<<
>>

Транспортировкарыб

. Может быть кратковременной и длительной. Кратковременную (в течение і—з ч) Т. р. осуществляют в широкогорлых банках, канистрах, бидонах, термосах и др. бытовой посуде. Обычно предпочитают прозрачные ёмкости, без острых углов.
В них проще контролировать состояние переселенцев, к-рое зависит от длительности нахождения рыб в этой посуде и связано с окружающей темп-рой, плотностью посадки и освещённостью. Тепловодные виды рыб легче выдерживают перевозку летом, холодноводные—зимой. В любом случае темп-ра воды в посуде не должна выходить надолго за пределы термич. оптимума вида (для тепловодных рыб 23—290 С, для холодноводных —12— і8°С). Плотность посадки—8—го рыб дл. 1,5—2,о см на і л воды. Рыбы легче переносят перевозку в темноте, поэтому прозрачные ёмкости закрывают светонепроницаемой обёрткой. В таких условиях у рыб уменьшаются обмен веществ и потребление кислорода. Зимой ёмкости обычно обёртывают газетой или плотной материей, помещают в чехлы из войлока или пенопласта, за пазуху и т. д. Летом банки закрывают фольгой, везут дополнит, ёмкости с холодной водой (на подмену), подкладывают кусочки льда и т. д. Иногда при летней перевозке для обогащения воды кислородом применяют груши с распылителем на конце шланга, переносные микрокомпрессоры на батарейках и т. д. Хорошо себя зарекомендовали во все времена года широкогорлые суповые термосы (особенно цельнометаллические).

При длительной Т. р. используют многослойные полиэтиленовые пакеты, установленные в пенопластовые коробки, бытовые сумки-термосы и пр. Паке-ты выбирают неширокие, с прочными швами. Вставив один в другой 2 пакета, ниж. углы стягивают изоляционной лентой, резинкой и пр. на 1,5—2 см от конца, закругляя их. В пакет заливают небольшое кол-во (не более '/4 объёма) аквариумной воды, сажают рыб и закачивают остальной объём мешка кислородом (руками выдавливают из него весь воздух, пропускают шланг от кислородного мешка или баллона в воду и осторожно пускают кислород, обжимая пакеты вокруг шланга вверху).

Надув пакет, шланг аккуратно вынимают, а горловину пакета перекручивают и стягивают резинкой, изоляционной лентой или зажимом. Заполнив рыбой неск. пакетов, их устанавливают в транспортировочные коробки или сумки, дополнительно перекладывая грелками с тёплой водой или льдом (в зависимости от вида рыб). При продолжительности Т. р. от го до 35 ч норма посадки — 300 г живой массы рыб на і л воды, при продолжительности от 35 до 70 ч норму уменьшают до 50—150 г/л. При Т. р. св. 70 ч берут с собой порцию свежей воды и запас кислорода, чтобы перезарядить пакеты в дороге. Рыб с кожным, лёгочным, лабиринтовым или кишечным дыханием перевозят иначе: животных с кожным и лёгочным дыханием—во влажной среде с миним. кол-вом воды (напр., в мокрой траве); рыб, имеющих дополнит, лабиринтовые или кишечные органы дыхания (гурами, петушки, панцирные сомы и др.),—в пакетах, заполненных смесью кислорода и воздуха (в пропорции 1:1 или 1:2, в зависимости от вида рыб). Для Т. р., имеющих острые шипы на плавниках и жаберных крышках (напр., цихлиды), пакеты делают 3- слойные, прокладывая между ними пергаментную бумагу. При Т. р. в самолётах пакет накачивают кислородом неплотно, иначе он лопнет при перепадах давления в полёте. Воду в пакеты заливают отфильтрованную, с добавлением для дезинфекции эрициклина, трипофлавина или метиленовой сини. Иногда в большие пакеты ставят спец. озонаторы, за-правленные перекисью водорода. Такая Т. р. требует повышенной осторожности, т. к. при ударах внеш. колпачок озонатора может сместиться и перекись попадёт в воду.

Во всех случах Т. р. выполняют общие требования к ней. Рыб к перевозке выбирают молодых, здоровых (с нормальной естеств. окраской, расправленными плавниками и ровным передвижением) и сильных, т. к. старые, больные или слабые могут её не перенести. Лучший «дорожный» размер рыб—от '/3 до длины взрослых особей того же вида (обычно это 1,5—2,5 см для видов мелких рыб и з—4 см для крупных). Если рыбы крупнее, нормы посадки уменьшают. За сутки до перевозки рыб перестают кормить (в дороге не кормят ни при каких условиях), в пакеты или ёмкости их сажают непосредственно перед перевозкой, а за 2—з ч до неё рыб помещают в свежую, более холодную (на 2—3° С) воду, что усиливает перистальтику и вызывает ускоренное опорожнение кишечника. Эти меры позволяют избежать загрязнения воды экскрементами и вызванного этим замора рыб при перевозке. Так же как и при кратковременной перевозке, пакеты с рыбой затемняют.

При Т. р. за границу или перевозках аборигенных рыб России внутри страны необходимо иметь соотв. вет. документы (справку, карантинный сертификат и пр.), правила выдачи к-рых заблаговременно выясняют в сан.-эпидемиологич. органах, органах вет. надзора, рыбнадзора и др.

<< | >>
Источник: В. Г. ГРЕБЦОВА М. Г. ТАРШИС Г. И. ФОМЕНКО. ЖИВОТНЫЕ В ДОМЕ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 1994

Еще по теме Транспортировкарыб:

  1. Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Кто ты, собака?, 2010
  2. Любопытное доказательство того, что собаки очень давно одомашнены, приводит советский ученый-языковед академик Н. Я. Марр...
  3. Антропологи изучают кости и скелеты людей очень далекого прошлого, изучают их близких и отдаленных родственников — ископаемых и современных обезьян,— чтоб восстановить путь, который прошел человек в своем развитии.
  4. Находки, проливающие свет на происхождение собак, имеют возраст 8—10 тысяч лет...
  5. Значит, собака пришла сюда вместе с человеком?..
  6. Находка Савенкова произвела сенсацию...
  7. КАК ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
  8. Люди не очень опасались волков, волки же не очень боялись людей и нередко подходили к стоянкам первобытного человека достаточно близко.
  9. Видимо, много, очень много лет жили люди и волки на расстоянии, очень медленно сближались и очень трудно понимали выгодность сближения...
  10. Среди ученых нет единого мнения, ради чего была приручена собака...
  11. Но могло быть и иначе.
  12. Волки жили стаями...
  13. Cуществует еще одна гипотеза, объясняющая появление волков среди людей...
  14. ПОЧЕМУ ЭТО МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ!
  15. Как относились к животным наши далекие предки?..