<<
>>

§2. Периоды онтогенеза 2.1. Пренатальный

При анализе любого проявления психической деятельности прежде всего встает вопрос о врожденных и приобретаемых компонентах поведения. Еще со времён классификаций Ламарка и Дарвина ученые полагали, что поведение животного складывается из врожденных и благоприобретенных свойств, однако их соотношение всегда было предметом жарких споров.

Некоторые ученые отстаивают точку зрения, по которой всё, или практически всё, в поведении животных, особенно позвоночных, является благоприятным, т.е.

всему животное должно научиться, причем учится оно уже с эмбрионального периода. Американский ученый Цинн Янг Куо, в 20-30 годах ХХ века объяснял весь процесс формирования животного только накоплением двигательного опыта и изменениями в окружающей зародыш среде. Куо изучал эмбриональное поведение на многих сотнях куриных зародышей. Он разработал и осуществил уникальную технику операций на курином эмбрионе: перемещал зародыш внутри яйца, вставлял окошки в скорлупу и т.д. Куо сумел доказать, что в ходе эмбриогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов и постепенное совершенствование двигательных функций путем накопления «эмбрионального опыта». Куо доказывал, что врожденного поведения практически не существует. То, что в жизни представляется инстинктивными двигательными реакциями, на самом деле благоприобретенные движения, только животное училось им в ходе эмбриогенеза. В его опытах было показано, что эмбрионы цыплят осуществляют различные двигательные реакции, похожие на те, что будут проявляться во взрослом поведении. Эмбрионы поворачивали голову, сгибая ее. И если первые движения были хаотичные и беспорядочные, то постепенно они становились все более и более совершенными, как если бы животное «научалось».

Однако современная наука полагает, что эмбриональное обучение, как его представлял Куо, играет в развитии поведения подчиненную роль - оно является развитием и видоизменением определенного генетического зачатка, воплощением и реализацией в индивидуальной жизни особи видового опыта, накопленного в ходе эволюции. Особенно наглядно роль генетически фиксированных программ проявляется у новорожденных кенгуру, которые появляются на свет в столь незрелом состоянии, что их можно сравнить с эмбрионами высших животных. Однако детеныш кенгуру совершенно самостоятельно перебирается в сумку матери, осуществляя при этом сложные двигательные и ориентационные реакции. Что же касается самого термина «эмбриональное обучение», в современной зоопсихологии получил большее распространение другой термин - «эмбриональная тренировка». 2.2.

<< | >>
Источник: Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с.. 2008

Еще по теме §2. Периоды онтогенеза 2.1. Пренатальный:

  1. 7.1. ЭТАПЫ. ПЕРИОДЫ И СТАДИИ ОНТОГЕНЕЗА
  2. 9.1. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА
  3. 7.2. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПЕРИОДОВ ОНТОГЕНЕЗА, ИМЕЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭВОЛЮЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
  4. 6.4.4. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний
  5. §1. Понятие онтогенеза
  6. Эволюция онтогенез
  7. Эволюция онтогенеза
  8. Онтогенез — основа филогенеза
  9. Периодизация онтогенеза
  10. Эволюция стадий онтогенеза
  11. 13.2.3. Онтогенез — основа филогенеза
  12. Целостность и устойчивость онтогенеза
  13. Эпигенетическая регуляция онтогенеза
  14. Эмбрионизация онтогенеза
  15. Генетическая регуляция онтогенеза
  16. Общие представления об онтогенезе разных организмов и специфика его эволюции
  17. 8.2. МЕХАНИЗМЫ ОНТОГЕНЕЗА 8.2.1. Деление клеток
  18. Автономизация — главное направление эволюции онтогенеза
  19. Соотношение филогенеза и онтогенеза в свете палеонтологических данных