<<
>>

3.4.2. Латентное обучение

По определению У. Торпа, латентное обучение — это «...образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления».

Элементы латентного обучения присутствуют практически в любом процессе обучения, но могут быть выявлены только в специальных опытах.

В естественных условиях латентное обучение возможно благодаря исследовательской активности животного в новой ситуации.

Оно обнаружено не только у позвоночных. Эту или сходную способность для ориентации на местности используют, например, многие насекомые. Особенно хорошо латентное обучение изучено у перепончатокрылых. Так, пчела или оса, прежде чем улететь от гнезда, совершает «рекогносцировочный» полет над ним, что позволяет ей фиксировать в памяти «мысленный план» данного участка местности.

Наличие такого «латентного знания» выражается в том, что животное, которому предварительно дали ознакомиться с обстановкой опыта, обучается быстрее, чем контрольное, не имевшее такой возможности.

В настоящее время термин «латентное обучение» употребляется редко и лишь в определенном контексте. Однако на самом деле этот феномен достаточно широко распространен. Например, в разделе 4.8.2 будет показано, что оно сопровождает выработку простых инструментальных УР (открывание кормушек разного цвета). Птицы (вороны и голуби) запоминают число единиц подкрепления, получаемого при действии стимулов разного цвета, а затем используют эту информацию в новой ситуации (Зорина и др., 1991). В гл. 5 мы покажем, что феномен, который Л. А.Фирсов называет «вторичным обучением», по существу можно считать одним из вариантов латентного обучения.

92

<< | >>
Источник: 3. А. Зорина, И. И. Полетаева . Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / — М.: Аспект Пресс.- 320 с.. 2002

Еще по теме 3.4.2. Латентное обучение:

  1. ЛАТЕНТНЫЕ И ПЕРСИСТЕНТНЫЕ ИНФЕКЦИИ
  2. 3.4.7. Инсайт-обучение
  3. Опосредованное обучение
  4. 3.4.3.1. Обучение в радиальном лабиринте
  5. 3.3.2. формирование «установки на обучение»
  6. Опосредованное обучение в семейных группах
  7. Обучение
  8. 8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных
  9. Групповое обучение в несемейных группах
  10. 3.4.5 Обучение «выбору по образцу»
  11. 6.3. Обучение животных языкам-посредникам