<<
>>

Аркто-бореальное

Под этим широкоупотребимым названием (синонимы — арктическо-бореальное, - бореально-арктическое) скрываются самые разные типы распространения. В качестве примера на рис. 6.21 и 6.22.

приведены ареалы двух видов полихет, каждый из которых можно, казалось бы, назвать аркто-бореальным.

Ареал Laonice cirrata. По А.В. Сикорскому (2001)

Рис. 6.21. Ареал Laonice cirrata. По А.В. Сикорскому (2001).

Первый вид — Laonice cirrata (рис. 6.21) — типичный аркто-бореальный. Второй вид — Samythella elongatci (рис. 6.22) — ясно приурочен к материковому склону и даже ложу и заходит на шельф лишь по желобам. В пределах Северного Ледовитого океана его распространение сходно с распространением панарктических глубоководных видов, но ареал включает существенную (наиболее глубоководную) часть области распространения приатлантических шельфовых видов (в первую очередь — желоба юго-запада Баренцева моря). За пределами Северного Ледовитого океана он обитает на материковом склоне и ложе, в верхних горизонтах склона обитает лишь во внутренних морях и заливах: Охотском море, Калифорнийском заливе. Диапазон вертикального распространения в Тихом океане — 664-5461 м, в Атлантике — 274-2022 м.

Ареал Samythella elongata

Рис. 6.22. Ареал Samythella elongata.

Таким образом, хотя оба этих вида — аркто-бореальные, их ареалы различны. Строго говоря, Samythella elon- gata и не следует называть аркто-бореальным видом, поскольку ни абиссаль, ни батиаль не являются бореальными районами, а глубоководные арктические провинции хотя и называют арктическими, но отличаются они от шельфовой больше, чем бореальные шельфовые. Поэтому правильно будет называть аркто-бореальны- ми видами только шельфовые.

Но и применяя это название только к шельфовым видам, мы сталкиваемся с определёнными трудностями. Аркто-бореальные виды, как явствует из названия, обитают как в арктических, так и в бореальных районах. Однако, поскольку бореальных регионов существует несколько, возможны самые различные сочетания, причём число различных типов ареалов будет определять число выделяемых бореальных районов. Фактически под одним названием скрываются более десяти, если не несколько десятков разных типов ареалов. В сухом остатке при использования этого термина остаётся то, что вид в своём распространении ограничен аркто-бореальной областью и встречается в арктическом шельфовом и одном, нескольких или даже всех других регионах, поскольку все остальные регионы этой области называют бореальными. В качестве примера рассмотрим распространение аркто-тихоокеанских видов.

Аркто-тихоокеанские виды

Ареал аркто-тихоокеанских видов охватывает бореальные районы Тихого океана и Северный Ледовитый океан, т. е. он относится к аркто-бореальной группе ареалов. В Атлантическом океане, они, если и встречаются, обитают только в охлаждённых водах у Северной Америки, населённых арктической шельфовой ЦС (Несис, 1962а, б, 1968). Примером этого типа ареалов являются ареалы Serripes groenlandicus и Ciliatocardium (в атлан- то-арктической части ареала род представлен одним видом С. cdiatum) (рис. 6.23) (Скар- лато, 1981; Кафанов, 1982; Кафанов, Кудряшов, 2000: 145). Некоторые виды распространены в Тихом океане ещё шире (см. ареал Nothria hyperborea на рис. 5.1 и 5.9).

В Северном Ледовитом океане ареал аркто-тихоокеанских видов включает арктическую шельфовую провинцию или/и приатлантическую шельфовую, реликтовые популяции могут сохраняться в норвежских фьордах, замерзающих зимой. При этом виды, обитающие в Тихом океане в верхней сублиторали, не проникают в приатлантическую шельфовую провинцию, виды обитающие в Тихом океане глубже, — проникают. Так, оба рассмотренных выше вида Cardiidae обитают в Тихом океане только на мелководье и не спускаются глубже 78 м, т.

е. в этом районе это — верхнесублиторальные виды (Скарлато, 1981). В Северном Ледовитом океане, где нет разделения сублиторали на верхнюю и нижнюю, Serripes groenlandicus, тем не менее, также обитает преимущественно на мелководье, тогда как Ciliatocardium ciliatum — и на бульших глубинах (Месяцев, 1931; Филатова, 1948). Более глубоководная полихета Nothria hyperborea, обитающая в Тихом океане до глубин в несколько километров, а в Норвежском море в массе встречающаяся на глубине около 1 км, — массовый вид в приатлантической шельфовой провинции.

Судя по распространению аркто-тихоокеанских видов в Тихом океане, они способны обитать в диапазоне условий гораздо более широком, чем существуют в атланто-арк- тической части их ареала. Иными словами, отсутствие их в бореальной Атлантике с позиций континуализма совершенно необъяснимо. Можно, конечно, говорить о конкурентном замещении видов, но этим невозможно объяснить, почему границы ареалов аркто-тихо- океанских видов, относящихся к самым различным трофическим группам, предпочитающих разные грунты и т. п., совпадают с удивительной точностью. Возможно, поэтому этот тип ареала почти никогда не выделяют, особенно в работах по биогеографии Арктики, относя такие виды к аркто-бореальным без дальнейшего подразделения этой группы, а большое число аркто-бореальных видов используют как аргумент о существенном влиянии биоты Атлантики на биоту Арктики.

Зато с позиций структурализма ареал такого типа совершенно понятен: проникнув из Тихого океана в Северный Ледовитый океан, аркто-тихоокеанские виды, как члены арктической шельфовой ЦС, обитают во всём её ареале. Однако войти в состав атлантических бореальных шельфовых ЦС смогли не все, причём входили они преимущественно в состав более глубоководной провинции. При образовании норвежскоморской приатлантической шельфовой ЦС в её состав вошли некоторые из них, которые в Тихом океане обитали в аналогичной ЦС (Nothria hyperborea). Более мелководные (Serripes groenlandicus, Ciliatocardium ciliatum) по своим биологическим особенностями (аутоэкологии,

Serripes groenlandicus Аркто-тихоокеанский тип ареала двустворчатых моллюсков Cardiidae

Рис.

6.23. Аркто-тихоокеанский тип ареала двустворчатых моллюсков Cardiidae 1 — эоцен, 2 — олигоцен, 3 — миоцен, 4 — плиоцен, 5 — плио-плейстоцен и плейстоцен, 6 — современный ареал. По О.А. Скарлато, 1981 и А.И. Кафанову, В.А. Кудряшову (2000), распространение обоих видов исправлено по Brattegard, Holthe (1997): Ciliatocardium ciliatum встречается чуть южнее, чем указывает О.А. Скарлато, тогда как Serripes groenlandicus не заходит так далеко на юг, как показано на карте А.И. Кафанова.

Один энтомолог-таксономист, когда ему попадался жук, сочетавший признаки видов, которые он только что разделил, бросал его на пол и, давя и растирая ногой, приговаривал: «не порти вид, не порти вид» (научный фольклор).

преадаптациям) должны бы были войти в состав скандинавской мелководной ЦС, но сделать этого они почему-то не смогли.

Сходный характер распространения имеют и некоторые арктическо-верхнебореальные тихоокеанские по происхождению виды, явно вселившиеся в приатлантическую шельфовую провинцию из Арктики, например Voiliitopsius norvegicus (Кантор, 1990).

<< | >>
Источник: И.А. Жирков. Жизнь на дне. Био-экология и био-география бентоса. 2010. 2010

Еще по теме Аркто-бореальное:

  1. Взаимодействие морских бореальных биот Атлантики и Пацифики
  2. Верхние горные леса и альпийский пояс
  3. Амфибореальное
  4. Развитие болот в средней тайге
  5. Пространственно-временные закономерности развития болотных систем в голоцене
  6. 5.2.1. Развитие болот в северной тайге
  7. СОСТОЯНИЕ РЕЛИКТОВОГО ЛУПИШКИНСКОГО БОЛОТАВ ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ М. Я. Войтехов
  8. ТИПЫ АРЕАЛОВ
  9. БОЛОТНЫЕ ГЕОСИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ МЕЩЕРЫ И ИХВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРИЛЕГАЮЩИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
  10. КОРОТКОПЕРИОДНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ОТОРФОВАННОСТИЗАБОЛОЧЕННЫХ ЛЕСОВ
  11. Флористические области и флористические царства
  12. Глава 1. ГЕНЕЗИС И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧВ
  13. Развитие болот в южной тайге
  14. Методы группирования регионов
  15. НАКОПЛЕНИЕ ХОРОШО- И СИЛЬНОРАЗЛОЖИВШЕГОСЯВЕРХОВОГО ТОРФА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ НАЧАЛАБОЛОТООБРАЗОВАНИЯ
  16. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДИНАМИКИ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРНОЙ ЛЕСОСТЕПИПО ДАННЫМ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙБОЛЬШЕБЕРЕЗОВСКОГО БОЛОТА(БАССЕЙН ВЕРХНЕГО ДОНА, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ) Е. М. Волкова, О. В. Бурова, Е. Ю. Новенко
  17. Ценотическая система в стабильном окружении
  18. ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ БОЛОТВ МОДЕЛИ ЧИСЛЕННОГО ПРОГНОЗА ПОГОДЫ ПЛАВ А. Ю. Юрова, М. А. Толстых