (синеватые бока, а на спине красновато-бурые1 и черные продольные полосы).

Хотя гусеницы благодаря своей яркой окраске и крупной величине хорошо заметны на ветвях дерева и, вдобавок, часто держатся вместе целыми группами, насекомоядные птицы избегают их трогать.

По-видимому, эти гусеницы несъедобны для большинства птиц благодаря волоскам, покрывающим их тело, а может быть и из-за своего неприятпого вкуса.

Окукливание. В конце мая пли начале июня гусенпцы боярышницы готовятся к окукливанию. Окукливаются они открыто (то есть без кокона) на стволах деревьев, на нижней стороне ветвей или где-нибудь на соседних заборах и стенах строений.

При наблюдениях в садке можно проследить, как гусеница, найдя подходящее место, сначала устраивает около заднего конца своего тела маленькую шелковую площадку, а затем опоясывает себя тонкой шелковинкой, которая поддерживает ее тело, не давая ему откидываться вниз (шелковистая нить, твердеющая на воздухе, выделяется гусеницами через особое отверстие на нижней губе). После этого гусеница принимает сгорбленную позу, а примерно через сутки можно наблюдать ее превращение в куколку: шкурка гусеницы лопается па спинке у ее переднего конца и мышечными усилиями насекомого постепенно сдвигается к заднему кон-

цу тела. Когда же куколка совершенно освободится от гусеничной шкурки, крошечные крючки на заднем конце ее брюшка зацепляются за нити заранее подготовленной шелковой площадки, и куколка остается подвешенной вплоть до вылупле- ния из нее бабочки (совершенно таким же образом, как у боярышницы, происходит окукливание и у ее родичей — капустницы и репницы; см. рис. 196 и 197).

Бабочка-боярышница. Недели через полторы из куколок появляются бабочки, которых на лету легко спутать с другой вредной белянкой — бабочкой-капустни- цей. Однако боярышница отличается от капустницы тем, что крылья у нее полупрозрачны (особенно у самок), крупных черных пятен на них нет, но зато резко выделяются черные крыловые жилки (рис. 201).

Сразу после вылупления из оболочки куколки бабочка выделяет крупную каплю жидких испражнений, имеющих красноватый цвет. В годы массовых размножений боярышницы такие красные капли или уже подсохшие красные пятна бывают заметны и на заборах и на стенах, где были прикреплены куколки; этим и объясняются те мнимые «кровавые дожди», которые в былые времена вызывали среди населения суеверный ужас, как предвестники кровопролитных войн и других народных бедствий.

В конце июня самки боярышницы откладывают на листья плодовых деревьев кучки желтых яичек, из которых затем выходят маленькие гусенички. В конце лета гусеницы растут очень медленно, держатся вместе всем выводком под защитой общего покрова из шелковистой паутинки и, наконец, устраивают себе общее «гнездо» для перезимовки.

Защитное значение предостерегающей окраски. Сама по себе «несъедобность» (т. е. ядовитость, неприятный вкус, опасное жало и т. д.) была бы недостаточной защитой для насекомого, которое подвергалось бы нападениям со стороны птиц, расклевывалось бы ими, а затем бросалось; защитное значение «несъедобность» получает только тогда, когда она оказывается связанной с заметными внешними признаками. Опыты показали, что молодые птицы хватают без разбора и ярких неярких насекомых и только после нескольких неприятных проб запоминают яркую или пеструю расцветку «несъедобных» насекомых и перестают трогать добычу с такой предупреждающей окраской.

Еще в конце прошлого столетия русский энтомолог-дарвинист И. А. Порчин- ский отметил любопытную особенность куколок боярышницы, имеющих в общем «светлую предостерегающую окраску» (подобно несъедобным куколкам божьих коровок и жуков-листоедов): на переднем конце у них заметен оранжевый выступ, похожий на каплю выступившей из тела жидкости, как будто куколка была расклевана птицей, но оставлена из-за несъедобности.

Что же касается самих бабочек-боярыш- ниц, то, в отличие от большинства других дневных бабочек (например, от капустницы, крапивницы), их окраска в «позе покоя», то есть с поднятыми вверх и сложенными над спиной крыльями, не делает их незаметными — к зрителю обращено сочетание белого цвета крыльев с черными линиями крыловых жилок, черных ножек и черного тела бабочки. Однако и при такой хорошо заметной «спальной одежде» эти бабочки не привлекают внимания насекомоядных птиц, хотя и усаживаются иногда на ночлег по нескольку десятков вместе. А это значит, что, подобно своим куколкам, и бабочки этих белянок также обладают «светлой предостерегающей окраской», пусть и не очень яркой, но воспринимаемой птицами как ярлык несъедобности.

Враги боярышницы. Казалось бы, что благодаря своей несъедобности и предостерегающей окраске, боярышница вполне надежно защищена от преследований и должна была бы с каждым годом становиться все более и более многочисленной. Однако нередко после массового появления боярышниц на следующий год количество их заметно уменьшается. Очевидно, предупреждающая окраска вместе с неприятным для птиц вкусом не может защитить боярышницу от всех подстерегающих ее опасностей и имеет только относительное значение.

* Но если боярьппнпца и в гусеничной стадии, и в стадии куколки, и в имаги- нальной стадии не истребляется птицами, то что же сдерживает увеличение численности этого вида?

Ответ мы найдем в годы массового размножения боярышницы: среди окуклившихся или готовящихся к окукливанию гусениц на стволах или на заборах иногда можно видеть погибших гусениц, окруженных маленькими шелковыми кокончи- ками желтого цвета (такие кокончики иногда по неведению считают «яйцами», которые будто бы отложила гусеница). Позднее из этих кокончиков выходят мелкие наездники-апантелесы, или мелкобрюхи — насекомые из отряда перепончатокрылых, по своему строению несколько похожие на осу в миниатюре.

Самки наездников-мелкобрюхов, вооруженные колющим яйцекладом, откладывают свои яички в тело молодых перезимовавших гусениц. Там из отложенных яичек выходят паразитические личинки наездника, которые первое время не затрагивают наиболее важных для жизни гусеницы органов; поэтому гусеница продолжает кормиться и расти, «вынашивая» развивающихся в ней паразитов. Наконец, когда для гусеницы подходит пора окукливания, подросшие личинки наездника причиняют ей уже смертельные повреждения, вылезают на поверхность ее тела и завивают вокруг себя отдельные шелковые кокончики, в которых они и окукливаются Есть еще несколько более крупных видов наездников, которые пристраивают свое потомство в куколок боярышницы, откладывая в каждую куколку только по одному яйцу (более одной личинки в теле куколки не могло бы выкормиться).

Таким образом, несъедобные для огромного большинства насекомоядных птиц гусеницы и куколки боярышницы часто становятся жертвами нескольких определенных видов наездников, которые именно в их тело и пристраивают свое потомство. Эти наездники и сдерживают увеличение численности боярышницы и потому оказываются нашими «союзниками», в деле защиты урожая яблок, груш и косточковых плодов.

Борьба с боярышницей. Меры борьбы с вредителем, как мы это уже видели на примере яблоневого долгоносика, должны опираться на изучение его образа жизни и цикла его развития. Это целиком относится и к защите садов от боярышницы. Было бы трудно и нецелесообразно собирать для уничтожения куколок боярышницы или взрослых гусениц, когда они уже расползлись по ветвям и успели повредить цветочные почки; совсем нелепо было бы стремиться переловить взрослых бабочек, порхающих по цветущим лужайкам; с большим трудом можно найти (и то только на мелких деревцах) отложенное бабочками яички. Но когда поздней осенью или зимой на оголенных ветвях остаются висеть хороша заметные «зимние гнезда» из свернутых сухих листьев, где весь выводок сидит вместе, тогда и следует уничтожать боярышницу, пока еще не успевшую причинить дереву сколько-нибудь заметных повреждений. Зимние гнезда боярышницы снимают с деревьев при помощи длинной палки с развилком на конце, а затем сжигают их со всем их живым населением.

<< | >>
Источник: Яхонтов А.А.. Зоология для учителя.Том 1.. 1968

Еще по теме Беляика-боярышпица:

  1. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
  2. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  3. Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
  4. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
  5. Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..
  6. Находка Савенкова произвела сенсацию...
  7. КАК ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
  8. Люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей и нередко подходили к стоянкам первобытного человека достаточно близко.
  9. Видимо, много, очень много лет жили люди и волки на расстоянии, очень медленно сближались и очень трудно понимали выгодность сближения...
  10. Среди ученых нет единого мнения, ради чего была приручена собака...
  11. Но могло быть и иначе.
  12. Волки жили стаями...
  13. Cуществует еще одна гипотеза, объясняющая появление волков среди людей...
  14. ПОЧЕМУ ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
  15. Как относились к животным наши далекие предки?..
  16. "УМОМ СОБАКИ ДЕРЖИТСЯ МИР"
  17. Считается, что первую научную классификацию пород собак сделал знаменитый французский натуралист Бюффон...
  18. Первое место на изображениях занимают охотничьи собаки...
  19. Современные ученые считают, что культ животных в Египте развился на тотемической основе.