<<
>>

3.11.4. Технология строительства каналов в зимний период

В подготовительный период к устройству каналов в зимнее время необходимо выполнить следующие работы: разбивка трасс; доставка машин, оборудования, стройматериалов, ГСМ; оборудование полевого стана для обогрева и питания рабочих, ремонтных и складских хозяйств; организация связи объекта с базой; проведение мероприятий по предохранению грунта от глубокого промерзания.

Технология зависит от глубины промерзания грунта и имеющихся машин для его рыхления и разработки. Необходимо заблаговременно подобрать труднодоступные в летний период участки с наименьшим промерзанием грунта. Объекты по возможности должны находиться вблизи дорог общего пользования на минимальном удалении от центральной производственной базы и населенных пунктов. Не рекомендуются объекты с погребенной древесиной и включением камней более 5–10 м3/га.

В качестве первоочередных следует выбирать объекты по переустройству и реконструкции сети на болотных массивах; естественные болота, покрытые кустарником, тростником, мхом или травой, с мощностью торфа свыше 0,5 м и стоянием грунтовых вод на уровне поверхности или близко к ней; заболоченные земли, заросшие кустарником и травой, с высоким стоянием грунтовых вод; чистые болота с высоким УГВ и малой плотностью торфа (до 100 кг/м3).

В зимний период целесообразно строить каналы с площадью поперечного сечения свыше 8 м2.

Трудоемкость и себестоимость разработки грунта экскаваторами зимой всегда больше, чем в летнее время, что обусловлено многими факторами: толщиной мерзлого слоя; размерами русла; средствами, применяемыми для рыхления; полнотой и своевременностью выполнения всего комплекса подготовительных мероприятий. Рекомендуется откосы выполнять менее крутыми, глубину – на 0,1 м больше проектной, так как при оттаивании грунт на откосах оплывает, летом требуется очистка с доработкой откосов. Количество объектов должно быть минимальным, чтобы создать максимальную концентрацию машин.

В зависимости от глубины промерзания и прочности грунта предлагаются три технологические схемы (с использованием предзимнего рыхления) с рекомендациями:

ТС-1 при h ≤ 0,7 м, С ≤ 15 ударов динамического плотномера – очистка трассы от снега перпендикулярно оси канала, разработка экскаватором (ковш с зубьями);

ТС-2 при h ≤ 0,5…0,7 м, С = 16…40 – очистка трассы от снега, рыхление рыхлителем РК-1,2 перпендикулярно оси канала, разработка экскаватором;

ТС-3 при h = 0,5…1,2 м, С = 40…60 – то же, но рыхление двумя слоями с удалением верхнего разрыхленного слоя бульдозером.

При всех технологических схемах возможно применение дискофрезерных или баровых машин с нарезкой продольных или продольных и поперечных (под углом 60о к оси канала) щелей с послойным рыхлением рыхлителем РУ-65-2,5 или РНТ-1 и перемещением разрыхленного грунта бульдозером на расстояние до 10 м.

Технология зимнего строительства каналов принципиально не отличается от летней. Если технологическая схема предусматривает строительство каналов в одну стадию одним или двумя – тремя проходками экскаватора, то строительство ведется полным сечением в зимнее время, расстояние между экскаваторами должно составлять 15–20 м (не более 1–2 суток), между экскаватором и бульдозером – 20–25 м. Зачистку откосов при этом выполняют сразу за экскаватором, пока грунт не промерз. При строительстве каналов в неустойчивых грунтах, когда технологическая схема предусматривает технологические перерывы, в зимнее время устраивается только пионерная траншея (первая стадия) одним, двумя проходками экскаватора или взрывом. Последующие стадии выполняются в летне-осенний период.

Разравнивание кавальеров, во избежание их промерзания, следует выполнять не позднее 1–2 суток после выемки грунта.

Во всех случаях – разравнивают грунт или нет – в кавальерах делают разрывы в пониженных местах для беспрепятственного стока поверхностных вод в канал. При необходимости в зимнее время допускается частичное разравнивание кавальеров с окончательной доработкой их в весенне-летний период.

<< | >>
Источник: М. А. Шух. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ. 2014

Еще по теме 3.11.4. Технология строительства каналов в зимний период:

  1. СТРОИТЕЛЬСТВО СОТОВ
  2. 8.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ УЧАСТКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО
  3. 8.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ УЧАСТКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО
  4. 2.2.1.2. Изучение частоты встречаемости и плотности популяции грибов рода Malassezia в слуховом канале клинически здоровых животных
  5. 2.2.1.3. Изучение частоты встречаемости и плотности популяции грибов рода Malassezia в слуховом канале животных с проявлениями отитов
  6. ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  7. М. А. Шух. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ, 2014
  8. Энергосбережение в технологии возделывания кукурузы
  9. Урожайность зерна гибридов кукурузы в зависимости от интенсивности технологии возделывания
  10. Одиннадцатая динамика. Технология игры