<<
>>

Индивидуальное мечение насекомых.

  При изучении пмутри- и межвидовых отношений, как правило, работают с индивидуализированным сообществом. Фуражиров шмелей можно метить цветной нитрокраской, используя различные сочетания цветов на спинной стороне грудного отдела, или ярлычками 2x2 мм, отпечатанными на контрастной фотобумаге.
Этикетки наклеиваются клеем «Момент» или «Суперклеем», причем желательно шмелю сделать предварительно легкий наркоз углекислым газом пли азо том, для чего удобно использовать бытовой сифон для газирования воды (рис.34). Углекислый газ можно легко получать, смешивая в любом сосуде уксус и соду. При этом газ отводится через тон кую эластичную трубку, проходящую сквозь плотную пробку сосуда. Затем шмеля фиксируют в станке (рис.51). Метка, как правило, содержит графический символ контурного или сплошного исполнения (рис.35). Применение букв, цифр и их сочетаний хорошо для исследования внутригнездового поведения, на участке же это затрудняет распознавание индивидов фуражиров.

За рубежом для пчеловодов выпускаются н фабричные пластиковые метки с двузначными числами с фоном различных цветов. Их удобно использовать, если проводят многократные отловы для оценки состояния популяции методами «меченье-возврат* (Krebs, 1989)-Тщательно приклеенная меткадержится практически все лето. Правда, шмели зачастую замазывают ее воском, поэтому при длительных наблюдениях его периодически следует счищать скальпелем, отловив шмеля.

Рис. 34. Устройство для наркотизации шмелей:

  1. баллон с углекислым газом (СО,); 2) шланг, подающий газ (СО,); 3) прозрачный стаканчик с плотной крышкой для наркотизации шмелей;
  1. отверстие для вытесняемого воздуха Fig.34- Device for the bumblebees’ anesthesia:

  1. C02 cylinder; 2) CO, supplying pipe;
  1. transparent vessel with airtight lid for immobilization of bumblebees; 4) a hole for extruding air

0 CD

8 0 0

Ot ЇФ

о

cm

0 © 0

A і А А amp; 6 6 6 (sgt; А
' § + ~$с А ж ? ? о ¦
f

*gt;

с? ч * * $ * ч
І 1 г 7 ¦ Ft ? 0-0
сf СУ

Су

Л/

Л/ к * А ж р
t «Ґ W 11 ИМ п (3\ (S\ XX ж

35. Графические символы этикеток индивидуального мечения шмелей Fig.35.

Pictorial symbols for individual marking labels of bumblebees

Методика хронометрирования фуражировочного поведения. Протокол индивидуального поведения записывается в форме последовательности чисел, например 5—7-5—5—О—... и т.д. Каждое число — количество обработанных шмелем цветков в соцветии. Знаком «тире» обозначается перелет насекомого на другое соцветие, а «О» — подлет к соцветию и отказ садиться него. Начало и конец работы шмеля отмечаются по часам с точностью до секунды. Кроме того, с помощью двухстрелочного секундомера отмечается общее время наблюдения и время непосредственной работы шмеля на цветках, исключая перелеты. Процесс хронометрирования ведется двумя наблюдателями: один диктует, а другой записывает. Если работу проводит один человек, приходится применять диктофон. Наиболее полные сведения о фуражировочной деятельнос ти шмелей дают продолжительные наблюдения (до 1,5 часов) за одной и той же особью. Для проведения учетов, этологических наблюдений, регистрации траекторий шмелей исследователи часто используют различные секундомеры. Однако зачастую поведенческая секвенция имеет столь быстрый и насыщенный характер, что любой взгляд, брошенный на секундомер, чреват тем, что будет упущено нечто существенное в поведении животного. Чтобы решить эту проблему, применяют диктофон, видеокамеры и т.д. Все это оборудование не всегда доступно, дорого, зачастую ненадежно в полевых условиях и требует затем дальнейшей дешифровки записей. Мы предлагаем применять звуковой индикатор интервалов времени. Это компактное устройство было спроектировано как для работы в поле с ав тономным источником питания, таки влаборатории с питанием от сети (Богатырев, Богатырева, 2001). Клавишами выставляют па дне плес нужный интервал времени, и прибор подает звуковой сигнал через установленный промежуток. Это позволяет вести наблюдения за животными и регистрировать их поведение, не отводя от них взгляда.

В ходе анализа протоколов мы выделили следующие параметры (в скобках приведены используемые нами их сокращен! і ыс условные обозначения): общее время наблюдения за фуражиром (О); чистое время работы шмеля на соцветиях (Р); количество соцветий, посещенных шмелем за общее время наблюдения (С); количество цветков, посещенных шмелем за общее время наблюдения (Ц); количество отказов от соцветий за общее время наблюдения (Н); среднее количество соцветий, посещенных шмелем за одну минуту общего времени; среднее количество соцветий, посещенных шмелем за одну минуту рабочего времени; среднее количество цветков, посещенных шмелем за одну минуту общего времени; среднее количество цветков, посещенных шмелем за одну минуту рабочего времени; среднее количество цветков, посещенных в одном соцветии: максимальное количество цветков, посещенных в одном соцветии.

Кроме того, для оценки эффективности использования шмелем

о

времени фуражировки введен показатель К= — 100%, а для оценки

доли отказов от соцветий — другой парамет р Ф= ——— 100%. Наиболее

С + н

информативно хронометрирование поведения фуражиров с одновременной фиксацией траекторий их передвижения по участку.

 

<< | >>
Источник: Богатырев Н.Р.. Прикладная экология шмелей. — Новосибирск: Изд-во Городского центра развития образования,2001. — 160 с.. 2001

Еще по теме Индивидуальное мечение насекомых.:

  1. ’’МЕЧЕНЫЕ АТОМЫ”
  2. Индивидуальный и групповой отбор
  3. Теории индивидуального отбора
  4. Индивидуальные особенности питания
  5. Индивидуальные различия.
  6. Глава З Индивидуальная фуражировк
  7. 8.1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В БИОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  8. Глава 16. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ
  9. 6.2. РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ. МУЛЬТИГЕННЫЕ СЕМЕЙСТВА
  10. Глава 3. Врожденное и приобретенное в индивидуальном развитии
  11. ГЛАВА 8 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ
  12. 9.1. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных способностей животных
  13. 13.4. Организм как целое в историческом и индивидуальном развитии. Соотносительные преобразования органов
  14. 1.1. Мир почв, измененных деятельностью человека:индивидуальность почвенных тел и континуальностьпочвообразования
  15. Часть II. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТКИ И ТКАНЕЙ, НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ
  16. КЛАСС НАСЕКОМЫ
  17. КОЭВОЛЮЦИЯ НАСЕКОМЫХ И РАСТЕНИЙ
  18. Насекомые
  19. НАСТОЯЩИЕ НАСЕКОМЫЕ