ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социально-экономические преобразования в России и последующий экономический спад всего производства в стране, включая сельское хозяйство, привели к сокращению общей площади сельскохозяйственных земель и стихийному выводу из сельскохозяйственного оборота (забрасыванию) от 30 до 40 млн га земель.

В настоящий момент конкретная статистическая информация о количестве, качестве и географическом положении земель носит преимущественно характер экспертных оценок. Это является следствием ликвидации государственной земельной службы. В результате свернуты работы по землеустройству, почвенному и геоботаническому обследованию, резко сокращены объемы агрохимического обследования, государство фактически утратило функцию управления земельными ресурсами, должным образом не осуществляя учет и инвентаризацию земель, планирование развития землепользования, землеустройство, а также контроль за использованием земель и их охраной.
Решение вопроса использования земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота, возможно только на основе получения достоверной информации об их положении и почвенно-агроэкологическом состоянии на базе единой геореференсированной системы полей страны, которая может быть использована во всех картографических масштабах.
В последнее время в агропромышленном секторе экономики произошли позитивные перемены. Бесспорно, наиболее важным значимым событием является утверждение Правительством РФ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Хорошим подспорьем в реализации задачи технологического прорыва в АПК и регулирования земельных отношений являются созданные учеными Россельхозакадемии, вузов страны, специалистами Минсельхоза России научная, концептуальная и нормативная базы. Утверждена «Концепция развития аграрной науки на период до 2025 г.», подготовлен доклад «О развитии агротехнологий и формировании государственной технологической политики в сельском хозяйстве». С участием Минсельхоза России разработано «Методическое руководство по агроэкологической оценке земель, проектированию адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий». Подготовлены и апробированы «Концепция развития агрохимии и агрохимического обслуживания сельского хозяйства Российской Федерации на период до 2010 года», «Концепция мелиорации сельскохозяйственных земель в России», «Концепция обеспечения устойчивого развития агропромышленного производства в условиях техногенеза». Подготовлен и обсужден на Президиуме Россельхозакадемии (июль 2007 г.) доклад «Проблемы деградации, охраны и восстановления продуктивности сельскохозяйственных земель России». Данный документ по проблеме состояния и возврата в сельскохозяйственное производство и консервации земель, выбывших из оборота, является хорошим дополнением к предлагаемому перечню. Реализацию в полной мере положений и выводов этих документов можно рассматривать как совместную задачу руководства отрасли и ученых как осуществление единой агротехнологической политики на основе мощной материальнотехнической базы — ресурсов углеводородов, энергетики и промышленности минеральных удобрений, богатого природно-климатического потенциала, достижений науки мирового уровня, финансового ресурса.
Достичь поставленных целей возможно только при оптимизации использования земельноресурсного потенциала России, которая располагает десятой частью продуктивных земель мира.
Земельные ресурсы России остро нуждаются в перераспределении в пользу повышения потенциала их сельскохозяйственного использования.
В области аграрной экономики главной задачей являются завершение реформы земельного оборота, создание условий для развития ипотеки сельскохозяйственных земель, реальных гарантий прав на земельные паи. Новые земельные отношения нуждаются во введении «приводных механизмов» по их реализации.
Необходимо усилить государственный контроль за состоянием земельных ресурсов, остановить разрушение земельной, агрохимической, фитосанитарной и прочих служб. На основе достижений науки изменить экстенсивный характер хозяйствования, чреватый деградацией почвенного покрова, обеспечить производство конкурентоспособной продукции, предотвратить негативные социально-экономические и экологические проблемы, создающие угрозу национальной безопасности России.
Свертывание в прошлом работ по мониторингу и охране земель, а также недофинансирование мероприятий различных уровней, включая ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.», привели к качественному ухудшению земельноресурсного потенциала страны. При этом в ряде случаев из оборота изъяты ценные и особо ценные сельскохозяйственные угодья, в том числе уникальные объекты научных и образовательных учреждений. Площади мелиорированных земель сократились.
По расчетам специалистов, суммарный ежегодный недобор растениеводческой продукции из-за ухудшения использования земли составляет не менее 120 млн т в зерновом эквиваленте или порядка 350 (а теперь и более) млрд руб. в год. Поэтому финансовые средства, требующиеся для осуществления мероприятий по восстановлению земель, в том числе для освоения новых земель и вовлечения их в сельскохозяйственный оборот взамен утраченных, рекультивации нарушенных земель, реконструкции мелиоративного комплекса, восстановления площадей многолетних насаждений (садов, виноградников, ягодников, хмельников, многолетних эфироносов и др.) вполне окупятся за счет получения дополнительной продукции.

В этой связи обнадеживающе своевременно Постановление Правительства РФ (№ 192, от 29.03.07) о закреплении за Минсельхозом России дополнительных полномочий по использованию земель сельскохозяйственного назначения и созданию при министерстве специализированного департамента. Представляется, что создание и эффективное функционирование такой земельной службы способны решить большинство проблем и в производственной, и в социальной сферах АПК России.
Вопрос использования земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота, должен быть составной частью общей стратегии и тактики рационального использования и управления земельными и почвенными ресурсами. Для этого нужна единая государственная земельная служба, способная заниматься всеми вопросами землепользования, в том числе стратегическим планированием и политикой рационального и дифференцированного использования земель с целью обеспечения продовольственной и экологической безопасности страны.
В связи с этим настоящий доклад может быть положен в основу деятельности вновь создаваемой земельной службы, использован при подготовке научных программ ученых, будет полезным практикам. 
<< |
Источник: Г. А. Романенко. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России,выбывших из активного сельскохозяйственного оборота. 2008

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  3. Заключение
  4. Заключение эксперта
  5. Заключение
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ